Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Мы наш, мы новый мир построим*. Россия и Китай создадут модель мирового порядка вместе

Общество
Подписание долгосрочного договора о сотрудничестве России и Китая не только открывает новую страницу в отношениях наших стран, но и знаменует собой наступление новой эпохи в глобальной системе мирового порядка. Две крупнейшие евразийские державы бросают вызов США и их союзникам и собираются создавать новый полюс силы на международной арене. Каким же будет новый мир? Что ждут друг от друга Россия и Китай и какие варианты сотрудничества они готовы предложить остальным участникам международных отношений?

Об этом корреспондент «ВМ» беседовал с заведующим отделения Востоковедения НИУ ВШЭ, доктором исторических наук, профессором Алексеем Масловым.

- Алексей Александрович, ряд аналитиков расценивает российско-китайский альянс как попытку создать новый полюс силы в противовес глобальной политике США. Самый острый конфликт со времен окончания холодной, который сейчас развернулся вокруг украинских событий, где Россия не может проявить слабость, поставил нас перед необходимостью поиска союзника, сопоставимой с США «весовой категории». Получается, что мы совместно с Китаем будем строить свою модель мирового порядка?

- Конечно! Мы можем с полной уверенностью говорить о том, что Россия и Китай совместно стремятся к переустройству мира. При этом речь идет не об улучшении существующего миропорядка, где ведущую роль играет США, а к созданию параллельной структуры, но не в виде нового политического блока, а в виде реструктуризации мировых отношений среди стран, ущемленных американской политикой.

Достижение этой цели займет много лет, и главным условием будет являться постоянный поиск новых связей и точек взаимодействия между двумя нашими странами, чтобы сохранить динамику и завязать отношения, рассчитанные на дальнюю перспективу.

- Как же в таком случае может выглядеть российско-китайский альянс? Сегодня уже существует ряд международных организаций, таких как ШОС, БРИКС, где участвуют наши страны. Что ожидает эти международные структуры? Их придется упразднить, реформировать, или создать какие-то новые?

- Важно понимать, что Китай не пытается создавать или участвовать в блоках стран, устроенных по западному образцу. Возьмем, например, НАТО или ЕС. Все государства-участники формально должны подчиняться общим правилам и действовать в жестких рамках совместного договора. В определенной мере это является ущемлением некоторой части суверенитета.

Китайское руководство избегает связывать себя подобным образом. Подход ко внешней политике в Китае предельно прагматичен, приоритетная задача – получение политической выгоды и экономической прибыли. Поэтому вместо военных союзов заключаются экономические договоры, которые позволяют Китаю не быть связанным какими-то рамками военно-политических союзов. Взять например ШОС. По сути, сегодня это организация «азиатского» типа которая, по сути, представляет собой площадку для переговоров и согласования позиций. Российско-китайские договоры были бы возможны и без участия в ШОС. Строго говоря ни один по-настоящему крупный экономический проект в рамках ШОС пока не реализован.

Но Китай вполне устраивает именно такая внешняя политика и такой формат отношений, он стремится скорее не к простому участию в многосторонних договорах, но к их финансовому спонсорству. После подписания газового контракта в Китаем говорят о крутом повороте России в Азию, однако, это поворот прежде всего в Китай. Отношения с нашим соседом являются ключевым фактором в азиатской политике вообще, поскольку Китай движется к тому, чтобы быть ключевой страной в азиатском регионе и Россия выстраивает политику соответствующим.

- США тоже не хотят сдавать позиции в Индокитае и Ближнем Востоке, тем более, что в этом регионе давно существует мощное военное присутствие американцев. В военном плане Китай пока слабее США, что же Пекин может предпринять для расширения и укрепления зоны своих интересов?

- Обладая колоссальными финансовыми средствами, китайские бизнесмены вкладывают деньги в экономику развивающихся стран Азии и Африки, причем объем торговли с Африкой превысил 200 млрд дол.. Большинство этих проектов рассчитаны на долгую перспективу, а некоторые могут и вовсе провалиться, но у Китая есть деньги и он идет на этот риск. В результате целые отрасли экономики фактически оказываются под контролем китайского капитала. Кроме этого, формируется мощное прокитайское лобби и улучшается имидж этой страны в глазах местного населения. Пример – сеть из сотен Институтов Конфуция, открывающихся по всему миру.

При этом в экономике Китай очень редко идет на реальное кооперирование с кем-либо. Одной из особенностей китайского менталитета является быстрое усвоение чужого опыта и его воспроизведение. Реализуя этот подход, Китай пытается постепенно выдавливать конкурентов с рынков других стран.

- Но ведь такой подход несет риски для России, которая пытается активно сотрудничать не только с Китаем, но и с другими странами регионов Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Значит в отношениях наших стран всегда будет сохраняться некоторое напряжение?

- Не совсем. Вспомним Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года. В нем четко закреплено положение, что отношения стран основываются на доверительном партнерстве. Положение о доверии очень важное, чего, кстати, нет ни в одном из договоров с США. Но что значит для Китая взаимное доверие с Россией? Это гарантия поддержки политики китайского руководства по важнейшим стратегическим областям. Один из главных лейтмотивов китайской внешней политики сегодня – укрепление статуса мировой державы. Китай пытается очень активно участвовать в работе всех международных организаций, там самым показывая, что готов к участию в решении мировых проблем, экологических, экономических, здравоохранения, продовольствия и других.

При этом, Китай никогда не проводил политику экспансии по западному образцу, да и к силовому захвату территорий никогда не стремился. Что лежит в основе конфликтов из-за островов в Южно-Китайском море и вокруг Тайваня? Китай настаивает на своей исторически-обусловленной юрисдикции над рядом территорий, , но речь о присоединении каких-то новых земель не идет. Сегодня Москва и Пекин поддерживают позиции друг друга в острых вопросах международных отношений. В этом как раз и заключается взаимная и очень важная выгода для двух стран.

- США, да и многие страны Запада в какой-то мере зависимы от китайской экономики и, прежде всего, от дешевых, пока еще, товаров, произведенных в Китае. Кто кому в итоге нужнее? И возможно ли в этой ситуации реальное давление со стороны США без ущерба для американских интересов?

- Американцы пытаются давить, но делают это осторожно. Дело в том, что современный Китай – самый богатый держатель золотовалютных резервов, из которых 65% размещены в американских ценных бумагах и долларах. Китай таким образом как бы спонсирует США. При этом американской администрации не выгодно усиление Китая в регионе Юго-Восточной и Средней Азии. Обе страны периодически предпринимают антидемпинговые меры друг против друга, но это, по сути, мелкие уколы, которые не меняют общей картины.

В Китае развивается капитализм и уровень жизни населения растет. Мы помним, что буквально 10-15 лет назад стоимость рабочей силы в Китае была в разы меньше, чем в Европе. Сегодня ситуация изменилась. Некоторые компании, например Apple, переносят производство из Китая обратно в США. Регионом, где рабочая сила по-прежнему стоит недорого, является Юго-Восточная Азия. И США очень грамотно выдавливают оттуда Китай, играя на исторических противоречиях, например с Вьетнамом и Индией. Действительно, отношение к Америке у вьетнамцев после войны очень сложное, но и с Китаем отношения тоже непростые, поскольку в недавнем прошлом, 1979 г., две эти страны также пережили военное столкновение.

Поэтому Вьетнам сегодня охотнее смотрит в сторону США поскольку общих границ, как следствие, конфликтов, с ними нет, а Китай – вот он. Еще ярче ситуация проступает на примере Индии. Между этой страной и ее соседом не разрешены ряд острых вопросов, связанных как с границами, так и с некоторыми политическими моментами. На этих противоречиях американской дипломатии удается ловко играть, не допуская чрезмерного, по мнению США, усиления Китая в регионе. Американцы пытаются выдавить и Россию с индийских рынков, прежде всего как поставщика современного вооружения, и нередко американцам это удается.

- Китай, с одной стороны, четко обозначает зону своих геополитических интересов и не очень хочет ее с кем-то делить , а с другой подписывает в нашей страной договоры на долгую перспективу. Мне кажется, что здесь мы видим воплощение типично восточной стратегии, суть которой заключается в постоянном лавировании между союзниками и противниками, но без обозначения определенной приверженности к той или иной стороне. Почему же Китай все-таки не сделал поворот в пользу США?

- Потому что Китаю сейчас выгодно и важно именно сотрудничество с Россией. С одной стороны, Россия и Китай оказывают друг другу всемерную поддержку на международной арене, мы видим это и на примере событий на юго-востоке Украины, где наша страна не может показать сегодня политическую слабость. С другой - и это очень устраивает Москву и Пекин - обе страны не вмешиваются во внутренние дела друг друга. Кроме того, Россия сегодня – единственное не азиатское государство, которое поддерживает Китай в его стремлении «щелкнуть по носу» США. Таким образом Китай ясно дает понять, что среди его союзников – не только государства Азии, но и Европы. Можно долго спорить насколько Россия европейская страна, но безусловно то, что культурная матрица России абсолютна не схожа с китайской и гораздо ближе к Европе.

- Сейчас пока рано говорить о каких-то конкретных результатах российско-китайского альянса, и все же, если мы немного заглянем в будущее, каким на ваш взгляд будет прогноз развития отношений наших стран в контексте строительства нового мирового порядка?

- России и Китаю придется выдерживать нарастающее давление со стороны Запада. Причем по уровню дипломатической «игры» США пока превосходят наши страны. В Америке была создана большая и эффективно работающая сеть аналитических центров китаеведческой направленности, в развитие которой вложены огромные деньги. В нашей стране, наоборот, наблюдается дефицит специалистов, которые могли бы глубоко разбираться в основах самой китайской цивилизации и китайского видения мира.

Российская политика более склонная к рывковому развитию, в том числе и на международной арене. Мне кажется, что наш опыт форсированного движения и китайская постепенность дополнят друг друга как инь и ян. Однако, необходимо помнить, что двум нашим странам необходимо постоянно искать новые уровни и формы взаимодействия, и не только в сфере поставок энергоресурсов. Безусловно, совместный потенциал двух стран – огромный, но он не разовьется в полной мере, если действовать только по одному направлению.

ОБ АВТОРЕ

Геннадий Окороков. Корреспондент "ВМ". Основная сфера интересов — международные отношения.

*Строка из "Интернационала"

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.