«Могут ужесточить»: почему россиянам «наплевать» на санкции США и Европы
На санкции, которые были введены США в отношении РФ, россиянам уже наплевать, но есть риск принятия ряда других болезненных мер. О том, как они повлияют на жизнь простых граждан, в беседе с «Вечерней Москвой» рассказали политологи.
Отсутствие определенности
Политолог Наталия Елисеева считает, что санкционная борьба, которая может реально ударить по США и России, пока отодвинута на более дальний срок. А на ранее введенные против страны санкции, по ее словам, «по сути, россиянам наплевать».
— Повлияют ли на простых людей? Да, действительно, будут удары по топливно-энергетическому комплексу. Но на данный момент считаю, что пока это опрометчиво, все-таки виток натянутых отношений тянется с 2014 года. И за эти семь прекрасных (в кавычках) лет пока ничего не было. Точечные санкции в отношении лиц, военки есть… Но говорить, что будет жесткое давление на простых людей, я бы пока не стала, — сказала она.
По словам политолога, американцы понимают, что России есть чем ответить на жесткие санкции.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что вряд ли обычные россияне почувствуют действие большинства возможных санкций на своей жизни. А те санкции, которые применялись, не очень ощущаются россиянами.
— Больше ощущают контрсанкции, когда запрет на импорт продуктов. Но большинство россиян не может покупать импортные сыры, например, — сказал эксперт.
По его словам, если санкции будут ужесточаться, может слабеть рубль. Макаркин отмечает, что это может отразиться на россиянах, которые хотят поехать на отдых за границу.
— Для обычного россиянина из провинции — уже в значительно меньшей степени. Если смотреть на статистику, там большинство людей либо вообще не выезжает на отдых, либо выезжает на загородные участки. Для этого валюта не нужна, — сказал политолог.
Также он отметил, что отразиться на россиянах могут и санкции против конкретных предприятий. Они могут, например, повлиять на жизнь работников заводов, которые производят продукцию на экспорт.
— Если санкции будут распространяться на конкретные отрасли, предприятия, работающие за границей. Допустим, сотрудники какого-нибудь научно-исследовательского института никак не почувствуют. А если это компания, которая имеет иностранные заказы, сотрудники могут почувствовать, — добавил Макаркин.
Политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что санкции влияют на россиян. По его словам, семь лет граждане в России живут «с низкими реально располагаемыми доходами». Это тоже в том числе последствия санкций.
— Но угроза санкций гораздо опаснее, чем сами санкции, — говорит политолог.
Лучше, считает он, «ввести сразу все санкции, чтобы потом «было от чего отталкиваться, чем постоянно жить под угрозой». Постоянное ожидание санкций создает серьезные проблемы для инвесторов. Они не могут инвестировать без определенности.
— Отсутствие определенности в санкционной политике — это большой риск для инвестиции, для экономической составляющей. Так называемый эффект шатающегося стула, — отметил эксперт.
По его словам, эффективность бесконечных санкционных мер не очень высока: сдерживающий фактор от них уже становится нулевым.
Макаркин отмечает, что для страны опасны и неформальные санкции. Когда американское государство может неофициально не рекомендовать компаниям вкладываться в Россию, однако это не предусмотрено документами.
— Или другой вариант: когда государство ничего не говорит, но дает понять, что санкции могут быть в любой момент ужесточены. Если инвестор принимает решение инвестировать в Россию или в Индию, например, он может склониться в сторону Индии, — сказал Макаркин.
Санкционные варианты
— Основная проблема санкций в том, что они не заканчиваются… Из всех санкций, которые в целом возможны, есть ряд болезненных — они рассматриваются в последнее время. Но вероятность их введения не очень высока, — сказал он.
По словам Абзалова, среди них — санкции в отношении платежных систем в России Visa и MasterCard. Эффективность санкций может быть в том, что эти две основные платежные системы достаточно важны для страны. Однако Visa и MasterCard могут много потерять на российском рынке, а для них это большой рынок. Кроме того, в России есть своя платежная система «Мир».
— Основные критические направления уже закрыты: пенсии через «Мир» выплачивают, госслужащие через «Мир» получают. С учетом того, что большую часть операций граждане России осуществляют на территории Российской Федерации, чем дальше, тем мера будет менее действенной, — сказал эксперт.
Второй санкционной мерой, по его словам, может быть ограничение валютных операций в российских государственных банках и финансовых организациях.
— С учетом того, что у нас в топ-5 входят крупнейшие российские государственные банки — это Сбер, ВТБ, например, — на них приходится значительная часть целого ряда сегментов рыночных. Например, ипотека, автокредитование... Большое направление, которое может стать крайне важным. Понятно, что будет серьезный удар по финансовым организациям. Банки скупают российский госдолг, потому это финансовая система кровообращения Российской Федерации, — сказал Абзалов.
По его словам, недостатком таких санкций для американских компаний, которые имеют свою долю в российских банках, станет возникновение сложностей с экспортом российских энергоносителей. А это в свою очередь скажется на внешних рынках и станет проблемой «для целого ряда территорий, где есть высокая зависимость от российских энергоносителей», в особенности для европейских коллег.
Еще одной санкционной мерой может стать ограничение на экспорт энергоносителей. По словам Абзалова, это крайняя форма, которая может привести к серьезным проблемам в ряде регионов.
— Это крайний вариант, — добавил Абзалов.
Среди вариантов санкций — введение ограничения на вторичный госдолг. С 14 июня будут введены ограничения на первичный долг.
— Если будет ограничен вторичный — это станет серьезной проблемой с точки зрения заимствования. И самое важное — это ударит по рублю. Но это маловероятно по той причине, что в этих облигациях находятся сами американцы... Их объем оценивается в 15–20 процентов. Это достаточно большая составляющая, — говорит эксперт.
В качестве варианта санкций также рассматривается отключение России от глобальной системы межбанковской связи SWIFT. По словам Абзалова, эта «история рассматривается достаточно давно».
— Недостатки и преимущества здесь как с отключением от платежных систем. С одной стороны, это усложнит работу с внешними составляющими, но с другой стороны — внутри страны, у ЦБ, есть своя система передачи информации. Плюс ко всему с внешними партнерами все равно можно будет наладить взаимодействие посредством двусторонних соглашений, — считает эксперт.
По его словам, отключение России от SWIFT усложнит передачу информации, но не затормозит процесс.
Абзалов отмечает, что также могут быть реализованы санкции в отношении промышленности. Но они несут достаточно серьезные издержки.
— Считалось, что первичный госдолг — максимум, что может быть. Если не будет эскалации. Любая эскалация приведет к серьезным проблемам, связанным с финансовой составляющей. Понятно, что это приведет к серьезным ответам со стороны Российской Федерации, — добавил он.
Читайте также: Володин спрогнозировал новые «претензии» США в адрес России