Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Экскурсия в древнюю и средневековую столицу: неизвестное об известном

Общество
Экскурсия в древнюю и средневековую столицу: неизвестное об известном
Макет древнего Кремля — раритет. Он был сделан 65 лет назад, когда отмечалось 800-летие Москвы. / Фото: «Вечерняя Москва»

В экспозиции представлены археологические находки, подлинные предметы древности, реконструкции и картины выдающегося художника Аполлинария Васнецова. «Вечерка» попросила старшего научного сотрудника музея Екатерину Святицкую провести для наших читателей экскурсию и рассказать о самом интересном.

Первый экспонат, который встречает экскурсантов, — макет В. Н. Конобеева «Москва-городок»: на нем виден и Боровицкий холм, и две реки — Москва и Неглинная. Именно здесь князь Юрий Долгорукий заложил первую московскую крепость, оценив все достоинства природного ландшафта. Будущий город защищали дремучие леса и болотные топи, а реки играли роль торговых путей.

От мамонтов до неолита

Но история этих мест началась гораздо раньше и уходит в глубокую древность. Эти пространства стали заселяться первобытными людьми еще 25–27 тысяч лет назад. В ту пору на территории Московской области лежал ледник, здесь бродили мамонты, а вместо привычных нам лесов — берез, сосен и елей — росла только карликовая растительность — как в настоящей тундре. Представить, в каких условиях жили первобытные люди, помогает инсталляция «Стоянка эпохи древнего каменного века»: вдалеке виднеется ледник, покрывавший в те времена всю территорию нашего края, а на переднем плане у очага лежат кости древних животных.

— Все костные останки, которые здесь можно увидеть, — подлинные, — рассказывает Екатерина Святицкая. — Они были найдены на территории Московской области. Особенно примечательна нижняя челюсть мамонта с четырьмя крупными зубами. Не все знают, что эти животные водились в наших краях.

Каменный век делится на три этапа: палеолит, мезолит и неолит. Именно неолитические стоянки V–III тысячелетий до н. э. оставили больше всего артефактов. В эпоху неолита на территории Московской области уже росли густые леса, похожие на современные, реки стали полноводными, а люди селились в крытых шкурами или дерном жилищах. В эпоху неолита орудия труда и оружие изготовляли из камня, дерева и кости. В эту же пору наши предки уже умели делать горшки из глины.

— Обратите внимание, что нет горшков с плоским дном, — рассказывает Екатерина Святицкая. — У всех горшков дно округлой и яйцевидной формы. Их не ставили на стол, а вкапывали в угли костра. Интересно, что на стоянках эпохи неолита находят изделия из янтаря. Это означает, что уже в ту пору существовал товарообмен с Прибалтикой.

Главный «герой» следующей исторической эпохи — бронзового века — каменный боевой топор. Интересно узнать, как наши предки его делали? — Это требует особого мастерства, — говорит гид. — Берется обычный кусок камня — чаще всего диорита — и шлифуется на шлифовальной плите из песчаника.

Потом в середине камня выдалбливается маленькая ямочка, а затем берутся костяное сверло и песок, и ими просверливается идеально круглое по форме отверстие. Это выглядит потрясающе. На выставке можно увидеть редчайшие бронзовые артефакты — маленький кинжал, фрагмент браслета, рыболовный крючок и бусинки.

Железный век

Важная веха в истории — эпоха раннего железного века. Она начинается в IX–VIII веках до н. э. В ту пору наши предки занимались земледелием и скотоводством и жили оседло.

— На московских территориях с металлами — медью или железом — было плохо, — рассказывает Екатерина Святицкая. — Зачастую приходилось металлы привозить из других мест. Либо наши предки привозили готовые изделия из бронзы или железа.

Кстати, мы можем достаточно точно представить, как выглядели древние люди, жившие в эпоху железного века. На помощь приходит метод скульптурной реконструкции, который разработал антрополог Михаил Михайлович Герасимов.

Как работает этот метод? Берется череп древнего человека, и по его костям «наращиваются» мышечные ткани. Это позволяет восстановить черты лица. Примечательно, что этот метод изначально создавался для криминалистических нужд, когда по черепу делали реконструкцию лица, а потом сравнивали его с фотографией реального человека. Точность была очень убедительной. И благодаря этому методу мы можем представить древних людей — их скульптурные реконструкции украшают экспозицию.

Ранний железный век представлен археологическими находками, относящимися к дьяковской археологической культуре. Она получила свое название от Дьякова городища, которое располагалось на Москва-реке в районе современного Коломенского. Женщины того времени были настоящими «модницами» и очень любили украшения.

— Женщины финно-угорского происхождения использовали много бронзовых украшений в своем наряде, — говорит Екатерина Святицкая. — Здесь есть разнообразные подвески, булавки, крупные спиралевидные браслеты. На головной убор нашивался венчик с круглыми подвесками. Когда бронза новенькая — она сияет как золото. Мы можем себе представить, как женщина надевала расшитую бусинами, пронизками и накладками одежду и шла по городищу.

При этом ее украшения блестели и позвякивали. Думаю, что это выглядело очень эффектно.

На сцену выходят славяне

В Х–XI веках началась эпоха заселения московского края славянами. Много артефактов той поры найдено в курганах.

— На территории Московской области находится много древних захоронений, — говорит Екатерина Святицкая. — Активные раскопки славянских курганов велись в 60–70-е годы прошлого века на территории районов Черемушки, Фили, Матвеевское, Лосиный остров, где потом появились хрущевские и брежневские новостройки. Славяне были язычниками, в их погребениях археологи находят интереснейший инвентарь, который должен был их сопровождать в загробный мир.

Здесь много интересных предметов. Например, кресало — предмет для добывания огня — аналог древней зажигалки. Кольца, браслеты, перстни. И редчайшая находка — золотостеклянные бусы, которые, скорее всего, привезли из Киева или Византии. Местные ювелиры свои бусы изготавливали из камней, таких как сердолик и горный хрусталь. Среди предметов экспозиции привлекает внимание бюст князя Андрея Боголюбского. Бросается в глаза его неславянская внешность.

— Князь Андрей — сын Юрия Долгорукого, а вот его мама — восточная красавица — была дочерью половецкого хана Аепы, — говорит мой гид. — Монголоидный разрез глаз Андрей унаследовал от нее.

Чем прославился Иван Калита

XIV век — время начала возвышения Москвы в эпоху ордынского владычества. Один из самых необычных экспонатов выставки этого времени — поливная чаща иранского происхождения, которую нашли на раскопках в Ростиславле Рязанском (Озерский район Московской области). По форме она напоминает большую восточную пиалу и разукрашена всеми цветами радуги. Ученые гадают — как она попала в Московскую область? Подобной посуды у нас не было. Высказывается гипотеза, что чаша принадлежала какому-нибудь знатному ордынцу.

— Ничего подобного на территории нашего края мы не находили, — говорит Екатерина Святицкая. — Чаша сделана по сложной технологии. При ее украшении используется многоцветная роспись. Из-за долгого лежания в земле она утратила первоначальные краски, но мы собрали все имеющиеся фрагменты, и теперь каждый может любоваться на это чудо.

Подобных артефактов нет даже в Историческом музее. В Музее Москвы о каждой вещи можно рассказать свою историю. Вот маленькая черная сумка — калита, найденная при раскопках в Александровском саду. В средневековой одежде не было карманов. Чтобы чтото с собой носить, люди использовали различные сумки, которые крепились к поясу. В этой калите были найдены узкий нож-стилет и маленькая игральная кость. Кстати, игры в кости (в «зернь») на Руси были запрещены. Поэтому кость — совсем крошечная, как зернышко, чтобы ее можно было спрятать между пальцев. А слово «калита» у нас вызывает в памяти имя одного из московских правителей — князя Ивана Даниловича. Как следует из его жития, князь был нищелюбив и часто подавал милостыню из специального кошеля, за что и получил от народа прозвище — Иван Калита.

«Встану рано, пойду к барану»

XV–XVII века — время расцвета Московского княжества. Эта эпоха представлена множеством экспонатов. Никто не проходит мимо стенда, где можно увидеть шлемы, кольчугу, алебарды и копья.

— Но для нас главный предмет гордости — пищаль затынная, — говорит гид. — Это огнестрельное оружие. Им стреляли с крепостной стены.

Его заряжали маленькими ядрами. Но все же главное — не война, а мир. Сколько же интересных предметов быта! Вот рукомойник с двумя носиками. Один в виде головы лошади, а другой в виде головы баранчика.

— Была даже поговорка: «Встану рано, пойду к барану», то есть умоюсь, — рассказывает Екатерина Святицкая. — Этот рукомойник рассчитан на большую семью. Он сделан из чернолощеной керамики.

Еще один раритет — женская шапочка-волосник. В ней была похоронена знатная дама, Мария Мутьянская, жена воеводы. Шапочка надевалась под основной плат. Ее нашли в саркофаге и отреставрировали.

Если присмотреться, то можно увидеть, как на ней золотистыми нитями вышито изображение — вселенское древо, к которому с двух сторон подходят единороги. Ну а больше всего приковывает взгляд бюст Ивана Грозного. Это точный скульптурный портрет царя.

— Здесь Ивану Грозному 54 года, но он выглядит значительно старше своих лет, — говорит мой гид. — Реконструкцию делал сам Герасимов на основе черепа Ивана Грозного, который извлекали из саркофага, находящегося в Архангельском соборе.

Особый колорит экспозиции придают картины Аполлинария Васнецова. Его брат Виктор Васнецов — всем известный автор «Трех богатырей». А Аполинарий Васнецов — тоже выдающийся художник, профессиональный историк. Благодаря его картинам мы представляем средневековую жизнь Первопрестольной. Завершить экскурсию лучше всего у макета «Московский Кремль рубежа XVI–XVII веков». Он позволяет взглянуть на сердце нашей древней столицы как бы с высоты птичьего полета. Вот ансамбль Соборной площади, где стоят Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Вот Филаретова звонница и колокольня Ивана Великикого. А вот стоит Чудов монастырь, который упоминается в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина. Только на макете мы можем увидеть большой княжеский дворец, от которого до наших дней сохранилась одна Грановитая палата.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.