Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Ирина Котикова: Учить химии можно и нужно с детского сада

Общество
Объединение школ вызвало у многих учителей и директоров головную боль. А вот Ирина Котикова, преподаватель химии школы № 519, наоборот, ему рада. Потому что в ее науке есть такой постулат: чем больше площадь соприкосновения веществ, тем выше скорость реакции.

Теперь Ирина Котикова работает в огромном образовательном комплексе, куда входят две школы и пять детских садов. Сбылась ее мечта: преподавать химию дошколятам.

- Ирина Валерьевна, зачем? Всем же все равно предстоит ее учить с 8-го по 11-й класс.

- Сегодня количество часов, отведенных на химию, сокращается, а объем программы остается прежний. Например, когда я оканчивала школу, мы изучали органическую химию в 10-м и 11-м классах, полтора года, по три часа в неделю. А сейчас на это отводят лишь один год, в 11-м классе, и по часу в неделю. Ученики не успевают воспринять этот поток информации.

Еще Дмитрий Иванович Менделеев предупреждал: «Не следует гасить огонь познания избытком топлива». Восьмиклассникам некогда заметить красоту химической науки — им приходится зубрить, зубрить и зубрить. А ведь можно сэкономить время за счет пропедевтического курса. Согласитесь, чтобы провести опыт по разделению смеси из песка и соли — залить водой, процедить и выпарить раствор, не надо ждать 8-го класса. Если ученик уже получил понятие о веществах, об обращении с ними, научился химическому языку, у меня останется больше времени на отработку действительно сложных тем.

Раньше я просила окружного методиста, чтобы к нам приводили ребят из детских садов. А теперь, благодаря объединению школ, они пришли ко мне сами (улыбается).

- Вы проводите для малышей специальные уроки?

- Это скорее игровые занятия, представления, конкурсы, викторины. И провожу их зачастую не я, а старшеклассники. Для них это проектная внеурочная деятельность. Я привлекаю к ней добровольцев, увлеченных химией. Кстати, потом некоторые из них становятся учителями. Но вот было у нас театрализованное представление «Путешествие Кисточки в страну Оксидов» (большинство красок — это оксиды).

Костюм Кисточки шила девушка, которая увлекается рукоделием, а к химии — ну, скажем, равнодушна. Но я уверена, что пока она сидела на репетициях, подгоняла костюмы, присутствовала на выступлениях, она все равно вслушивалась в тексты ролей и невольно узнала много нового и полезного.

- Какие еще темы занятий бывают?

- «Великий химик Мойдодыр», «Лаборатория внутри нас», «Экология нашего дома», «Хорошо иметь домик в деревне», «В погоне за тонкой талией». Ребятам с математическими задатками (конечно, не из детского сада, а постарше) нравится тема «Таинственный мир кристаллов». Мы говорим о красоте кристаллов, вспоминаем, где они встречаются в природе, а потом выращиваем их в школьной лаборатории из медного купороса.

Анализируем химические образы, которые встречаются в рекламе: измеряем PH шампуней, рассуждаем, так ли уж всемогуще средство против образования известкового налета в стиральной машине.

- Часто приходится телевизионные мифы развенчивать?

- Да. Например, мы приходим к выводу, что в московской воде достаточно фтора, нам не нужно и даже вредно получать его еще и из зубной пасты. А реклама утверждает, что эта паста нужна всем вне зависимости от региона. Но главное заблуждение, с которым приходится бороться, — это отношение к химии как разрушительнице и загрязнительнице природы. Я доказываю, что это полезная, созидательная наука, которая помогает разобраться в свойствах явлений.

К сожалению, сегодня не каждый ребенок может почерпнуть химическую культуру в семье. Даже на бытовом уровне. Детей дома почти не учат готовить, они не понимают назначения многих вещей на кухне. В ответ на вопрос, чем заправить салат, 9-процентным уксусом или эссенцией, указывают на бутылочку с уксусом: «А там пробку будет проще вытащить!» Поэтому нельзя откладывать преподавание химии даже до младшей школы — начинать надо раньше.

- Но химия действительно опасна — там могут быть взрывы, выбросы газа. Как доверить маленьким детям работу с открытым огнем и пробирки с кислотами?

- Ничего, в 3-м классе все прекрасно осваивают технику безопасности. Однажды я включила на перемене образовательный фильм с опытами по химии и отвлеклась от экрана. В кабинете были ребята из младшей школы, они хором воскликнули: «Ой, да что ж он делает!» А в фильме лаборант зажигал спиртовку зажигалкой. А они-то уже запомнили, что зажигать ее надо спичкой, а тушить колпачком. Так что мои ребята могут поучить технике безопасности некоторых взрослых.

СПРАВКА

Ирина Котикова родилась в 1975 году в Твери. Окончила Тверской государственный университет (1997). Учитель высшей категории, учитель года Москвы (2005), обладатель гранта Москвы в области педагогических технологий, победитель Всероссийского конкурса «Я иду на урок». Автор методического пособия «Окислительно-восстановительные процессы. Элективный курс».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.