Учитесь работать с информацией
Несколько лет я провожу занятия для старшеклассников по проектам, посвященным международным отношениям и международной безопасности. На них приходят ученики 9–11-х классов, которым интересны вопросы политического устройства мира, системы взаимодействия между разными группами людей, стран, континентов.
С ребятами из столицы работать интересно: они очень инициативны, готовы проглатывать большое количество информации. В школах обычно не изучают систему международных отношений, поэтому на старте у моих учеников маленькая база, но присутствует огромное желание учиться.
Московские школьники по сравнению с ребятами из других регионов, с одной стороны, имеют широкие возможности для обучения: у них есть доступ к огромному списку музеев, библиотек, театров. С другой — информации так много, что ее непросто грамотно отобрать. Например, я говорю ученикам, что не стоит пользоваться Википедией и желательно обращаться к другим источникам информации. Википедия может дать только базовые знания. И их лучше использовать в качестве трамплина для дальнейшего изучений предметов. Более глубокие знания следует черпать в научной литературе, в профессиональной прессе.
Говорят, что все дети талантливы: важно только определить этот талант и правильно развивать его. Я считаю, что в столице этим развитием занимаются правильно, грамотно, а потому и очень успешно.
Кстати, интересная особенность. С учащимися 10–11‑х классов часто удается выстроить доверительные отношения, мы общаемся, как говорится, на равных, с ними проще войти в дружественный контакт. Девятиклассники, в свою очередь, в основном строго придерживаются иерархии отношений учитель — ученик.
Это означает, что к каждой из категорий нужен особенный подход, и делает профессию преподавателя одновременно и сложной, и безумно интересной.