Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Космонавт Сергей Волков: В космосе избегайте резких движений и бойтесь тишины

Сюжет:

Московский подрост’ОК
Космонавт Сергей Волков: В космосе избегайте резких движений и бойтесь тишины
Космонавт Сергей Волков. / Фото: РИА Новости

Юнкоры «Вечерки». Встречаем! Проект «Московский подрост'ОК!» запущен!

Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.

Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересных городских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.

После школьных занятий юнкор «Вечерки» отправился в лекторий ДК ЗИЛ, где космонавт Сергей Волков рассказал о правилах выживания на орбите МКС.

Все ли в космосе легко?

Да, в невесомости действительно все предметы становятся в разы легче относительно своего земного веса. Однако тут ключевое слово - "все". То есть человек - тоже. Не верьте распространенному мифу, что в космосе никому не стоит труда сдвинуть с места несколько тон груза. Дело в том, что если несколько тонн превращаются в несколько килограммов, то что же останется от 70-90 кг самого космонавта? Граммы! Таким образом, если нам в космосе вздумается столкнуть с места тяжелый предмет, например аккумулятор, вместо того, чтобы это сделать, мы сами отлетим от него, точно бильярдный шар.

Чтобы добиться желаемого результата, надо плавно и осторожно разгонять тяжелый предмет и тогда, по инерции, которая в космосе очень велика, он будет двигаться в нужном вам направлении.

Можно ли смотреть на Землю?

Когда космонавт первый раз выходит в открытый космос, ему строго-настрого запрещается смотреть на Землю. Обычно время выхода рассчитывается так, чтобы наша планета была спрятана по другую сторону космической станции.

Почему? Ответ на удивление простой. Дело в том, что космонавт может испугаться… высоты! Сами посудите - если человек пугается, смотря на землю с десятого этажа, то какой будет эффект, если он взглянет на нее с высоты трех с лишним сотен километров!

Несмотря на запреты, русские космонавты никогда не боялись смотреть на землю. Ведь соблазн так велик, а наша планета с высоты МКС - действительно завораживающее зрелище.

Есть ли на орбите привидения?

Пока никто не обнаружил. Но там, на орбите, и без всяких привидений хватает различных фокусов с летающими объектами. И причем они не обязательно неопознанные. Это могут быть твоя ложка, чай или зубная щетка. Однажды на МКС привезли новые инструменты, которые были упакованы в специальную блестящую защитную пленку. Упаковка была настолько крепкой, что пришлось ее резать ножами. Мелкие частички серебряной пленки разлетелись по всей МКС и еще около недели парили в пространстве, как странная туманность. Иногда они собирались в сгустки, образуя "звезды", иногда превращались в млечный путь.

Зрелище хоть и не из повседневных, но все равно имеет нормальное рациональное объяснение!

Физкультура без ограничений?

В космосе мышцы, как известно, атрофируются за ненадобностью. На станции для поддержания хорошей формы, всегда имеется много тренажеров. Американцы даже создали аппарат, который позволяет заниматься тяжелой атлетикой в состоянии невесомости.

С помощью этих тренажеров можно поддерживать свое тело в совершенно нормальном состоянии, однако даже тут переусердствовать не стоит.

Был у нас такой случай. На станции один космонавт усердно занимался на тренажерах и раскачался до такой степени, что не смог влезть в ложемент. Ему возвращаться, а он не помещается. Дело в том, что каждый ложемент (сиденье кресла для лётчика и космонавта, имеющее определённую форму) уникален и его отливают специально по форме тела каждого космонавта. Разумеется, американец со своими мышцами не смог в него поместиться. Пришлось пилить ложемент, что делать категорически запрещено. Но другого выхода не было, ведь речь шла не о каких-нибудь шутках, а о возвращении на Землю! Одним словом, переусердствовать не стоит нигде.

Чем пахнет космос?

В космосе нет кислорода и потому запах там распространятся не может. Однако, на самой станции воздуха достаточно и нос исправно выполняет свою функцию.

Запах есть. Но для каждого он свой. Когда я первый летел на МКС, мне говорили, мол ты не выдержишь и дня в этой вони приборов и обивки. Лично для меня запах космоса довольно позитивный.

Когда я первый раз очутился на космической станции, почувствовал нормальный и совершенно обычный запах земных зеленых яблок. Я удивился, но как оказалось, мой нос меня не подвел. Дело в том, что перед самой стыковкой, прилетел грузовик и привез с земли партию свежих плодов.

Почему космонавты боятся тишины?

Однажды у американцев, готовящихся улететь в космос, спросили, что они собираются там сделать. Они ответили, что хотят записать на орбите абсолютную тишину.

На самом деле, сказано это было лишь для красного словца, так как фактически выполнить эту задачу они не могли. Дело в том, что на станции совсем не тишина. Постоянно работают различные приборы и громко шумят около десятка мощных вентиляторов, гоняющих воздух, чтобы он не застаивался.

Кроме того, что тишины на орбите нет, космонавты ужасно бояться ее услышать. Дело в том, что тишина на МКС наступает только в одном случае. В случае пожара. Все вентиляторы прекращают работу, и воцаряется полное молчание. А пожар на станции - это действительно страшно. Вот все и боятся.

Есть ли на орбите Интернет?

Конечно, есть! Прогресс дошел до того, что все космонавты могут выходить в сеть с компьютеров МКС, чтобы написать в соцсетях семье или узнать погоду на Земле. Когда на станции проводишь больше полугода, связь с землянами просто необходима. У членов экипажа есть возможность заказать с земли музыку или фильмы, чтобы насладиться воспоминаниями о доме.

Почему в космосе не стоит делать резких движений?

Очень часто на МКС случаются ситуации, когда нужный тебе предмет куда-нибудь улетает. Это может быть ручка или книга, но что действительно страшно - это если улетает еда. Во-первых, жидкость может попасть на оборудование и проводку, повредив ее или вызвав замыкание. Во-вторых, кусочки еды оставляют грязные пятна, если соприкасаются с одеждой космонавтов. В космосе всегда так бывает, кто-то надел чистую футболку и за столом обязательно что-нибудь улетит прямо на его одежду.

Одним словом, когда улетает еда - дело это неприятное. Поэтому все стараются как можно быстрее ее поймать.

Однако, вопреки привычке, ни в коем случае нельзя ловить что-либо резким движением руки, как на земле мы ловим надоедающую муху. Дело в том, что если резко выкинуть руку в сторону, велика вероятность заработать вывих плеча, как легкий, так и серьезный.

Поэтому, чтобы избежать травм, в космосе нужно делать все медленно и не спеша. Если из-под носа вдруг ускользнул кусок еды, спокойно вылетаем из-за стола, отталкиваемся, догоняем его, съедаем и возвращаемся к товарищам, чтобы продолжить трапезу.

СПРАВКА

Сергей Волков родился 1 апреля 1973 года в Харьковской области Украины. Его отец Александр также был космонавтом - таким образом, Сергей Волков - первый в мире космонавт во втором поколении.

Выучился на летчика, освоив пять разных самолетов, имеет общий налет свыше 500 часов. Впоследствии прошел подготовку на космонавта, был дублером первого бразильского космонавта Маркоса Понтеса, а в 2008 году сам отправился на МКС в качестве командира 17-й экспедиции. За полгода на орбите дважды выходил в открытый космос, где провел более 12 часов.

Примечательно, что Волков был самым молодым космонавтом, возглавившим экспедицию на космическую станцию. В составе его экспедиции также дебютировала астронавт из Южной Кореи - Ли Со Ён.

В 2011 году Волков еще дважды летал на МКС.

Имеет звание полковника, а также Героя России и Летчика-космонавта РФ.