Сердце атомного ледокола любит чистоту
Машиностроительный завод в Подольске начал завершающий этап изготовления «сердца» ледокола - многотонной реакторной установки, которая будет питать «Арктику» нового поколения. Многие узлы для этого реактора сделаны на московских предприятиях.
Сам реактор похож на большую железнодорожную цистерну, его корпус практически готов. Работают над ним настоящие профессионалы. Например, Сергей Бирюков, оператор гигантского горизонтально-расточного станка с программным управлением, занят в системе производства оборудования для атомной энергетики уже 11 лет.
- Я много делал самых разных реакторов - это дело не быстрое и очень кропотливое - ошибиться нельзя, - говорит Бирюков. - Если чуть лишнего металла снимешь, работа насмарку Сложностей тут нет, но важна аккуратность и точное следование всем технологиям. Сделать такой корпус - очень сложное, долгое и весьма дорогостоящее дело.
Реакторная установка «Ритм-200» состоит из двух реакторов мощностью 175 мегаватт. Она в два раза легче и компактнее своих предшественников, которые используются сейчас. Срок службы энергетической установки нового типа составляет 40 лет.
- Для поддержания корпуса реактора в чистоте выделено две тонны питьевого спирта - улыбается Алексей Стрюков, начальник производства реакторного оборудования машин.
Он долго рассказывает в непонятных простым людям терминах, в чем особенности реактора. Улавливаю, что теперь он уже готов и скоро будет начинен разным оборудованием (каким - держится в секрете). Еще через некоторое время реактор подвергнут многократным испытаниям на безопасность и удобство пользования.
- В процессе работы используется множество новых технологий, - говорит главный технолог предприятия, доктор технических наук Виктор Терехов. - Работы ведутся круглые сутки. На некоторые операции уходят уходят не часы, а целые дни работу. Для ускорения процесса мы освоили скоростной метод сверления высоконагруженных резьбовых отверстий. Внедрение этого метода позволило сократить время обработки резьбовых деталей с восемнадцати суток по плану до шести.
Атомоход «Арктика» станет самым большим и мощным в мире. Он предназначен для работы в Баренцевом, Печорском, Карском морях и других глубоководных участках Арктики. За счет увеличенной ширины атомоход будет способен в одиночку проводить за собой танкеры водоизмещением до 70 тысяч тонн. Также «Арктика» сможет работать в устьях сибирских рек - Енисея и Оби. Ледокол нового поколения сможет покорять льды толщиной до трех метров
На воду судно планируют спустить 26 мая 2016 года.
ЦИФРЫ
Длина ледокола - 173,3 метра
Ширина - 34 метра
Высота – 15,2 метра
Осадка – от 8,5 до 10,5 метров
Скорость хода на открытой воде - до 40 км/ч
Скорость во льдах - до 4 км/ч
Экипаж – до 70 человек
Время работы без «дозаправки» - 7 лет