Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Сигурд, сын Отто Шмидта

Технологии
Сигурд, сын Отто Шмидта
Отто Юльевич Шмидт / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

ОТЦЫ И ДЕТИ

Продолжаем публикации историй судеб детей знаменитых людей. 75 лет назад в СССР была организована экспедиция на первую в мире дрейфующую научную станцию «Северный полюс-1». За это ее руководитель, легендарный исследователь Арктики Отто Шмидт, получил звание Героя Советского Союза. Его судьба была уникальна. А нынешнее поколение студентов очень любит его сына Сигурда, 63 года преподающего в одном вузе.

- Сигурд Оттович, я читала, что вы появились на свет под звон колоколов...

- Когда мама рожала, стояла Страстная неделя, и во всех церквах звонили колокола. Побежали за акушеркой, но та сказала, что рожают каждый день, а куличи пекут раз в год, и не пошла. Пришла она, когда я уже появился на свет.

Надо сказать, при рождении я был чудовищно уродлив. Когда няня моя, Тата, впервые меня увидела, всплеснула руками: «Боже мой, и для вот этого я шила такие красивые распашонки!». Но к полутора годам я выглядел уже вполне прилично.

- Ваше первое воспоминание?

- Мне было года полтора. Летом мы жили в деревне. Сейчас это часть Москвы, район Петровско-Разумовской. Хорошо помню, как я улегся в теплую лужу рядом с хозяйской свиньей, и ощущение блаженства. А потом из дома выбежала Тата, схватила меня за подтяжки, вытащила из лужи и сунула в бочку с холодной водой. Я был ужасно обижен этой несправедливостью: ведь мне было так хорошо!

Другое сильное впечатление – тоже из раннего детства, когда умерла бабушка, и меня, дабы не травмировать, из дома убрали. Кто-то из родных решил прокатить меня на мотоцикле с коляской. Это было потрясением: мы мчались вдоль Москвы-реки, и я видел все на уровне чертополоха, а он был очень высоким, в человеческий рост.

Надо сказать, я был мальчиком довольно болезненным, тщедушным, но амбициозным. Я был всегда освобожден от физкультуры, но ощущал потребность в славе. Первый виток всенародной славы отца пришелся на 1933 год, когда состоялась знаменитая полярная экспедиция челюскинцев, в результате которой за несколько миль до цели пароход «Челюскин» был раздавлен льдами, и более ста человек были вынуждены высадиться прямо на льдины.

Отец был одним из последних, кто покинул пароход. Летчики вывозили людей на континент в течение двух месяцев. Участники этой драматической эпопеи стали героями. Я хорошо помню теплый июньский день, когда отца и других челюскинцев на улице Горького, ныне Тверской, встречала ликующая толпа. Поразило, что почти все были с тюльпанами. Манежная площадь была увешана окороками и колбасами производства Микояновского завода.

В общем, был большой праздник, и я, конечно, позиционировался тогда исключительно как «сын Шмидта» и ничем другим не был интересен. Хорошо помню, что мне было обидно сознавать себя лишь чьим-то сыном, а не отдельной величиной. С тех пор ситуация изменилась не очень сильно. Если заглянуть в энциклопедии и словари и найти статьи обо мне, то вы узнаете, что я историк, профессор, обладатель множества званий и титулов, но при этом – сын «того самого» Отто Юльевича.

А вот если вы поищете статьи об отце, то узнаете, как много сделал Отто Юльевич как математик, геофизик, полярник, общественный деятель, но ни слова о его сыне. Однако, в отличие от детских лет, меня это нисколько не огорчает. Мне приятно, что об отце еще помнят.

- Часто ли вас называли «сыном лейтенанта Шмидта»?

- Бывало и такое, хотя отец никакого отношения к революционеру Петру Петровичу Шмидту не имел. У него даже не было воинского звания, хотя есть фотографии, на которых он с адмиральскими шевронами. Так что иногда я отшучивался: дескать, мой отец не лейтенант, а адмирал.

- Наверняка и отец на вас сильно повлиял.

- Именно так. Воздействие «энциклопедизма» отца, широты интересов и многосторонности знаний, несомненно. Он был основателем и первым главным редактором «Большой советской энциклопедии», потом, уже в последние годы жизни, редактировал журнал «Природа», и я видел, как трепетно он относится к этой работе.

Поскольку до тринадцати лет я много болел, пристрастился к чтению «литературы для взрослых» — и не только произведений классиков художественной литературы, но и мемуаров, биографий и особенно энциклопедических справочников. Именно у отца я научился трудолюбию и ответственности..

- Героическая слава к вашему отцу пришла на фоне репрессий 30-х годов. Эта тень над ним нависала?

- Постоянно. Особенно это было заметно на фоне второго витка славы, который пришелся на времена экспедиции папанинцев. Это был 1937 год. Отец руководил доставкой научного снаряжения для уникальной дрейфующей станции, а затем работами по спасению полярников. В частности, именно он рассчитал направление и скорость дрейфа льдины, в результате чего самолетам удалось обнаружить терпящих бедствие полярников и доставить их на континент. Помню, как вместе с отцом меня пригласили на торжественный прием в Кремль. Там к отцу подходили и жали руку многие из тех, кто вскоре был арестован. Я тогда вел дневник и подробно описывал происходящее со мной за день.

После арестов я решил, что мои записи могут быть опасны для отца и вырезал их из дневника. При этом родители оберегали меня, сохраняли спокойное настроение. Лишь однажды вечером отец выглядел мрачнее обычного, и мама спросила его, что случилось. Он угрюмо ответил: «Мне только что позвонили и сказали не удивляться, что завтра на работу не выйдет ряд моих сотрудников, в том числе, мои замы».

Отец тогда был Директором института Арктики. Кроме того, он возглавлял созданную им кафедру высшей алгебры мехмата МГУ, а в 1932 году был назначен начальником Севморпути. Авторитет отца был так высок, что все понимали: трогать его без личного распоряжения Сталина нельзя.

Тот играл с ним как кошка с мышкой. Он сам его возвысил, в 1937 году дав ему Героя, а затем, буквально через два месяца, его избрали заместителем председателя Верховного Совета. В 1939 году личным указом Сталина отец получил пост вице-президента Академии наук. При этом я точно знаю, что в эти годы на отца собиралось дело. Так, один крупный инженер, мамин родственник, рассказывал, что его вызывали в «органы» с вопросом, не получал ли он от Шмидта задание использовать для ледокола не такой металл, как надо, и это привело к его затоплению.

- Как вы думаете, почему вашему отцу удалось избежать ареста? Ведь забирали и самых талантливых, и самых «незаменимых».

- Думаю, отец уцелел потому, что Сталин при всей его подозрительности понимал: Шмидт для него не опасен. Отец никогда не участвовал ни в одной оппозиции. Не потому, что боялся – просто ему это было совершенно неинтересно. Он был настоящий ученый, исследователь, организатор науки, но политикой никогда не интересовался. Это его и спасло: ведь к концу 30-х годов из его окружения почти никто не уцелел.

- Наверное, изгнание из Академии наук далось ему нелегко?

- Нет, наоборот, он был очень доволен, потому что смог, наконец, заняться наукой, создал ряд работ по высшей алгебре, теории групп, которые были оценены достаточно высоко, с головой ушел в преподавание. Именно в эти годы он разработал свою знаменитую космогоническую теорию образования Земли и планет в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. Думать на эти темы он начал уже в начале 20-х годов – именно тогда он написал труд о магнитной аномалии и высказывал первые геологические идеи, связанные с происхождением Земли. С его идеями в этой области, как я впоследствии слышал, соглашался Владимир Иванович Вернадский. Это мультидисциплинарная теория, где увязаны многие науки – геология, геофизика, биология, химия, физика...

Интересно, что его первые наброски формул, показывающие движение планет, были сделаны на больших листах блокнота депутата Верховного совета, которым он в то время уже не был.

- Наверняка отец пытался вывести вас на путь точных наук, сделать своим преемником.

- Нет, он никогда не грузил меня естественнонаучными знаниями. Он видел, что я много читаю, увлекаюсь историей и литературой и подолгу беседовал со мной, проявляя неподдельный интерес к моим тогдашним идеям.

- Как вышло, что вы стали историком?

- Повлияла мама, известный литературовед, музейный деятель, исследователь творчества Лермонтова Маргарита Голосовкер и, конечно, школьные учителя. Они у меня были чудесные! Разрешали погрузиться в то, что по-настоящему интересно.

При этом на дворе стояли 30-е годы, и наши учителя прекрасно понимали, в какой исторической правде мы участвуем. Школа была привилегированная, в моем классе учились дети многих наркомов и других известных людей, и чуть ли не каждый день становилось известно, что за соседней партой появился очередной сын или дочь врага народа.

В нашей школе трогать этих детей было запрещено. Когда арестовали Бухарина, мы должны были собраться и всем классом его осудить. Его дочь Свету, которая училась в моем классе, на это время вызвали в учительскую – чтобы она при этом не присутствовала.

Другая моя одноклассница Вика Гамарник получила грамоту уже после того, как ее отец, член ЦК, был объявлен врагом народа и застрелился, «запутавшись в антисоветских связях», а ее мать через несколько дней была арестована.

Сейчас я понимаю, как много нам дали учителя... Они сформировали не только любовь к родной словесности, памятникам истории и культуры, но и уважение к ближним. Можно прочитать много книг, но не научиться самым важным вещам.

Замечателен был и кружок «Газета», где нас фактически учили читать между строк. Мастерство и преданность своему делу школьных учителей привели к тому, что уже в восьмом классе у меня возникло желание стать профессором. Думаю, что это объяснялось не мечтательной самонадеянностью, а тем, что собственно «профессорская» среда, хорошо знакомая с детства, воспринималась как естественная. Убежден: если основные способности, пристрастия и антипатии складываются еще в дошкольные годы и считается общепризнанным, что все мы «вышли из детства», то профессиональные склонности определяются в школьном возрасте.

- Когда же сбылась ваша детская мечта?

На сей счет есть забавная история. В 1945–1951 годах я был внештатным преподавателем-консультантом Заочной высшей партийной школы: выезды с лекциями и консультациями в другие города, семинары с московскими группами, отзывы на контрольные работы; причем все это за весь период отечественной истории, — как тогда выражались, от палеолита до Главлита.

Это давало и опыт преподавания, и существенно расширяло исторический кругозор. После первой — и удачной — командировки в Литву я возгордился своим успехом, а особенно тем, что ко мне обращались «профессор». Надо сказать, там подобным образом обращались ко всем преподавателям.

Видимо, следовало сразу же сбить с меня спесь, и через несколько дней после возвращения дома раздался телефонный звонок: нарочито деланным голосом попросили к телефону «профессора Шмидта». На удивленный вопрос: «Кто его просит?», ответом было: «Академик Шмидт». Это был полезнейший урок — слово «профессор» применительно к самому себе я стал употреблять лишь через 25 лет, когда в 1970 году мне присвоили это звание.

- Мы привыкли представлять вашего отца человеком сильным, мужественным, с неизменной улыбкой и окладистой бородой. Неужели правда, что он чуть ли не всю сознательную жизнь тяжело болел?

- Он рано заболел неизлечимой формой туберкулеза, причем это была такая форма болезни, когда обострения повторялись каждые десять лет. Когда ему было года 22, его впервые положили на полгода в госпиталь, и там у него выросла борода. Так и появилась «фирменная» борода Шмидта.

Через десять лет, уже в советские годы, приступ болезни повторился. Его отправили лечиться в Альпы, и там он овладел мастерством альпиниста. В третий раз обострение болезни совпало с «Челюскиным». Он тогда острил, что попадет в учебники медицины, потому что болезнь тянется очень долго.

В 40-е годы у него открылось кровохарканье. Последовало специальное распоряжение Правительства для выделения дефицитного стрептомицина. С помощью этого препарата, а потом антибиотиков отцу удалось продлить жизнь, но не вылечить. Он умер от туберкулеза в 1956 году. Ему было 65 лет, то есть он болел более 40 лет.

Пишут о Шмидте много, и все сосредотачивают внимание на героической арктической эпопее и на том значении, которое она имела для развития советской науки и всего общества. По моему мнению, главный героизм отца – его многолетняя борьба с болезнью, которая, конечно, снижала качество жизни, однако не помню, чтобы он когда-нибудь жаловался на плохое самочувствие. Самый героический период его жизни — последние 12 лет. Отец был большей частью лежачий больной, но продолжал работать, писать. Он был раздавлен и одинок: к нему даже внуков не пускали, потому что для них это могло быть опасно.

Именно в эти годы, особенно после смерти Сталина, мы очень сблизились. Помню, когда в Москве проходил XX съезд, я принес ему речь Хрущева, и отец был поражен фактом насильственной смерти Орджоникидзе. Для него это было страшным открытием – ведь это произошло в момент подготовки полярной экспедиции, когда он каждый день бывал в Кремле, общался с людьми, которые, вероятно, все знали, но ничего не говорили. Даже шепотом они не делились друг с другом.

- Правда ли, что он с вами не жил?

- Официально у него была другая семья, жена Вера Федоровна, талантливый врач-психиатр, секретарь фрейдистского общества, и сын Владимир, Волк, как мы его звали, мой старший брат. При этом отношения у родителей были самые близкие. До тех пор, пока отец мог преодолевать нашу лестницу (лифт появился уже после его смерти), он часто приходил в гости, оставался ночевать. Ни я, ни мама дефицита от общения с ним не чувствовали. У меня был еще один брат, младший, родившийся уже после экспедиции челюскинцев от сотрудницы теплохода. При этом не помню каких-то выяснений отношений, скандалов, ревности по этому поводу. Да и что ворошить былое: я пережил не только родителей, но и всех своих братьев.

- Известно, что ваш отец был терпим к своим оппонентам. А почему вы так рьяно нападаете на идеи Анатолия Фоменко, изложенные в его «Новой хронологии», которые, кстати, опираются на труды Николая Морозова?

- Идеи Фоменко – страшная беда! Дело в том, что к науке они не имеют никакого отношения – ни к исторической, ни, как выясняется, какой-либо другой. При этом у него немало сторонников, и среди них ни одного гуманитария, все – технари, люди, явно не получившие общекультурного образования. Иначе бы им не могло взбрести в голову, что, например, голую Венеру Милосскую могли изваять в оккупированной Греции, когда там были турки. Фоменко - специалист в высшей математике, в топологии, он наделен учеными степенями и высокими званиями, и читатель ему доверяет просто потому, что он академик, а академик врать не будет.

В результате дело порой заходит слишком далеко. Уже есть случаи, когда не слишком грамотные чиновники рекомендовали книги Фоменко для изучения на школьных уроках истории. Пользуясь своими хитрыми подсчетами, Фоменко пришел к выводу, что Средневековье – это Античность, Христос родился в 13 веке, Батый – это русский князь по кличке Батя, он же Тохтамыш, он же Юрий Долгорукий, Москва – это Киев, а Киев – это Москва...

Список подобных фантастических утверждений можно продолжать очень долго. Однако все они сходны тем, что не имеют никаких исторических подтверждений. Это все равно, как если бы я стал утверждать, будто открыл новый математический закон, согласно которому дважды два пять, если умножать по вертикали, и ноль, если по горизонтали. Он не знает золотого правила любого профессионального историка: любое свидетельство о прошлом должно иметь подтверждение – археологические находки, исторические и культурные памятники, летописи и так далее.

Весь же арсенал такого рода находок и исторических памятников свидетельствует об абсурдности построений Фоменко. Фактологически ничего не сходится. Но ему на это совершенно наплевать. Причина популярности Фоменко, увы, достаточно глубока.

Должен с большой грустью констатировать, что бурная деятельность этой компании - это приговор несовершенству нашей школьной системы образования, которая не дает детям всестороннего развития. У нас наибольшее внимание уделяется преподаванию государственно-политической истории, а эта часть истории заметно идеологизирована. А идеологии свойственно меняться. При этом детей продолжают учить по старым учебникам, потому что новых просто нет. А дети интуитивно улавливают фальшь, неточность в трактовке тех или иных событий, как бабушка и внучка по-разному воспринимают те или иные исторические события.

В то время как дважды два всегда четыре, а предметы всегда будут падать на землю, а не улетать от неё. Всё это вызывает естественное недоверие к исторической науки, сомнения в ее достоверности. Я думаю, надо учить истории совсем по другому – уделять большее внимание повседневным вещам, создавать общие представления по каким-то частностям.

Скажем, я вижу деревянный стол или кресло, а потом дерево, из которых она сделана. В итоге я понимаю, что такое деревянное изделие. Именно через эти мелочи, через бытовые особенности можно показать, как меняются история, природа, человек.

Какой выход? Детей надо учить истории на прикладных вещах – показывать предметы быта, горшки, монеты, разрешать все это трогать, возить в экспедиции... Им должно быть интересно. Никакой зубрежки. Суть познания – размышление. Нельзя вызывать ребенка к доске и гонять по историческим датам. Ошибся на пару лет – садись, два. Какая чушь! Они должны почувствовать, что история – это живая, интересная наука, и наше настоящее неразрывно связано с прошлым.

Мог ли я 30 лет назад подумать, что у меня будет мобильный телефон или молния на куртке? А 50 лет назад, что буду смотреть телевизор или летать самолетом? Я по старинке печатаю свои книги на пишущей машинке, а мои ученики просиживают за компьютером и говорят, что могут устроить мне виртуальную экскурсию в Лувр! Потрясающе.

Дети, приходя в музей, должны ощущать живое биение истории, а не только лицезреть пыльные экспонаты. Если бы Фоменко в детстве водили в музеи, он бы своих книжек по «новой хронологии» не написал.

- Расскажите, как вы стали студентом МГУ.

- Поступил на исторический факультет легко. Произошло это в 1939 году. Даром судьбы оказалось то, что просеминарий в нашей группе вел Михаил Николаевич Тихомиров, ставший вскоре главным моим научным руководителем. Помню, как я впервые выступил на семинарских занятиях с докладом «Идеология самодержавия в произведениях Ивана Грозного». Уже в этот период я выбрал для себя эту эпоху. Думаю, ученый начинается не с первых публикаций в академических изданиях, а с этого мучительного процесса поисков нужных книг, раздумий, освоения языков, - словом, того, что называется творчеством. С тех пор именно такой подход лежит в основе моей самостоятельной научной работы, а затем и обучения студентов. А тематика истории России времени Ивана Грозного стала надолго главной темой исследований, к которой возвращаюсь иногда и поныне.

- Вы ведь и сегодня преподаете, пишете книги. О чем?

- Круг моей нынешней каждодневной работы — и как исследователя, и как пропагандиста гуманитарных знаний — многообразной проблематики. В последние годы вплотную занимаюсь краеведением и москвоведением, издал уже не одну книгу на эти темы. Никогда не угасал интерес к отдельным творцам культуры — кроме Карамзина, Жуковскому, историкам Тихомирову и Платонову, а с конца прошлого века неизменно к Пушкину и пушкинознанию. Пушкин для меня – великая тайна. Боюсь, так и уйду в мир иной, не поняв этого феномена. Поражаюсь мудрости этого молодого человека – по сути мальчишки. Как он мог проникнуть в тайны целых исторических эпох, для него порой далеких, познать психологию людей, старше его вдвое, как будто кто-то дал ему возможность заглянуть в их души? Это потрясающе! Ощущение, что кто-то водил его пером, показывал жизнь с недоступных обычному зрению сторон...

Подобным даром обладал Владимир Высоцкий. А Лермонтов даже предсказывал – почитайте его стихи. Это дар гения – слово, вроде бы, всем известное, однако совершенно непонятно, что это такое. Думаю, у этих людей соединился потенциал обоих полушарий – того, что несет в себе рациональное начало, и того, что ответственно за музы. Плюс хорошее образование и, опять же, трудолюбие, без которого меркнет любой, даже самый яркий, талант.

- Вы председатель Союза краеведов России, руководитель учебно-научного Центра исторического краеведения и москвоведения РГГУ, главный редактор «Московской энциклопедии», академик Российской академии образования... Откуда силы на столь напряженную работу?

- Помимо генов – подарка родителей – это, конечно, трудолюбие и востребованность. Мне неинтересен отдых как таковой, и я не представляю, как можно жить, не трудясь. Мне интересно то, чем я занимаюсь, и поэтому хочется еще пожить. Знаете, почему женщины живут дольше нас? Они всегда могут приготовить пирожки, связать кофточку внукам... И все говорят им «спасибо». А нам что делать на старости лет? Благословен тот, кто в преклонном возрасте еще может применить свои силы. Мне повезло. Я не чувствую себя выброшенным на свалку истории, меня не забыли ученики. Они для меня по-настоящему близкие люди, я не одинок. В этом плане я счастливый человек.

СПРАВКА "ВМ"

Сигурд Оттович Шмидт родился 15 апреля 1922 года в Москве, окончил исторический факультет МГУ, с 1949 года преподает в Московском историко-архивном институте (ныне РГГУ), одновременно с 1956 года работает в Институте истории АН СССР. С 1992 года — академик Российской академии образования, лауреат премии «Триумф» в номинации «Гуманитарные науки».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.