- Город

Онкологию победят умные наночастицы

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Фитнес переезжает из душных спортзалов на крышу

Школы Москвы начнут учебный год в очном формате

Кому выгодна история о спасении российских дипломатов в Иране

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

Профессор МГУ оценил опасность частых КТ-исследований из-за COVID-19

Определен размер средней зарплаты в России за последний год

«По 500 тысяч долларов»: Пригожин рассказал о гонорарах Егора Крида

Отельеры Турции оценили стоимость летнего отдыха для россиян

«Жертва заговора»: как «народ» защищал Ефремова на слушании дела о ДТП

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

Рошаль оценил эффективность борьбы с COVID-19 в России

«Озноб, температура»: профессор РАН назвал признаки укуса энцефалитного клеща

Финансист ответил на слова Собчак об «идиотах» со сбережениями в рублях

Пожилых и людей с хроническими заболеваниями предостерегли от путешествий из-за COVID-19

Охлобыстин заявил, что адвокат Ефремова «загипнотизировал» актера

Онкологию победят умные наночастицы

Заведующий лабораторией нанобиотехнологий МФТИ Максим Никитин наблюдает за поведением наночастиц во время очередного опыта. Ученый отмечает, что благодаря их открытию лекарства нового поколения смогут эффективно помогать даже при тяжелых заболеваниях

ФОТО: Михаил Подобед, «Вечерняя Москва»

Ученые Московского физико-технического института нашли способ эффективно лечить онкологические заболевания. «Вечерняя Москва» узнала детали.

Сегодня широкому применению терапевтических наночастиц препятствует эффективная работа иммунной системы человека. Как отмечает заведующий лабораторией нанобиотехнологии МФТИ Максим Никитин, за время эволюции наш организм научился отлично бороться с чужеродными элементами, будь то вирусы, бактерии или частицы пыли. Поэтому и лекарства он тоже воспринимает как врага и отторгает лечение. Исследователи нашли способ «обмануть» человеческий иммунитет и решить ключевую проблему доставки в организм лекарств нового поколения, не нарушив при этом защиту от других природных нападений.

— Иммунная система непрерывно выводит из кровотока отработавшие эритроциты. Мы решили заставить ее немного усилить этот процесс, искусственно введя в организм антитела — молекулы иммунной системы, распознающие эритроциты. При этом иммунная система отвлечется на удаление отработавших кровяных клеток и не заметит наши терапевтические наночастицы, которые мы введем в организм. Лекарство успеет достичь мишени и выполнить свою задачу, к примеру, уничтожить раковую опухоль, — пояснил Максим Никитин.

Свою идею ученые сначала проверили на мышах. Никитин и его коллеги ввели небольшое количество антител и наночастицы в кровеносную систему грызунов и убедились — метод работает. Гипотеза подтвердила свою жизнеспособность и эффективность.

Специалисты надеются, что в ближайшее время подобный подход, который они назвали цитоблокадой, можно будет применять и для лечения онкологических больных. Надо лишь, чтобы медики и биологи убедились, что у метода нет побочных эффектов.

Это не единственное открытие Максима Никитина. Под его руководством в МФТИ создали технологию быстрого и эффективного поиска больных клеток в организме. В перспективе это может стать решающим в лечении рака, атеросклероза и других тяжелых заболеваний.

— Мы создали наночастицу-компьютер, которая может точно распознавать раковую клетку и внедряться в нее, не затронув здоровые части организма, — отметил ученый.

Если такие нанолекарства пройдут клинические испытания, то может отпасть необходимость в дорогой и токсичной химиотерапии для избавления от разных видов рака.

В другой лаборатории МФТИ, геномной инженерии под руководством Павла Волчкова, ученые создали основанный на нейросети алгоритм, который может следить за формированием тканей внутри искусственной сетчатки глаз и других органов.

— Наша работа делает биомедицину на шаг ближе к созданию клеточной терапии для лечения заболеваний сетчатки глаз, что позволит не только предотвратить их развитие, но и вернуть больным уже утраченное зрение, — отметил Волков.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виталий Баган, проректор по научной работе и программам развития МФТИ:

— Лаборатория нанобиотехнологии занимается прорывными исследованиями на стыке физики, биологии и медицины. На сегодняшний день она одна из самых успешных и объединяет более 20 молодых кандидатов наук и сотрудников. Ученые лаборатории не раз получали гранты Российского научного фонда, Фонда фундаментальных исследований и опубликовали большое количество международных публикаций.

КАК У НИХ

Ученые из Университета Арканзаса (США) создали препарат, убивающий агрессивные клетки рака молочной железы. Лекарство эффективно против трижды негативного рака. Такие опухоли ранее приходилось лечить с помощью химиотерапии, что имеет множество побочных эффектов. При исследованиях нового препарата негативных последствий не выявлено.