«Настало время гонки»: космонавты оценили план Рогозина отправить человека на Марс
Гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что уже через 8–10 лет Россия сможет отправить человека на Марс. По его словам, предприятие это вполне осуществимо, вопрос только в цене — полет к Красной планете обойдется очень дорого.
«Вечерняя Москва» поговорила с космонавтами о том, насколько реален полет на Марс уже в этом десятилетии и зачем нам это нужно.
— Прогресс движется настолько быстро, что совсем не исключаю эту ситуацию, — заметил депутат Госдумы, летчик-космонавт Максим Сураев. — Правда, осуществлять такую программу нужно будет в сотрудничестве с другими странами, потому что предполагает она огромные финансовые траты.
Сураев уточнил, что именно отсутствие контактов с другими странами может помешать амбициозному плану Рогозина. В пример летчик привел Китай, который отказывается делиться с миром своими космическими технологиями:
— В свое время они взяли все самое интересное и лучшее у нас не то что за копейки, а практически бесплатно, и начали выдвигаться вперед, делать успехи, только вот к разработкам своим никого не подпускают. С Америкой, Европой тоже отношения крайне напряженные. Вы видите, какие санкции лежат на России, так что я сильно сомневаюсь в возможности серьезных переговоров. Не знаю, стоит ли нам как отдельному государству устраивать свою космическую пилотируемую программу на Марс. Как бы это не сказалось на бюджете страны.
Космонавт считает, что единственный способ для России полететь на Марс в одиночку — убедить отечественных бизнесменов и инвесторов «вкладываться не в футбольные команды, яхты и частные самолеты, а в науку». Правда, для этого необходима жесткая позиция государства.
Более оптимистично настроен космонавт Сергей Волков. Он считает, что раз Рогозин позволяет себе делать подобные заявления, он имеет для этого основания.
— Вероятно, он опирается на определенные цифры, данные, которые мы не знаем, —заметил Волков. — Здесь ведь речь о том, чтобы завершить проекты, которые идут уже давно. Мы же не слышали, чтобы они закрывались, значит, специалисты продолжают работу, сроки поставлены. Имеет место и некий соревновательный момент с другими государствами, тем же Илоном Маском, являющимся представителем НАСА. Это нормальный процесс, мы вступили в конкурентную борьбу, которая поутихла на время эксплуатации МКС, но, как показывает практика, без конкуренции нет развития. И для нас, и для наших партнеров настало время гонки, что может привести все мировое сообщество к новому прорыву в космосе.
Целей и задач полета на Марс, по словам Волкова, много: здесь и научный интерес, и коммерческие перспективы.
— Пожалуй, прежде всего технологии, которые позволят безопасно достичь Марса, высадиться, поработать и вернуться обратно, при правильном применении смогут помочь человечеству и здесь, на Земле. Получим ли мы новые ресурсы, источники энергии — покажет время. Но ведь и раньше, когда люди шли осваивать тайгу, горы, океаны, уходили за горизонт, они ведь не ставили на первое место коммерциализацию. Просто это в природе человека — исследовать, — отметил он.
Космонавты сошлись во мнении, что план Рогозина является довольно трудновыполнимым, но реальным, так что, возможно, уже в этом десятилетии российский космонавт сможет своими глазами увидеть Красную планету.
Читайте также: Рогозин пообещал создать ракету лучше, чем у Маска