Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

В центрах для детей–сирот воспитанникам помогают преодолеть тревожность

Общество
В центрах для детей–сирот воспитанникам помогают преодолеть тревожность
Фото: Центр содействия семейному воспитанию

У детей, переживших стрессовую ситуацию, нередко наблюдается повышенная тревожность, подавленность, плохое настроение, растерянность и апатия. Поэтому одна из первых важных задач специалистов центров содействия семейному воспитанию — помочь ребенку преодолеть свои страхи и опасения, чтобы подготовиться к жизни в приемной семье, будущему. Рассказываем о том, какие методики используют в центрах.

— Для диагностики тревожности у воспитанников мы применяем комплексный подход. Наблюдение позволяет отмечать, как ребенок реагирует на различные ситуации, как ведет себя со сверстниками и взрослыми. Методики позволяют определить ведущие потребности и мотивы детей, страхи, фобии, тревоги, защитные механизмы и многое другое, — отмечает психолог Центра содействия семейному воспитанию «Радуга» Ольга Филиппова.

Для работы с тревожностью, нарушенным чувством безопасности в «Радуге» обустроена специальная комната. С помощью различного рода стимуляторов, воздействующих на вестибулярные рецепторы и органы зрения, слуха, обоняния, ребенок учится находить ощущение комфорта и безопасности.

— Сенсорная комната — мощный инструмент терапии, кроме того, она повышает эффективность любых методов, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. С тревожными ребятами важно не делать резких переходов от одного стимула к другому, — комментирует психолог.

Для коррекции чувственной, эмоционально-волевой сферы ребенка эффективны специальные групповые занятия. Можно прочитать вместе с детьми сказку, а затем провести беседу, сделав акцент на чувствах персонажей и самих детей. По словам специалистов, беседа — один из ключевых инструментов борьбы с тревожными состояниями. Психологи учат детей говорить о своих чувствах, эмоциях, страхах, чтобы взять их под контроль.

— Мы много говорим с детьми, чтобы понять их чувства, узнать точку зрения, предлагаем совместно изучить что-то, узнать больше. Здесь хороший вопрос: «Если бы твои переживания были страшилками, как бы они выглядели?» Необходимо помочь ребенку придать его переживаниям некий облик, с которым можно что-либо сделать, помочь определить страх, разложить пугающий образ на более простые и ясные детали, — объясняет Ольга Филиппова.

При работе с детской тревожностью нельзя сбрасывать со счетов и роль значимого взрослого. Для ребят такими людьми часто становятся специалисты.

— Взаимодействуя с воспитанниками, наши педагоги всегда опираются на положительные личностные качества детей. Очень важно создавать ситуации успеха, не забывая хвалить их за минимальные продвижения, — говорит педагог-психолог Центра «Юнона» Светлана Мартыненко.

Воспитатели в группах «Юноны» создают максимально комфортную среду для каждого ребенка, индивидуально дозируют любую нагрузку, чередуя труд и отдых.

— Для наших воспитанников характерна высокая утомляемость, но признаки нарастающей усталости у детей разные, поэтому очень важен адресный подход. Он позволяет воспитателю своевременно принимать меры: переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, стимулировать с помощью одобрения и похвалы. Комплимент, высказанный даже по поводу самого маленького успеха, способствует снятию тревожности и стабилизации эмоционального фона, — продолжает Светлана Мартыненко.

До определенного возраста основное занятие детей — игры, их активно задействуют и для снятия тревожности.

— Ребятам особенно нравятся занятия рефлексией. В процессе мы учимся отвечать хочу/не хочу, знаю/не знаю, умею/не умею. Поиск ответов делает ребят увереннее в себе, учит коммуникации, добавляет опыта, — считает учитель-дефектолог ЦССВ «Центральный» Алла Петрова.

В тренинге «Закончи предложение» нужно продолжить фразы: «Я делаю…», «Я иду…», «Я буду…», «Я учусь…». Это воспитывает в детях уверенность в себе и своих силах. В творческом занятии «Рукавички» нужно найти парные аппликации-рукавички и раскрасить их, попросив карандаши у других. Оно направлено на умение общаться, а игры-ситуации учат выражать эмоции.

— Разыгрываем ситуации, в ходе которых помогаем деткам найти выход. Например, на картинке ругаются девочки. Мы их мирим. Или кукла расстроена — нужно ее успокоить, — приводит пример Алла Петрова.

Если ребенок сложно идет на контакт, на помощь приходит арт-терапия.

— Очень любим флешмобы и арт-мобы. Традиционное мероприятие нашего центра — «Бумажный ринг». На занятиях дети все вместе делают разные аппликации из бумаги, а потом мы организуем из поделок выставку, посмотреть которую могут все желающие: гости, волонтеры, друзья, — рассказывает старший воспитатель Мария Емельяненко.

Творчество специалисты называют одним из самых эффективных инструментов борьбы с детской тревожностью. В Центре «Сколковский» специалисты успешно применяют в работе самые разные формы арт-терапии.

— Песок — замечательный материал, он способен поглощать негативную энергетику и снимать напряжение. Педагоги вместе с детьми придумывают самые разные сюжеты-инсценировки, в ходе игры эмоциональный фон ребят стабилизируется, а уровень беспокойства снижается, — рассказывает специалист «Сколковского» Олеся Гольцблат.

Рисование красками по воде — техника эбру — еще один любимый сколковцами вид творчества, способствующий снятию тревожности.

— Как-то на одном из занятий мы рисовали весенние пейзажи. К нам присоединился мальчик, который, по словам воспитателя, был в очень тревожном состоянии и нуждался в перезагрузке эмоций. Сначала он неуверенно взял кисточку, но уже спустя несколько минут его лицо прояснилось, расслабилось. Малыш увлекся, успокоился, а в конце занятий уже с улыбкой показывал свои рисунки, —приводит пример педагог-организатор Оксана Могильченко. — Так что творчество можно назвать одним из самых эффективных инструментов работы с детьми и их тревожностью. Причем, как мы знаем, ребятам не так важен результат, как сам процесс.

НА ЗАМЕТКУ

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.