Алексей Немерюк: Мы открываем экобазары с нашими продуктами
Чего еще ждать от молодого, энергичного чиновника? Подробное интервью в новой должности он дал «Вечерней Москве».
Недавно мэр был на Пятницкой улице в кафе — поддержал рестораторов, которые открывают веранды. Будет в Москве столько же кафе, как в Париже?
У нас уже сейчас появляется все больше самых разных кафе. Только за полгода их количество увеличилось на 14 процентов. А всего-то лет пять назад ни ролл-баров, ни даже тележек с мороженым в достаточном количестве не было.
Бизнесмены обратились к мэру с просьбой упростить процедуру оформления документов на открытие веранды, уменьшить хождение по инстанциям. В результате выработан новый регламент, и можно спокойно, без вмешательства чиновников местного уровня открывать летние кафе. Затем мэр Москвы Сергей Семенович Собянин встретился по своей инициативе с бизнесменами, чтобы у них самих узнать, как упростилась процедура, насколько эффективны те меры, которые приняты для развития бизнеса.
Предпринимателям предоставили большие возможности для развития. Введены новые правила игры: разыгрываются места на три года вперед, и теперь бизнес может планировать свои затраты, покупать новое оборудование. Предприниматель не ходит на поклон к чиновникам: участвуешь в аукционе, чье пред ложение интереснее — того и место. Такого, как в прошлом году, когда аренда доходила до 20 миллионов за кафе или ларек, уже нет.
А детские кафе появятся?
Рестораторы в выходные дни проводят детские праздники, аттракционы, семейные обеды. Москвичам это нравится.
Мы не диктуем бизнесу, что им делать, можем только рекомендовать. Изучаем наполнение рынка теми или иными услугами. Разработали отраслевую схему размещения объектов потребительского рынка на территории Москвы — на ней видно, что требуется району в зависимости от плотности населения. Каждый округ должен быть оснащен мелкорозничными павильонами, мини-маркетами, магазинами шаговой доступности, рынками, сетевыми супермаркетами.
Спрашивают иногда, почему не хватает недорогих магазинов в центре города. Но высокая арендная плата — соответственного уровня магазины. А ведь здесь живут и пенсионеры, и ветераны, которым нужно обеспечить широкий ассортимент доступных продуктов. Вот тут мы как раз и прилагаем усилия. Как, к примеру, на улице Народного Ополчения, где рядом есть социальные и сетевые магазины, крупные «точки» и небольшие.
Каким должен быть магазин шаговой доступности? В скольких шагах от дома?
Не больше 500 метров. Чтобы человек на метро или автобусе не ездил за хлебом. Сейчас сокращаем радиус до 300: за пять минут можно дойти до магазина и купить продукты.
Покупатель стал требовательнее, придирается к качеству товаров, больше доверяет родным продуктам. Как это учитывается?
С заместителем мэра по экономической политике Андреем Шароновым мы прорабатываем концепцию «Российский национальный продукт». В России 900 сортов рыб, из них 250 промысловых, а в Москве — всего 25. Казалось бы, не надо ее из Аргентины везти, есть хорошая русская рыба, причем в достатке.
Есть мед наш, масло, овощи хорошего качества, мясо. Можно и нужно поставлять на рынки продукцию российского производства: она и свежее, и с гарантией качества.
Передаете рынки в частные руки, а как власти будут контролировать там порядок, качество, адекватные цены?
Из действующих сегодня сельскохозяйственных рынков лишь 11 находятся в собственности города. Нельзя сказать, что они лучшие. Их материально-техническая база не соответствует ни санитарным, ни технологическим требованиям. На этих рынках параллельная система администрирования, с низкими поступлениями в бюджет. Поэтому выбрана другая модель, при которой стоимость земли для предпринимателя оценивается адекватно его вложениям в качество торговли, в технологию, архитектуру. Это станет гарантией высокого уровня обслуживания покупателей и приемлемых цен. А нарушат условия— применим строгие санкции.
К примеру, Даниловский рынок. Туда пришел частный инвестор, присматривается, готов выкупить и уже провел там определенную работу. Эффективность рынка возросла в несколько раз: увеличились торговый оборот, прибыль, условия труда, вложены деньги в реконструкцию рынка. Здесь уже можно подумать о передаче в собственность.
А в Мытищах инвестор открыл «Экобазар». Там красиво и оригинально выложена отечественная продукция. Думаю, что подобные «Экобазары» будем развивать. В отличие от ярмарок, которые работают только в сезонный период, экологические рынки могут быть постоянными.