Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова
В картине «12 стульев» (1976) Марка Захарова был занят мощный актерский дуэт: Анатолий Папанов (слева) сыграл Кису Воробьянинова, а Андрей Миронов — Остапа Бендера / Кадр из фильма «12 стульев» / 1976, Мосфильм

100–летие со дня рождения Анатолия Папанова поклонники его таланта отмечают 31 октября. И хотя Анатолия Дмитриевича нет с нами уже 35 лет, актера по–прежнему помнят и любят.

Человек уникального дарования, обаятельный и скромный, Анатолий Папанов сыграл в огромном количестве фильмов и сорок лет выходил на подмостки столичного Театра сатиры. Об отце вспоминает актриса театра и кино Елена Папанова.

— Елена Анатольевна, все говорят, что Анатолий Дмитриевич был довольно закрытым человеком. А каким он был дома, в семье?

— Многим кажется, что актеры — какие-то особенные люди, а на самом деле они обычные и точно так же подвержены и разочарованиям, и веселью, и унынию. Папа был добрым, но не добреньким. И в каком-то смысле, я бы сказала, непредсказуемым. Даже не знаю, как это объяснить. Например, он мог с одним человеком поделиться всем, что имел, а другому не дать ничего.

— Может, просто чувствовал людей, их искренность?

— Может быть. А еще он не любил шумных компаний, как сейчас говорят — тусовок. Из близкого круга у него было двое друзей, еще со школы, художники, а потом он, после совместной работы, сдружился с Виктором Ивановичем Мережко.

— А с Андреем Мироновым? Не раз читала, что они были близкими друзьями.

— У них очень хорошие были отношения, но очень близкой дружбой бы я это не назвала. А еще папа любил спорт и меня заставлял им заниматься, на велосипеде ездил, на даче — на водохранилище за семь километров, в котором купался до поздней осени. И он был однолюбом во всех смыслах. Любил повторять: «Одна жена, один театр».

Когда он стал популярным, его приглашали и во МХАТ, и в Малый театр, но он остался в Театре сатиры. Да, этот театр тогда гремел! Но, может, конечно, папа втайне опасался, что не займет на новом месте такого положения, как в Сатире. Был скромным. Мне одна съемочная группа рассказала, что людям непросто о нем вспоминать — потому что нечего особенно рассказать, ведь он приходил в театр, гримировался, играл и — уходил. Да еще старался воротник поднять и очки темные надеть, чтобы не узнавали, ведь поклонники вели себя по-разному.

Ему самому с самим собой не было скучно. А Михаил Михайлович Державин как-то рассказывал, что когда папа купил машину, он ставил ее за пару кварталов от театра: просто потому, что у других машин еще не было. А еще он за других и для других просил о чем угодно, вплоть до квартир и машин. Но не для своих!

Забавный был эпизод: в Театре сатиры собрались ставить «Гнездо глухаря», и Ольга Александровна Аросева сказала папе: «Толя, а ты не мог бы попросить Плучека, чтобы он дал мне роль твоей жены?» И он пошел. Валентин Николаевич выслушал и говорит: «Хорошо, но я-то хотел, чтобы эту роль играла твоя жена…» (Надежда Каратаева — заслуженная артистка РСФСР, актриса Театра сатиры с 1950 по 2014 год. — «ВМ»). А папа сразу: «А, ну как решите…»

Никогда и ничего он не просил и для меня. Не жалею об этом: по крайней мере знаю, что все, что сделала, я сделала сама. Но не осуждаю тех, кто помогает своим детям.

— Ваших родителей все считали идеальной парой.

— Сорок с лишним лет прожить вместе и не поругаться, наверное, невозможно, но при мне и правда никаких скандалов между ними не было. Они познакомились в ГИТИСе — папу взяли в 1943 году добором сразу на второй курс, мальчишек-то совсем не было. А там он увидел маму — в гимнастерке. Подошел к ней и спросил — что, мол, тоже воевала? А мама поступила в ГИТИС еще до войны.

Но в эвакуацию ГИТИС забрал с собой только старшекурсников, мама оказалась с семьей в Новосибирске и там сказала бабушке, что хочет пойти добровольцем. Она была единственной дочерью, но бабушка сказала: «Надя, если ты так решила — иди». И мама работала в санитарном поезде. Оказалось, в общем, что они с папой — два фронтовика. Так они и подружились, а потом пришла и любовь.

За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова Анатолий Папанов и Надежда Каратаева в годы войны / Фото: Из личного архива Елены Папановой

— Отец часто вспоминал о войне?

— Нет, не любил. Но однажды случилась удивительная история, связанная с войной. В какой-то телепередаче папа рассказал, как дружил на фронте с Аликом Рафаевичем. Оба были творческими людьми, папа собирался на актерский, а Алик уже учился на операторском, это их сблизило.

И Алика убило на глазах у папы — в тот день, когда половина их взвода погибла, а сам он получил серьезное ранение в ногу. И этот рассказ услышала мама Алика, считавшая единственного сына пропавшим без вести. Она нашла наш телефон, приехала к нам… Для нашей семьи День Победы был особенным днем.

— Какие роли были вашему отцу особенно дороги?

— Он, конечно, любил Серпилина из «Живых и мертвых». Кроме прочего, эта картина стала для него своего рода отправной точкой в кино. «В городе С.» любил, где он играл доктора Старцева, причем в разных возрастах и потрясающе перевоплощаясь, и картину «Плохой хороший человек», это фильм тоже по Чехову — по его «Дуэли». Ну и «Дети Дон Кихота», конечно.

— Говорят, после выхода этого фильма многие решили пойти в медицину, так Папанов сыграл доктора Бондаренко. Ну а великолепная роль в «Холодном лете пятьдесят третьего...», ставшая для него последней... Правда, что мама не хотела, чтобы он ее играл?

— Не то что не хотела, но не советовала. Папе присылали много сценариев, а он был очень занят, поэтому мама их читала и разбирала. И она ему сказала — какие-то стрелялки сплошные, зачем тебе это? Но понимаете, какая штука: для актера быть неизвестным — плохо, но и известность, когда тебя узнают на каждом шагу, быстро начинает мешать. Папа посмотрел сценарий после мамы, сказал, что Прошкин — хороший режиссер, и задумчиво добавил: «Я давно не снимался, меня так начнут забывать…»

— Может, Надежда Юрьевна предчувствовала что–то?

— Возможно, она была права, отговаривая его сниматься, не знаю… Но я считаю, папа просто загнал себя. У него был выпуск спектакля «Последние» по Горькому — первая его режиссерская работа, экзамены курса в институте, где он преподавал, а еще и съемки. Он на них в Карелию ездил из Риги, а в Москву приехал потому, что возникли какие-то проблемы у студентов в общежитии.

Устал, полез принимать душ, горячей воды не было, встал под холодный... И начал развиваться сердечный приступ. Может, если бы не было «Холодного лета...», он жил бы еще, потому что вообще-то ничем не болел.

— Для нас Анатолий Папанов — звезда, для вас — просто папа. Как он вас воспитывал?

— Дело в том, что до 15 лет я жила с бабушкой и дедушкой — с маминой стороны. Мама с папой жили с ними вместе в одной комнате в коммуналке. Когда родилась я, они соорудили перегородку из картона, обклеили ее обоями, чтобы создать нечто вроде второй комнатки, где ребенку было бы поспокойнее. А когда мне исполнилось три, маме с папой дали комнату в общежитии Театра сатиры, но бабушка предложила меня оставить с ними: у родителей же вечно репетиции, гастроли. Когда же они получили квартиру в Новых Черемушках, я уже ходила в школу.

Нет, родители, конечно, постоянно со мной общались, но больше меня воспитывали бабушка и дедушка. Я на это не обижаюсь — у меня было счастливое детство. Иногда я и не очень рада была приезду родителей — надо было сразу дневник показывать. Но вы сказали про детство, и я отчетливо вспомнила яркий, счастливый день. Сколько мне? Года три, наверное. Мы жили на Саввинской набережной, папа очень любил Лужники, и мы пошли с ним туда.

Погода хорошая, конец апреля или начало мая, первые листочки уже. И он сажает меня к себе на плечи, мы идем, он читает детские стишки, и тут вдруг бежит молоденькая девушка, такая красивая, и кричит: «Молодой человек, ваша девочка потеряла туфельку!» А меньше чем за год до папиной смерти мы приехали на дачу. Была осень, такая же погода, как сейчас, я уложила детей, и мы смотрели программу «Время».

И там сказали, что будут заморозки. А у нас в саду оставались яблоки, и папа сказал — но ведь будет мороз… Мы взяли фонари, надели плащи и пошли в сад. Вскоре и правда начался снегопад — он падал мокрыми хлопьями на яблоки, лежавшие на траве. В 2009 году я издала книгу «Хочу рассказать… книга об отце», но хотела ее назвать «Яблоки на снегу». Мне сказали — избитое название. А я помню эти яблоки. Какой-то особенный был момент…

— Родители не возражали против вашего решения стать актрисой?

— Еще как возражали. Они хотели, чтобы я изучала иностранные языки. И в театральный я поступала, когда они были на гастролях. Второй тур не прошла, они вернулись, увидели, что я расстроена, пришлось во всем сознаться. И тогда они нашли мне педагога, я подготовилась и проходила, в принципе, и в Щуку, и в Щепку. Но они настояли на ГИТИСе.

За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова Фото: Из личного архива Елены Папановой

— Папанов — артист невероятного драматического дарования. Но для многих он, мне кажется, воспринимается в первую очередь как комедийный актер. «Папанов? Лелик!» Анатолий Дмитриевич не страдал от этого?

— Мне кажется, тут вы не правы. У него в фильмографии лент очень много (173 работы в кино. — «ВМ»), а комедийных ролей из них — шесть, ну десять от силы… Театр сатиры, где он работал, и задумывался именно как сатирический, обличающий. Что же касается Лелика, то «Бриллиантовую руку» папа не любил, а роль эту хотел сыграть несколько иначе, не делая Лелика таким уж гротесковым. Но Гайдай настоял на своем и оказался прав: этого персонажа любят.

— Правда ли, что на роль в «Живых и мертвых» Александр Столпер долго уговаривал Папанова?

— Не он, а его ассистент. Папа с мамой еще жили в общежитии, и там был общий телефон, я его отлично помню. Папе звонили не раз, и потом ему соседи, а это были Татьяна Ивановна Пельтцер, Вера Кузьминична Васильева, начали говорить: «Толя, ну сходи ты на пробы!» Сходил — и его утвердили. Кстати, возможно, вы не знаете, но папа пробовался на роль Огурцова в «Карнавальной ночи». Но Эльдар Рязанов считал, что он играет несколько театрально.

— Был бы прекрасный Огурцов!

— Но и Ильинский прекрасно с ролью справился.

— А была у Анатолия Дмитриевича, как у многих актеров, мечта о роли?

— Из того, что я знаю — он хотел сыграть Отелло. На это у него точно хватило бы внутренней энергетики. И о короле Лире мечтал.

— Если бы вы увиделись с ним сейчас…

— Ох… Когда родители есть, тебе кажется, что они будут вечно. Мне было тридцать два, когда папы не стало. Было бы пятьдесят — я бы спохватилась, подумала, что надо говорить больше, общаться, а тогда что? Молодость, романы, потом семья, дети на руках… Я очень многому у папы училась. Ходила на его спектакли, смотрела. А сейчас мы бы сидели и говорили — обо всем.

ДОСЬЕ

Анатолий Папанов — народный артист СССР, актер театра и кино, педагог, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Государственной премии СССР (посмертно). Участник Великой Отечественной войны. Родился в Вязьме, в семьев оенного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской.

В 1930-х семья переехала в Москву. После школы устроился литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода. И единственное, что отличало Толю от большинства одногодков — его хобби: он ходил в театральную студию при Доме культуры завода «Каучук». Руководил ею обаятельный Василий Куза — актер, а затем замдиректора Вахтанговского театра.

12 августа 1941 года был направлен в 73-й запасной стрелковый полк. В январе 1942 года старший сержант Папанов уже командовал взводом зенитной артиллерии. В марте под Харьковом получил тяжелое ранение, лишился двух пальцев на ноге, получил третью группу инвалидности и был комиссован. Женился на однокурснице Надежде Юрьевне Каратаевой, фронтовичке, позже — заслуженной артистке РСФСР.

Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 года. Надежда Каратаева пережила мужа намного лет — ее не стало 10 октября 2019 года.

Елена Анатольевна Папанова — актриса театра и кино, работала в Театре им. Ермоловой, снялась в фильмах «Трын-трава», «Мы вместе, мама», «Школа», «Высоцкий. Спасибо, что живой», сериалах «Склифосовский» и многих других.

ЛУЧШИЕ РОЛИ

  • «Человек ниоткуда» 1961, Аркадий Крохалев
  • «Живые и мертвые» 1964, комбриг Серпилин
  • «Наш дом» 1965, Иванов-отец
  • «Дети Дон Кихота» 1966, Петр Бондаренко
  • «В городе С.» 1966, Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч)
  • «12 стульев» 1976, Киса, Ипполит Матвеевич
  • «Холодное лето пятьдесят третьего...» 1987, Копалыч, Николай Павлович Старобогатов
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.