Государство поворачивается лицом к инвалидам по слуху, но многое еще предстоит сделать
А что слуха нет — не так страшно. Еще и к лучшему: меньше гадостей этой тяжелой жизни услышат. Но на самом деле это глубочайшее заблуждение.
Тем, кто так думает, стоит попробовать заткнуть уши берушами и так провести весь свой день. Попытайтесь начать с самого элементарного: пообщаться с людьми, прогуляться по городу, покататься в транспорте, зайти в магазин и чтонибудь купить, посмотреть телевизор... И даже в этом случае полученные впечатления не передадут полную картину всех проблем, которые ежедневно и ежечасно возникают у людей с нарушением слуха.
Это и невозможность позвонить по обычному телефону не прибегая к помощи других людей при решении как экстренных, так и бытовых ситуаций, и недоступность городской инфраструктуры. Например, не везде есть информационные табло в автобусах-троллейбусах-метро-электричках, в аэропортах и на вокзалах. Плохослышащие люди не могут пойти в кинотеатры — не все фильмы сопровождаются субтитрами. Им сложно получить информацию в музеях, трудно решать вопросы в государственных учреждениях… По данным Всероссийского общества глухих, на их учете состоят около 100 тысяч инвалидов по слуху. Но эта цифра не охватывает незарегистрированных членов Общества глухих, или неслышащих, например, с небольшой потерей слуха, или страдающих возрастным снижением, а также плохослышащих детей.
Для большей части глухих переводчик жестового языка — средство получения столь ценной и так не хватающей информации. На всю Россию переводчиков жестового языка около тысячи человек! Всего лишь! Когда считается, что 25 человек должен обслуживать хотя бы один сурдопереводчик, и то этого немного.
Для сравнения, в Финляндии на 8 глухих — один переводчик жестового языка. При таком дефиците даже невозможно говорить о высоком качестве услуг перевода на жестовый язык.
Проблем много, перечислять их можно бесконечно, и зачастую все они связаны друг с другом.
Никто не застрахован от потери слуха. И даже знаменитая американская писательница Элен Келлер, имеющая тяжелую инвалидность — слепоглухоту, сказала: «Лучше быть слепой, чем глухой, ибо слепые оторваны от предметов, а глухие — от людей».
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
— Станислав Иванов, вице-президент Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ОООИ ВОГ):
В России существует ряд законов, нормативных актов, которые бы могли помочь хотя бы частичному решению проблем. Но, к сожалению, многие носят декларативный характер и пока в полной мере не работают.
Если говорить об образовании, то, согласно статье 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» глухой или слабослышащий, по сути, может учиться везде, где хочет, и при этом имеет право на использование услуг сурдопереводчиков.
А на практике это пока не реализуется. Вот и идут неслышащие в учебные заведения, где есть группы глухих с переводчиком жестового языка. Причем высших учебных заведений со специальными группами на всю Россию — только семь! А в связи с трудоустройством есть статья 21 «установление квоты для приема на работу инвалидов» того же федерального закона, согласно которой в организациях, где работают более ста человек, обязаны принимать на работу инвалидов, в том числе и с нарушениями слуха.
Но этого нет. В большинстве случаев не берут инвалидов на работу.
Всероссийское общество глухих ведет планомерную и огромную работу по всем направлениям. Налажены постоянные контакты с федеральными, исполнительными и законодательными органами государственной власти. Используются практически все площадки, где можно заявить о проблемах инвалидов по слуху — например, заседания Совета при Президенте России по делам инвалидов, коллегии профильных министерств и ведомств, слушания в Государственной думе и Совете Федерации… Одно из важных направлений работы Общества глухих — повышение статуса русского жестового языка, чтобы возможно было осуществлять его государственную поддержку, использовать в образовании глухих, а также создать систему подготовки профессиональных преподавателей и переводчиков русского жестового языка.
Да, государство поворачивается лицом к инвалидам по слуху, но многое еще предстоит сделать…