Берегись автомобиля: как не попасться на уловки мошенников и спекулянтов
Оборот на авторынке Москвы вырос на 72 процента за последние два месяца, по данным агентства, обрабатывающего автомобильные базы данных. На рынке есть и подержанные авто, и те, что привезли по параллельному импорту. Поэтому покупка машины сродни лотерее, в которой можно остаться с утешительным призом в виде тонны металлолома. «Вечерняя Москва» вместе с автоэкспертами выясняла, каких правил нужно придерживаться при покупке, чтобы выбрать машину на долгие годы.
Проверяйте продавца
Основной опасностью, с которой может столкнуться покупатель подержанных машин, может стать мошенническая схема с предоплатой, об этом рассказал автоюрист Сергей Радько.
— В последнее время появился спрос на автомобили из-за рубежа, а вместе с этим и активизировалась мошенническая деятельность, — объясняет автоюрист Сергей Радько. — Доверчивые граждане в качестве задатка переводят «продавцам» небольшие, по меркам стоимости автомобиля, суммы денег, а мошенники благополучно исчезают с ними.
Не попасть в лапы любителей легкой наживы помогут проверенные специалисты по автоподбору. Проверить компании по подбору авто можно через реестры ИП, ООО, юридических лиц и прочие, чтобы узнать, сколько лет они уже предоставляют услуги на рынке. Эти данные нужно сверить с указанными на официальном сайте компании. В дополнение следует почитать отзывы на автомобильных форумах. А новых компаний, которые зазывают агрессивной рекламой и предлагают условия значительно ниже рыночных цен, юрист советует избегать.
— Мошенники могут попытаться продать вам и угнанный автомобиль, — продолжает Радько. — Ведь сейчас вырос интерес к подержанным машинам и запчастям к ним. Поэтому угонщики решили этим воспользоваться и активно продают такие машины, совершают кражи новых.
Чтобы не потерять деньги и не получить лишних проблем с законом, юрист советует тщательно проверять всю историю владения автомобилем через соответствующие органы. Это можно сделать и в интернете, по VIN — идентификационному номеру авто. Опасность может предостерегать покупателя при самостоятельном поиске и покупке авто изза рубежа без посредников.
— По моему опыту, попытки найти достойный экземпляр в приграничных странах могут привести человека на недобросовестный рынок, — предостерегает Радько, — тех же самых угнанных, утопленных автомобилей или же собранных из нескольких экземпляров. Без соответствующих знаний в подборе авто даже в России сложно найти достойный вариант.
Тем, кто все же решился на такой шаг, юрист рекомендует распланировать бюджет, в который следует заложить сумму на поездку и проживание, оформление всех необходимых документов и их перевод. Даже при обращении к добросовестному продавцу можно остаться без существенной финансовой выгоды от сделки.
Чистота сделки
Могут возникнуть сложности и при покупке машин, завезенных через параллельный импорт. Нет ясности, кто будет осуществлять их гарантийное обслуживание в случае поломки. А процесс возврата через несколько стран на заводпроизводитель займет много времени.
— Заводы собирают автомобили с учетом специфики государства, в котором предполагается их эксплуатация, — продолжает Радько. — Исходя из этого и подбираются определенные комплектующие. Порой найти на замену подходящую для российских условий деталь очень сложно.
По словам Радько, проще купить авто на внутреннем рынке, если приобретать авто исключительно у собственника с кристально чистыми документами. Не стоит рисковать и выбирать подержанное авто, которое стоит на 20–30 процентов ниже рынка. Еще важно проверить, чтобы машина не находилась в залоге. Эта информация есть на сайте федеральной нотариальной палаты www.reestr-zalogov.ru. Даже при законной покупке залоговое транспортное средство может быть изъято, если продавец вступит в процесс банкротства. Суд расценит его действия как вывод имущества, а вы останетесь ни с чем. Отсудить свои деньги у банкрота невозможно. Подобные ситуации в практике Сергея наиболее частые. Похожая история и с кредитными автомобилями, покупку которых стоит избегать.
— Самое важное — сразу проверить юридическую чистоту потенциальной покупки, это можно сделать даже в онлайн-режиме, — говорит в заключение юрист. — А уже потом изучать, соответствует ли техническое состояние машины желаниям покупателя.
Нужны гарантии
Директор Национального агентства прямых инвестиций Татьяна Арабаджи добавила, что спрос на покупку новых автомобилей внутри страны в 2022 году снизился на 60 процентов. К иностранным же машинам она рекомендовала присматриваться с осторожностью.
— Плюсом параллельного импорта служит как минимум тот факт, что желаемую машину вам смогут привезти, — рассуждает Арабаджи. — Годами проверенные марки полюбившихся россиянам авто снова могут быть доступны.
Однако стоит брать в расчет исполнение и комплектацию авто, которые не были рассчитаны на отечественный рынок. Системы обогрева, климат-контроля, подвески — все это в теории может стать неудобными в эксплуатации в России. Машина из ОАЭ попросту может не завестись в первый, незначительный мороз. Редкие авто, поставляемые дилерами, находятся на гарантии, которая учитывает российские реалии и включена в стоимость. А покупка у частных лиц происходит на свой страх и риск.
— Когда автомобили шли через официальную дилерскую сеть, мы обладали точной гарантией, однако сейчас можно столкнуться с чем угодно, — продолжает Арабаджи. — Но лучше обращаться за помощью к специалисту по автоподбору. Не имея опыта покупки авто за границей, самому соблюсти все этапы вплоть до «растаможки» будет достаточно сложно.
Проведите техосмотр и экспертизу
Владелец диагностического сервиса автомобилей с пробегом Александр Лемигов более 15 лет занимается подбором автомобилей и знает практически все подводные камни, с которыми можно столкнуться. Покупку машины внутри рынка эксперт условно делит на две категории: у собственника и в автосалоне.
— Получить полную картину о состоянии вашей будущей машины можно только на подъемнике в автосервисе, — заявляет Александр.
По словам эксперта, не следует доверять «специалистам», которые за небольшую сумму готовы выдать какое-то заключение без техосмотра. На месте можно оценить только состояние кузова, зафиксировать некоторые подтекания или выявить крашеную деталь. Но вот причину — нет. Поцарапал ли бывший владелец кузов при неудачной парковке или же поучаствовал в серьезном ДТП, без тщательного осмотра этого не узнать.
— Если продавец под каким-то предлогом уклоняется от независимой экспертизы или же навязывает свой вариант, то с ним следует смело прощаться, — продолжает Александр Лемигов. — А после диагностики основных агрегатных узлов в виде двигателя, подвески, кузова и коробки передач можно смело рассуждать о реальной стоимости автомобиля и покупать.
Но даже лучшие специалисты не могут дать гарантию, что автомобиль будет функционировать исправно после покупки. Дополнительной страховкой вам послужат чеки и сервисные листы по обслуживанию техники. Без них не узнать, своевременно ли менял продавец масло в двигателе и прочие жизненно важные для автомобиля жидкости. Подключать экспертов Александр Лемигов советует и на стадии документальной проверки, они без труда отследят весь путь вашей машины и сообщат, если найденная ими информация будет расходиться со словами владельца.
— Основной «хлам» на территорию России тянется из Белоруссии и особенно Армении, туда он приезжает из США, — говорит эксперт. — Это ужасная по своему состоянию техника, которую на родине не всегда примут даже на металлолом. Ее приводят в товарный вид и выпускают на рынок.
Со слов Александра, однажды удалось отследить историю такого авто. В интернете нашлись фото, как зеленую от тины машину для реставрации поднимали со дна болота, попутно сгоняя лягушек с насиженного места.
Официальные дилеры
Обмануть покупателя, по словам Радько, могут даже в автосалоне. Например, занижая стоимость машины на ценнике.
— Указанные цифры окажутся реальны только при оформлении дополнительных услуг, — предостерегает Александр. — Зачастую вам продают «воздух» в виде ненужных страховок и комплектующих по завышенным ценам. Вы и заметить не успеете, как менеджер прибавит к обозначенной стоимости автомобиля еще 15–20 процентов.
Если с частным продавцом можно и нужно договариваться об экспертизе, то в случае с салоном такое попросту невозможно. Ограничиться придется лишь визуальным осмотром и, с разрешения сотрудников, диагностикой ошибок, которые считываются при помощи подключения электронного блока управления автомобиля к компьютеру.
— Менеджер будет заверять, что производились все необходимые проверки, — продолжает эксперт. — И вам остается только верить ему.
Договор, который вы подпишете, составляют грамотные юристы, поэтому в случае серьезной поломки автомобиля придется долго доказывать вашу непричастность. К слову, многие чинят авто за свой счет при наличии действующей гарантии салона.
При этом столкнуться с юридически нечистым транспортным средством из салона практически невозможно.
— Частный продавец обязан быть хоть как-то связан с автомобилем, — предостерегает Александр. — Если он не вписан в ПТС, то хотя бы должен иметь договор купли-продажи с прежним хозяином. В этом компоненте автосалон выглядит безопаснее.
Важные критерии для выбора
Тем, кто испытывает необходимость в автомобиле, Александр советует покупать и не ждать обвала цен на рынке: стоимость автомобилей с 2013 года только повышается. Эта тенденция, по его словам, будет продолжаться и дальше.
А вот тем, у кого уже есть несколько авто, эксперт советует немного подождать. С его слов, из-за пониженного спроса и выросшего предложения сейчас наблюдается момент стагнации, за которым может последовать незначительное падение цен. Год выпуска и пробег не должны быть определяющими критериями, они введут в заблуждение покупателя при выборе машины, добавляет эксперт. Новое авто с меньшим километражем вполне может оказаться хуже своего «опытного» товарища. Все зависит от того, как человек эксплуатировал и обслуживал автомобиль, как правило, женщины и пенсионеры наиболее ответственно подходят к поддержанию авто в должном порядке.
На этот счет автоэксперт Тимур Семенов поделился с «ВМ» интересной историей.
— Бывают забавные ситуации, когда один и тот же автомобиль стремительно «молодеет» — мне помнится история с «линкольном», принадлежащим Алле Пугачевой, — рассказывает Тимур Семенов. — Эта машина довольно редкая, и когда певица решила с ней расстаться, то пробег был указан 120 тысяч километров, а через пару лет машина снова была выставлена на продажу, но... пробег сократился чуть ли не втрое и составил всего лишь 50 тысяч километров. Точно так же многие автомобили, которые были задействованы в такси или в качестве прокатных машин, стремительно «теряют» накатанные километры.
Старость не в радость
Игорь Волчек, президент Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при МТПП:
— Если рассуждать об общем техническом состоянии автомобилей, то ситуация на рынке с каждым годом будет становиться все хуже и хуже. Часть брендов покинули страну, а цены на транспортные средства растут в арифметической прогрессии. Исходя из этого средний возраст эксплуатации автомобилей также будет неуклонно повышаться. При существующей системе технического осмотра, который является мероприятием добровольным, у меня складываются не самые радужные прогнозы. Обязательным техосмотр остался только для лиц, оформляющих перерегистрацию автомобиля с одного хозяина на другого. А пока машина находится в одних руках, средств контроля за ее состоянием практически не осталось. Сложно ожидать от граждан досконального ухода за автомобилем, учитывая, насколько поднялись цены на комплектующие, запчасти и обслуживание. А техосмотр будет восприниматься как дополнительная статья расходов, нежели чем обязательное условие безопасности дорожного движения. Поскольку право о добровольном прохождении ТО в нашей стране действует не так давно, говорить о какой-то статистике пока рано.
Рассуждая логически, вышеупомянутое право лишь создаст дополнительный фактор возникновения ДТП, которых и без того хватает. Еще до изменения законодательства аварийность на дорогах неуклонно увеличивалась, в том числе из-за плохого технического состояния автомобилей. Так сложилось, что реальный, качественный техосмотр проходило в лучшем случае 20 процентов транспортных средств. Такие меры, насколько я понимаю, были приняты для того, чтобы снизить финансовую нагрузку на автовладельцев, но, как показывает практика, последствия отсутствия техосмотра приводят к печальным последствиям.
ВАЖНО
■ Обязательно посоветуйтесь с экспертом, сможете ли вы выгодно продать свой автомобиль в будущем. Если есть вероятность, что машина после вас отправится на металлолом — откажитесь от покупки.
■ Обратите внимание на стоимость запчастей к вашему авто. Европейские машины более требовательны, нежели корейские или японские. При равной цене на автомобиль стоимость ремонта и комплектующих может отличаться в несколько раз.
■ Большой объем двигателя также может ударить по вашему кошельку. Для поездок по Москве достаточно и малолитражки. Разницы в движении вы не заметите, зато серьезно сэкономите бюджет.
■ Мощный автомобиль может лишить вас новогодней премии. Чем больше лошадиных сил под капотом, тем больше годовой налог на транспортное средство.