Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

В Музее Победы прошла встреча бывших узников фашистких концлагерей

Общество
В Музее Победы прошла встреча бывших узников фашистких концлагерей
Герой Великой Отечественной войны Евгений Ковалев на встрече с узниками концлагерей в Музее Победы рассказал историю того, как он пережил страшные времена заточения в Освенциме / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

В пятницу, 27 января, в Музее Победы состоялась встреча бывших узников фашистских концлагерей. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнал истории настоящих героев, переживших трагические события.

В темном зале стоит практически гробовая тишина. Слышен только тихий голос бывшего узника Освенцима, героя Великой Отечественной войны Евгения Ковалева, который рассказывает свою историю жизни. В некоторые моменты на его глазах выступают слезы, а голос чуть дрожит. В зале тоже то и дело можно услышать тихие всхлипы. Евгений Ковалев, как участник тех страшных и зверских событий, пришел рассказать о том, как немецкие захватчики издевались над совсем еще юными ребятами. Бывший узник еще в три года остался без матери. Воспитывали и кормили его старшие братья и сестры, которых у него было четверо. А в 1941 году, когда на Смоленщину пришли немцы, Ковалев ушел вместе с родными в партизанский отряд, в котором его назначили связным. Ему тогда было всего лишь 14 лет.

— Мы с приятелем получили задание: разведать на дороге Смоленск — Витебск, как охраняются мосты, — рассказывает Евгений Ковалев. — Не дошли до одного из них метров 50, видим, навстречу едет машина. Остановилась. Оттуда вопрос: «Кто такие?» Мы говорим: «Скотину ищем, корова потерялась». Ну, нас сразу в машину и повезли в Рудню, в тюрьму. Били палками, шомполами, все допытывались, где находится отряд, кто руководит. Мы ничего не сказали. Почему нас не убили — не знаю.

Из тюрьмы Евгения Ковалева отправили в Освенцим. Там Евгений Ковалев находился с 1943 по 1945 год. Работал на строительстве овощехранилища, недалеко от железнодорожной станции.

— Подъем был в 6 утра, работали по 12 часов, в 10–11 вечера — отбой. Утром давали чай, днем — баланду, вечером перепадали чай и буханка хлеба на четверых. Каждое утро в нашем бараке не просыпалось человек по пять или семь. Самое страшное — это «селекция», — вспоминает Ковалев. — Ее проводили раза два в месяц: на улице раздевали по пояс, осматривали. Не прошел «селекцию» — в крематорий! Еще трупы жгли открытым способом, то есть в глубоких ямах.

Рассказала свою историю и другая бывшая узница страшного нацистского лагеря Татьяна Фомина. Она родилась в Белоруссии, городе Витебске. Кроме нее, в семье было еще четыре ребенка: три сестры и брат. Когда началась война, самому старшему из них было всего 15 лет, младшей сестре — три года, а самой Татьяне — пять лет.

— Когда немцы захватили нашу деревню, то согнали все население в два амбара, так готовили нас для пересылки в концлагерь. Об этом узнали партизаны, но их попытка спасти нас оказалась безуспешной. Охранники были лишь ранены, а большинство наших ребят погибли. Кто смог — убежал в лес. За это немцы сожгли заживо всех мужчин и юношей нашей деревни, почти триста человек. Так погиб и наш отец, — тихо рассказывает Татьяна Фомина.

Оставшихся стариков, женщин, детей отправили в Освенцим. По воспоминаниям бывшей узницы, их везли очень долго — пять месяцев.

— Условия в лагере были ужасные: голод, холод, постоянные заборы крови, страшные наказания за любое непослушание, кололи уколы, от которых многие умирали жуткой смертью. Маму сожгли уже через месяц... В лагере я пробыла с лета 1943 года до января 1945 года, когда Красная армия освободила нас, — добавляет Татьяна.

В марте 1945 года детей, в том числе и маленькую Таню, привезли в детский дом в поселке Клязьма под Москвой. А после детдома Татьяна осталась жить в Клязьме.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Инна Харламова, председатель Московской областной общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашизма:

— То, что случилось в те годы, не должно повториться больше никогда. Такие истории должны показывать всему миру, что такое фашизм и то, что его нельзя допускать ни в каком виде. Для наших детей, молодежи и взрослых, такие люди — это символ веры, надежды в наше будущее, а также пример героизма и мужества, которое так нужно сейчас.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.