Черный коршун, где ж ты вьешься: какие птицы исчезли и появились в Москве
Некоторые птицы исчезли из столичных парков, зато появились новые, необычные. А те, что улетали раньше зимовать на юг, стали жить в Москве круглогодично.
19 февраля мы будем отмечать в сороковой раз День орнитолога. Накануне праздника «Вечерняя Москва» побеседовала с начальником отдела экологического просвещения и учета животных Дирекции природных территорий «Долина реки Сетунь» Государственного природоохранного бюджетного учреждения «Мосприрода» Николаем Кудрявцевым.
Залетишь мигом в эту книгу
— Николай Владимирович, почему на территории Московского региона птицы попадают в Красную книгу?
— В Красную книгу попадают, если птица здесь когда-то жила и гнездилась, потом или исчезла, или ее стало очень мало. То есть заносят тех птиц, которые выводят свое потомство здесь. Некоторые виды чайки, озерная и сизая, — это самый яркий пример, когда количество никуда не делось, а все равно они в Красной книге. Их довольно много на водоемах, но они редко гнездятся, потому что здесь нет биотопов их гнездования. Красная книга пытается сохранить не саму птицу, а именно место ее обитания, чтобы она могла размножаться в пределах города.
Самые крупные представители хищников, которые у нас гнездятся на природных территориях, — это ястреб-тетеревятник, а также его младший брат ястреб-перепелятник. А из соколиных — сапсан, самая быстролетающая птица, которая гнездится на некоторых сталинских высотках. Из водоплавающих — хохлатая чернеть, красноголовый нырок, широконоска. И все виды ласточек также занесены в Красную книгу Москвы.
— Как происходит их сохранение?
— Довольно успешно. Конечно, влияние города есть в любом случае, и деятельность человека не прекращается. Но некоторые виды, даже занесенные в Красную книгу, иногда приспосабливаются. Москва активно застраивается, в новых жилых комплексах поначалу может быть мало деревьев. Однако спустя время районы «зарастают» высаженными деревьями, кустами, рядом с жилыми районами создают парки, искусственные водоемы, поэтому лет через 50 лет в них можно встретить как новые виды птиц, так и увеличение численности других обитателей, что, кстати, и происходит сейчас на наших глазах со старыми советскими жилыми районами.
Скажем, есть такая камышница, или лысуха. В последние годы ее численность стабильна, хотя она входит в третью категорию редкости. Для проживания лысухи необходимы потаенные водоемчики, хотя она уже и приспосабливается к окультуренным. Ее численность начинает расти и восстанавливаться, и, возможно, через десятилетия лысухи даже выйдут из Красной книги.
— В столице изучением птиц занимаются только профессиональные орнитологи?
— Нет. Кроме профессионалов-исследователей, есть орнитологи-любители, или, как их еще называют, birdwatchers. Это занятие стало популярным в последние годы. Обычные люди в свободное время выходят на улицу и просто наблюдают за птицами. Могут фотографировать, записывать то, что обнаружили. А потом эти данные они отправляют орнитологам, которые такие данные обрабатывают. Вообще наблюдать за птицами — это удовольствие, пернатые, в отличие от млекопитающих, ведут себя более открыто. А еще красиво поют. Заходишь весной в лес, и тебя накрывает птичий хор. Знающий человек может различить сразу 10–15 видов, даже не видя их.
— Каких птиц мы будем ждать в Москве по весне?
— Перелетные птицы — это те, которые мигрируют из своего гнездового ареала. Например, кукушка гнездится в Москве, однако зимовать улетает в Центральную и Южную Африку.
Первыми к нам начинают прилетать в начале апреля зяблики, обыкновенные жаворонки и дрозды, грачи вообще зимуют в Ростовской области, поэтому они тоже одни из первых. Кстати, зябликов прозвали так, потому что когда самцы прилетают ранней весной, могут застать еще холода и сидят, как будто озябли. А делают они так, чтобы успеть застолбить свои гнездовые участки.
На самом деле птицы не боятся холода, им страшен голод. Если бы все птицы могли себя обеспечить пропитанием в зимний период, то они спокойно бы выживали в Москве. Да еще и с укорачиванием светового дня их время на поиск еды также уменьшается.
— Как птицы понимают, что надо прилететь обратно?
— Главный критерий — длина светового дня. Уже в начале августа из Москвы на зимовку улетает черный стриж, несмотря на теплую температуру и наличие еды. Но стрижи видят, что солнца становится меньше в течение дня.
— Есть ли виды птиц, которые исчезли с территории Москвы?
— Черный коршун уже достаточно давно пропал, и, как ни странно, грач. В Москве его еще можно увидеть, но он уже не гнездится. Грачам для проживания нужны вспаханные поля и пашни. Последняя колония грачей была в районе Капотни — из-за близости совхоза имени Ленина.
— Недавно подвели итоги зимнего учета водоплавающих птиц. Кто остался зимовать в столице?
— В этом году мы считали водоплавающих на своих особо охраняемым природных территориях. Сразу в 11 водоемах Москвы. Вместе с добровольцами специалисты считали крякв. Пары у крякв будут формироваться весной, когда в город вернутся еще и те, которые по осени мигрировал южнее.
— Говорят, что у нас появились мандаринки. Как они могли появиться в Москве?
— Вообще-то мандаринок у нас быть не должно, это дальневосточная птица, и только та популяция занесена в Красную книгу России. А назвали ее так из-за китайских вельмож — мандаринов. Они по статусу одевались в красивые одеяния, поэтому этих уток назвали так по аналогии.
Сами они прилететь не могли — это точно. Есть предположение, что их кто-то выпустил. В этом году даже обнаружили небольшой выводок мандаринок с птенцами, то есть они начали адаптироваться. По каким-то причинам они обитают на севере Москвы: их можно увидеть в районе Алтуфьево, в речке Чермянке.
Возможно, оттуда они начнут свою экспансию и в другие столичные районы. Но им будет сложно: мандаринки гнездятся в дуплах старых деревьев недалеко от водоема. Поди отыщи такие условия.
По сути, такая же история была и с огарем. Московский зоопарк их привез в 40-е годы, им потом перестали подрезать крылья. После чего огари начали разлетаться по Москве и стали гнездиться на чердаках. Появление новых видов птиц — это вообще детектив.
Посмотреть и послушать
В Москве зарегистрировано более 270 видов птиц. Лучше всего наблюдать за ними весной — приходить в лес или парк, там и пение можно услышать, и увидеть самцов в брачных нарядах. А во второй половине лета и осенью найти птиц сложно, потому что они замолкают и линяют, и их окрас меняется, так что все птицы становятся серыми воробьями.
— Есть ли у нас птичьи заповедники?
— Таковых в Москве не существует, однако есть особо охраняемые территории, которые сохраняют места обитания для гнездования птиц. Наблюдать птиц можно и в обычных парках, например, в Битцевском, долине реки Сетунь, в Измайлове и других. Достаточно иногда голову вверх поднять, особенно весной. Над Москвой часто пролетают журавли, гуси, орлы и беркуты.
И стол, и дом
— Как кормить пернатых и чего не стоит делать?
— В зимний период птиц надо не кормить, а подкармливать. Водоплавающие птицы остаются в городе на открытой воде и что-то могут сами найти там для пропитания на незамерзающих участках. Например, Курьяновская станция на юго-востоке сбрасывает воду, и после нее Москва-река вообще не замерзает. Там большое количество уток зимует, даже редкие северные по типу большого и среднего крохаля, лутков.
Птиц лучше кормить при низких температурах, когда вода начинает замерзать. Что касается и кормушек: если вы ее повесили и начали кормить птах, то она должна быть всегда полной. Потому что синицы или поползни начнут рассчитывать на вас и прилетать кормиться. А зимой они затрачивают много сил на полет. Но тем не менее птицы не будут все время сидеть у кормушки и есть только семечки, они полетят дальше искать в коре деревьев жучков.
— А можно ли повесить кормушку у себя на окне и наблюдать за птицами?
— На самом деле очень красиво наблюдать за природой так близко. Это полезно и для детей: они узнают, какие птицы есть в Москве и как они выглядят. Даже в зимний период видовой состав пернатых разнообразен: большая синица, синица лазурьевка, два вида воробьев и снегири.