Понять и обезвредить: психолог назвала маркеры буллинга
Психолог Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) столичного Департамента образования и науки Евгения Васильева рассказала, как определить буллинг, и что делать в ситуации травли.
Каждый день в школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать и отстаивать свое мнение, позиционировать себя. Случается, что школьники, пытаясь самоутвердиться и привлечь к себе внимание, начинают буллинг. Заметить накаленную обстановку между учениками легче всего классному руководителю, поскольку он чаще других наблюдает за коллективом, знает особенности поведения детей. Говоря о буллинге, многие подразумевают только прямой вред — тычки, обзывания, угрозы. Но травля может быть и косвенной — это манипуляция дружбой, бойкот, распускание слухов и другое.
Если ученики придумали для сверстника обидное прозвище и зовут его только так — это повод заподозрить неладное. Среди других маркеров буллинга можно выделить нежелание одноклассников садиться за одну парту с конкретным учеником, работать в одной команде, поделиться с ним учебником. Ребенок, ранее успешный в учебе, может бояться выходить к доске, участвовать в устных опросах. Любые его ответы могут вызывать насмешки и обидные комментарии одноклассников.
— Как правило, в ситуации буллинга силы неравны: группа учеников во главе с лидером старается эмоционально «забить» одного ученика. Если школьник на переменах часто проводит время в одиночестве, во время конфликтов именно его одноклассники обвиняют во всех бедах, отказываются с ним взаимодействовать — это говорит о возможной травле, — отметила Евгения Васильева.
Родители также могут определить напряженные отношения ребенка с одноклассниками. Если он внезапно не хочет идти в школу, готов симулировать болезнь, у него портится по утрам настроение, появилась плаксивость, значит в коллективе возникли какие-то недопонимания.
— Если ребенок стал регулярно просить у вас деньги на какие-то незначительные мелочи, а по его объяснениям вы понимаете, что он обманывает — это не очень хороший признак. Сам по себе он не означает травлю, но вкупе с другими маркерами, например, снижением успеваемости, испорченными вещами, замкнутостью, частым плохим настроением, может сигнализировать о неспокойной социальной жизни, — добавила психолог.
Многие считают, что жертва травли сама может попросить о помощи. Однако, как правило, дети редко рассказывают взрослым о буллинге, поскольку уверены, что сами в чем-то виноваты. При этом повлиять на ситуацию в одиночку они не могут — необходимо своевременное вмешательство взрослых.
— У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию. Напряженная эмоциональная обстановка ожесточает, травмирует, негативно влияет на психику, — заключила Евгения Васильева.
Учитель, родитель и классный руководитель должны действовать сообща — встретиться и прояснить ситуацию. Для этого можно обратиться в школьную службу примирения. Ее программы нацелены на то, чтобы все участники процесса мирным путем решили возникшие конфликты и непонимания. Сегодня служба примирения есть почти в каждой школе столицы.
Если у ребенка возникли психологические трудности, эмоциональное выгорание или в течение долгого времени нет настроения и желания ходить в школу, можно обратиться за бесплатной консультацией специалиста в ГППЦ, записавшись на сайте. Также подростки могут воспользоваться анонимным чатом с психологом мырядом.онлайн.
Кроме того, на портале «Школа. Москва» размещен тематический раздел «Вместе против буллинга». С 2021 года его посетили более 110 тысяч пользователей, просмотрев свыше 335 тысяч раз. На сайте собраны полезные материалы от ведущих экспертов, которые занимаются профилактикой и борьбой со всеми видами травли, для трех целевых аудиторий: детей, родителей и педагогов. Проект создан Департаментом образования и науки города Москвы и Департаментом социальной защиты населения совместно с профильными НКО и социально ответственными организациями из бизнес-сообщества.