Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

За ними — будущее: открыв свою «кузницу кадров», «Вечерка» раньше всех откликнулась на вызовы времени

Сюжет: 

«Вечерке» — 100 лет
Общество
За ними — будущее: открыв свою «кузницу кадров», «Вечерка» раньше всех откликнулась на вызовы времени
Медиацентр редакции газеты «Вечерняя Москва». Вот они, наши юные корреспонденты, которые проходили обучение в студии «Новый фейерверк» в 2022–2023 году, вместе со своими наставниками. Заметим, что малая часть из них — студенты, а основная масса — школьники. Итак, в первом ряду слева направо: Полина Титкова (сидит), Диляра Рахманова, Павел Прибытков, Александра Колесникова, Кира Прокаева (сидит). Во втором ряду слева направо: шеф-редактор проекта «Пресса в образовании» Татьяна Сафонова, Полина Кулакова, Анастасия Полещук, Александра Кравченко, Диана Прохоренко, Татьяна Курникова, старший обозреватель «Вечерней Москвы» Ольга Кузьмина. В третьем ряду стоят (слева направо): Руслан Маркин, Иван Хлобышев и Леонид Куняшев / Фото: Анна Темнышова / Вечерняя Москва

В год столетия нашей газеты мы немало писали о ее внутренней «кухне», но никогда не рассказывали о нашей студии юнкоров «Новый фейерверк». А ей в этом году исполнилось одиннадцать лет! Все про студию, от самой идеи до названия, было придумано главным редактором газеты Александром Куприяновым, он и сейчас для ребят — самый желанный гость и лектор. Студия работает, и ей есть чем гордиться: многие ее выпускники стали журналистами и добились успехов.

Когда юнкоры впервые появились в редакции, это выглядело, честно говоря, необычно и странно: ну какие дети — в газете? Да еще и тот самый первый набор был очень шумным, гомонливым. Они появлялись в редакции, ощущая себя почти как дома, позже «укоренились» у нас настолько, что даже принимали участие в редакционном «капустнике». Учились они в студии три года, потом резко и неожиданно выросли, и после лета 2015 года, когда ребята поступали в вузы, мы ощущали нечто странное уже не от их присутствия, а от их исчезновения.

Но им на смену пришли новые студийцы, круг замкнулся и превратился в колесо. Так и бежит оно с тех пор по ухабам, подпрыгивая, но не теряя скорости. И катится это «колесо» уже одиннадцать лет! Для тех, кому за эти годы выпало встречаться с нашими юнкорами, читать им лекции, обсуждать какие-то темы, как правило, это общение и опыт тоже не проходили без следа. Юнкорский кружок — необычная «кузница опыта», поскольку его реально получают тут и те, кто учится, и те, кто учит.

Так было и так будет всегда, поскольку журналистика — это ремесло, в котором очень важно существование Учителя и Ученика, ибо обучение тут всегда шло и будет идти через призму опыта, передачу навыков. В школе юных корреспондентов «Новый фейерверк» именно передача опыта была главным, основополагающим моментом. А еще — открытость диалогов. Вот почему студия стала по-своему уникальным явлением: во всяком случае мы не нашли ни одного аналогичного кружка из числа бесплатных и работающих в тесном контакте именно с пишущими наставниками, а не теоретиками, как это обычно бывает в вузах.

Как происходили и происходят набор и обучение в студии? Узнать о начале нового учебного года сейчас помогает и «сарафанное радио», и соцсети — помимо объявления в газете.

Правда, увидев его, люди обычно реагируют так: «Бесплатное? Значит, что-то тут не так…» — мол, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И даже коллеги, честно говоря, не раз пытались узнать у нас «правду» и выведывали, какие же барыши мы извлекаем из этого начинания. А их — нет, если речь о деньгах. Но есть нечто другое, более важное. Из первого набора юнкоров, например, в редакции работали несколько человек, а Настя Ассорова уходила из редакции по личным причинам с позиции «заместитель редактора отдела», что для человека ее возраста было в карьерном смысле почти недосягаемой высотой. Потом юнкорские наборы проходили ежегодно и были, честно, разными.

Один, например, был очень вялым и ленивым, но и в нем заблистали звездочки — правда, сплошь девчонки. Другой был ничем не плох, но особой мотивации именно на журналистику не имел: это были ребята-гуманитарии, в большей степени заточенные на филологию и литературоведение. Одна из них, Настя Павлова, ходила к нам, уже став студенткой Литературного института, и мы уверены — у нее яркое будущее как у одаренного, тонкого и эрудированного литературного критика.

А еще скажем так: среди ребят, которые к нам приходят, есть настоящие таланты-самородки, а есть обладатели скрытых, не выявленных пока еще способностей. Есть и те, кто поначалу себя ну абсолютно никак не проявляет, а затем принимается блистать, ну прямо-таки как Золушка на балу, только в нашем случае карета не превращается в тыкву. У кого-то вдруг вспыхивает чисто репортерский талант, у кого-то проявляется склонность к рецензированию. Главное, мы это давно поняли, надо, чтобы глаза горели.

Конечно, определенный отбор ребят все же происходит. Осенью претенденты присылают свои биографии и образцы работ, это может быть, например, эссе на какую-то тему. Их разбирают наставники студии и выносят затем вердикт: берем — не берем. Но откроем сейчас секрет. Проходят в студию почти все, за крайне редким исключением: например, причиной отказа может быть слишком юный возраст, хотя сейчас у нас учится чудесная девочка Настя, которой нет и 14 лет. И пишет она прекрасно! Главный отбор происходит естественным образом: записавшись на занятия в начале года, дети, которые ошиблись с выбором, постепенно исчезают, и это нормально! Остаются те, кому журналистика реально интересна. В этом году остались практически все, кто пришел.

Есть, кстати, и другая сторона медали: мы, увы, нередко захваливаем детей без особых на то оснований. Написал две строчки в рифму — все, Лермонтов! Написал четыре — однозначно Пушкин. В «Новом фейерверке» при практически неограниченных творческих возможностях дети все же получают объективную оценку и здравую критику своих творений, иногда довольно жесткую. И нравится это, понятно, не всем. Но большинству — не поверите! — нравится. Как нравится и то, что мы очень много говорим просто о жизни. У родителей не всегда хватает на это времени, это известная проблема. И на занятиях мы иногда обсуждаем просто вопросы добра и зла, говорим об общечеловеческих ценностях, нравственных постулатах, этике, чувствах. Но мы никогда не запрещаем детям иметь свою точку зрения и прислушиваемся к ней очень внимательно.

Никаких учебников в студии нет, но в первые полгода учащиеся обязательно проходят теоретическую подготовку, изучают различные жанры журналистики и даже пробуют в них писать. Кроме того, ведется определенная работа над стилистикой: ребята делают упражнения, разбирают тексты, выискивая в них ошибки, учатся грамотно править их. Но главная задача этого момента — научиться тому, чему не учат в вузах, а именно саморедактированию. Жестко выправить самого себя, а не чужой текст, научиться быть беспристрастным к себе, что очень трудно, можно только такими практическими занятиями. Кроме того, к ребятам приходят лекторы — наши коллеги и приглашенные «золотые перья», звезды современной журналистики. В гостях у нас побывали ведущие журналисты из разных изданий, включая «Российскую газету» и «Комсомольскую правду», обязательно рассказывает о своем опыте блистательный очеркист и репортер Геннадий Бочаров. А кроме того, на занятия приходят сотрудники «Вечерки»: о фотоделе рассказывают ребятам Игорь Ивандиков и Сергей Шахиджанян, о том, как вообще делается газета — заместители главного редактора Алексей Зернаков и Сергей Серков, любят ребята лекции и арт-директора газеты Александра Кострикова. Постепенно чуждый и незнакомый им мир газет становится для них своим.

За ними — будущее: открыв свою «кузницу кадров», «Вечерка» раньше всех откликнулась на вызовы времени Фото: Вечерняя Москва

Они начинают понимать, что газета — это непростой механизм, что она не берется из ниоткуда, и стоит за ее созданием огромный труд людей. А еще ребята принимаются по-взрослому смотреть на то, что делают: у них исчезает самолюбование, приходит понимание, какая информация для людей важна и интересна, а какая — неинтересна вообще, и так далее, и наблюдать за этими переменами поучительно даже для взрослых.

В последние пару лет в студию приходила какая-то необычная молодежь: такое впечатление, что с ней произошла некая качественная перемена. И дело не только в их серьезности и мотивированности на журналистику.

Например, во всех наборах после первого, «исторического», количественно лидировали девочки. В этом году вдруг пришли мальчишки, причем просто замечательные, умные, по-хорошему упрямые. У нескольких очевидно присутствует репортерский талант, а главное — они рвутся в бой, активно пишут и публикуются в разных наших изданиях и «Прессе в образовании», международном проекте, который уже десять лет делает «Вечерняя Москва». Теперь в четырехстраничной «Прессе...» юнкорскими силами заполняется практически весь номер, а не только последняя страничка! Наступающим летом многие выразили желание пройти у нас «производственную практику». И дело точно не только в том, что это — возможность немного заработать, у нас, вопреки разговорам, совсем не великие гонорары. Нет, ребята хотят ощутить себя полноценными игроками на медийном «поле», быть полезными редакции.

Сегодня уже в штате редакции работают два экс-юнкора: Глеб Бугров — корреспондент газеты «Южные горизонты», и Ильяна Андреева, которая сначала была корреспондентом, а ныне стала ответственным секретарем газеты «Москва-Центр». Про некоторых наших юнкоров, еще школьников, в редакции шутят — говорят «украдем»! На факультете журналистики успешно учатся наши звездочки — Аня Лукинова и Аня Тыбинь, а часть студентов-журфаковцев, ощущая нехватку практики, влились в наши ряды, чему мы очень рады. Две подружившиеся у нас на занятиях пока еще школьницы, Александра и Полина, «отбыли» практику в отделе новостей в прошлом году и даже не сомневаются, что придут работать в этом. Кажется, лиши их этой возможности — и случится настоящее горе. Может быть, это прозвучит нескромно, но мы ощущаем, что ребята искренне привязаны к нам и нашим занятиям. И хотя от шеф-редактора «Прессы в образовании» Татьяны Сафоновой они регулярно получают нагоняи за ошибки, нарушение дедлайнов и прочие журналистские грехи, попробуй выпроводи их из редакции после занятий: они «прилипают» к Тане намертво и не уходят, пока не выясняют до деталей, где и что было сделано не так.

Если честно, то когда школа юнкоров только-только открылась, в соцсетях ее вдохновителю и руководителю досталось изрядно. «Куприянов не наигрался в пионеры» — это было самое мягкое из сказанного. Но что произошло спустя одиннадцать лет? Медиаклассы — по всему городу, студия — жива, а ее аналоги сейчас открываются и в других местах, в том числе и при издательствах и редакциях. Вот и «Комсомольская правда» сообщила, что будет выезжать с медийными лекциями... Мы желаем всем успеха. А нашим юнкорам — тем более, поскольку для многих из них сейчас начинается горячая пора поступлений в вуз.

В следующем году кто-то из них придет, хочется верить, по старой памяти к нам, будет и новый набор... Колесо снова понесется по дороге, подпрыгивая на ухабах, но держа баланс и курс. А все потому, что эта дорога — правильная. А будущее — оно всегда за молодыми. Но наша обязанность — подготовить их к нему.

СПРАВКА

Студия юных корреспондентов «Новый фейерверк», задуманная и организованная главным редактором «Вечерней Москвы» Александром Куприяновым, с момента своего основания вела себя активно. И у наших ребят — огромное количество наград.

Так, например, ребята регулярно принимают участие в конкурсе юных корреспондентов «Пингвины пера» и занимают в нем призовые места. В 2017 году они получили первое место в категории «Лучшая редакция», а кроме того, школа юных корреспондентов «Новый фейерверк» стала победителем VI Национальной программы «Лучшие социальные проекты России» (2017–2018).

В конкурсе «Вызов XXI век» второе место заняла Диляра Рахманова, Саша Кравченко победила в конкурсе интервью от Музея Победы, а Таисия Медведкова победила в программе «Медиастарт: наука для жизни».

В ТЕМУ

Новый учебный год начнется в студии «Новый фейерверк» с октября 2023 года. Мы ждем мотивированных к профессии, заинтересованных в журналистике детей. Соискатели должны отправить на почту edit@edupressa.ru c пометкой «школа журналистов» свое резюме, короткий рассказ о себе и небольшой образец написанной работы (эссе, сочинение).

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Виталий Ракитянский, экс-юнкор, редактор проекта «Сити. Ночью» телеканала «Москва 24»:

— Школа «Новый фейерверк» в «Вечерке» — это прекрасное место, где практики больше, чем теории. Когда ты еще совсем юн, а твой материал публикуется во взрослой газете, это вызывает чувство причастности к чему-то большему. Твоя фамилия стоит на одной странице с профессиональными журналистами — это очень вдохновляет и мотивирует! Я «выпустился» из «Нового фейерверка» больше восьми лет назад, но никогда не забуду чувство эйфории, которое испытал, когда моя заметка впервые попала на газетную полосу. Я очень рад, что кружок живет и растит новое поколение журналистов, которые любят свое дело!

Артем Мущенко, экс-юнкор, корреспондент/трафик-обозреватель телеканала «Москва 24»:

— Журналистика — это не профессия, а образ жизни. Именно такой посыл ловишь в школе юного корреспондента «Новый фейерверк». Тебя здесь учат писать, задавать вопросы, подмечать детали, работать с информацией. Но еще важнее, что тут сначала учат думать, а уже далее — создавать газетный материал. Это база, без знания которой новое поколение журналистов вряд ли сможет стать новаторами ремесла. Чем раньше получаешь возможность прикоснуться к медиакухне, особенно в такой значимой для российской журналистики газете, как «Вечерняя Москва», тем ценнее будет опыт. Сегодня при трудоустройстве от молодых ребят требуют наличие опыта работы. А откуда его взять? А у тех, кто учится в «Вечерке», он появляется. Не многие сверстники могут похвастаться тем же. А что делать с этим опытом и поможет ли вам «Новый фейерверк» разжечь журналистскую искру, «выстрелить» в медиапространстве — зависит только от вас!

ЦИФРА

150 с лишним человек прошли за эти годы обучение в студии юнкоров. Многие из них связали будущее с журналистикой.

МНЕНИЕ

Все неплохо, но меняться будем обязательно

Александр Куприянов, главный редактор газеты «Вечерняя Москва»:

— Движение юнкоров, как и движение рабочих и сельских корреспондентов — старая традиция нашей журналистики. В «Вечерней Москве», например, кружком рабкоров когда-то руководил сам Мандельштам! Но открытие одиннадцать лет назад студии юных корреспондентов «Новый фейерверк» было продиктовано не модой или данью традиции, а острой необходимостью.

Кадры, поставляемые вузами, давно не соответствуют требованиям времени. Я понял, что выход из ситуации может быть лишь один: надо создавать свою школу, кружок, и готовить в нем кадры для себя. В соцсетях надо мной смеялись: главный редактор не наигрался в пионеры...

Но перед нами была очень практическая и острая задача. Выступая на различных конференциях, я не раз говорил, что, возможно, создание при крупных издательствах неких колледжей, в которых молодые люди условно до обеда изучали бы различные предметы, а после этого — приступали к практике, решило бы кадровую проблему. Те школьники и студенты, которые занимаются в «Новом фейерверке», усваивают азы теории и быстро переходят к практике, значительно быстрее постигают азы профессии.

Да, конкуренция с электронными СМИ велика. «Бумага» может предъявить им в ответ только эксклюзив. Но добывание эксклюзива возможно лишь при развитии индивидуального мышления, авторской журналистики. В нашем кружке молодых ребят учат не столько писать, сколько думать. Это основной принцип нашей студии: думайте! В новое время наша студия юнкоров стала одной из первых. Она бесплатная, что важно, и у нас есть успехи. Но сейчас наступает какой-то свежий этап, и к следующему сезону мы придем обновленными и будем предлагать ребятам что-то новое.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.