Спорный образ: знаменитая икона Андрея Рублева стала камнем преткновения
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ4 июня икону Андрея Рублева «Троица» установили в храме Христа Спасителя. Планируется, что образ будет доступен для поклонения вплоть до 18 июня. А затем икону отправят на реставрацию. Этот выдающийся шедевр древнерусской живописи входит в мировую сокровищницу изобразительного искусства. Вопрос о том, где он должен находиться, вызвал дискуссию в публичном пространстве. «Вечерняя Москва» разбирается в аргументах музейного сообщества и православной общественности.
Икона «Троица», созданная иноком Андреем Рублевым, канонизированным Русской православной церковью в чине преподобного, является одним из главных шедевров древнерусской живописи. Уже для современников этот образ был чудом, а мастерство Андрея Рублева было признано образцом, которому должны следовать иконописцы. На протяжении нескольких веков «Троица» была одной из главных икон Троице-Сергиевой лавры, основанной, по преданию, самим святым Сергием Радонежским.
К слову, значение иконы как предмета искусства было столь высоко, что даже большевики при всей своей антирелигиозной политике решили сохранить ее в числе прочих шедевров русской живописи. Сегодня икона вновь привлекла к себе внимание. Между музейным сообществом и православной общественностью разгорелся спор, где же она должна храниться: в музее или храме?
Портрет художника
Ценность произведения искусства нельзя рассматривать в отрыве от его эпохи. Как часто бывает в истории человечества, что выдающиеся шедевры, воплощающие идеи гуманизма, рождаются в очень темные и неспокойные времена.
Конец XIV — первая четверть XV века, когда была написана «Троица», были непростыми для Древней Руси. После победы в Куликовской битве Москва переживает разорение, устроенное ханом Тохтамышем, а через некоторое время, при занявшем княжеский престол Василии Дмитриевиче, наследнике Дмитрия Донского, окрестности стольного града разоряет и жжет хан Едигей. Василий пытается сохранить хрупкий баланс сил между Ордой и мощным Литовским княжеством, где живет много русских. Между удельными князьями нет согласия, и современники становятся свидетелями многих предательств и клятвопреступлений между владетельными родственниками-рюриковичами.
В это время, как писал историк Василий Ключевский, активные пассионарные люди, разочаровавшись в мирской жизни, стремятся в церковь, где видят остров стабильности, свободный от ужасов эпохи. Среди таких людей был и Андрей Рублев, о биографии которого историкам мало что известно. Годы его жизни датируются примерно 1360 — началом 30-х годов XV века. По некоторым данным, он происходил из семьи потомственных московских иконописцев, по другим — был сыном ремесленника и решил принять монашеский постриг. Есть сведения, что Андрей Рублев работал вместе с другими выдающимися иконописцами своего времени — Даниилом Черным и Феофаном Греком. Вместе с Даниилом Черным он работал в Троице-Сергиевой лавре, где и написал свой шедевр примерно между 1411 и 1427 годами. Точки зрения историков на датировку разные, и пока твердо подтвердить ни одну из версий не удается.
Однако точно известно, что расписывать Благовещенский собор в Московском Кремле великий князь Московский Василий Дмитриевич приглашал именно Андрея Рублева, который уже в то время был в числе лучших мастеров своего времени. Князь Василий продолжал дело своего отца — собирание земель и укрепление их вокруг Москвы, и частью этой политики являлось строительство новых храмов и их роспись. Архитектура и живопись должны были соответствовать статусу великого княжения и подчеркивать значимость Москвы, претендовавшей на политическое первенство на Руси, которое должно было подкрепляться и первенством духовным. Шедевр Рублева является подлинным свидетелем той далекой эпохи.
Значение Троицы
Кроме своей древности, «Троица» ценна прежде всего как предмет высокого искусства. О знаменитом произведении Андрея Рублева написано много. Статьи, монографии продолжают выходить и сегодня. Но знаменитый философ и искусствовед Павел Флоренский выразился, вероятно, точнее многих. Он писал: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального (недоступного для чувственного восприятия. — «ВМ») мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы, а то, что он воистину передал нам узренное им откровение.
Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от «Троицы» Рублева». Павел Флоренский поэтично называл «Троицу» «богословием в красках».
Поэт Максимилиан Волошин в своей статье «Чему учит икона?», вышедшей в 1915 году, писал, что иконописцы никогда случайно не употребляли цвет, поскольку он несет очень важную смысловую нагрузку, служит не только для создания изображения, но имеет и каноническое значение.
Искусствовед Паола Волкова в одной из своих публичных лекций рассказывала, что «Троица» имеет внутреннюю богословскую драматургию. Основным цветом иконы является киноварный красный оттенок, символизирующий жертву, искупление. Ведь сам сюжет связан с ветхозаветной историей, как к Аврааму и его жене Саре пришли три ангела, и он для них заколол тельца, который явился провозвестником жертвы Христа. Кроме этого, по словам искусствоведа, Рублев, изображая «Троицу», трактовал и сына Божия, который является центральной фигурой, тоже как одну из жертв. Это было отзвуком того тяжелого времени, когда он творил. Так он пытался решить проблему искупления, что даже Божий сын должен был пожертвовать собой. Такое множество людских грехов было вокруг иконописца.
Сложная судьба
Поскольку икона помещалась в храме, где постоянно горели свечи, в течение нескольких десятков лет изображение покрывалось густым слоем копоти. По традиции через определенное время иконы поновлялись, то есть иконописцы оживляли краски и поблекшие лики образов. Как ни странно, но «Троица» Рублева никогда не была в числе особо почитаемых, чудотворных или мироточивых икон, в отличие от многих списков Богородицы. Однако в «Стоглаве» 1551 года, документе, который регламентировал служение и быт церкви, указано, что при написании образов следует ориентироваться в том числе на «Троицу» Рублева. За всю историю существования «Троица» поновлялась не менее пяти раз, начиная со времен Бориса Годунова на рубеже XVI–XVII веков.
Поразительно, но интерес к русской иконописи, осознание ее шедевральности пришло относительно поздно — в конце XIX века. До этого икона считалась утилитарным изображением, призванным прежде всего служить сакральным предметом, организовывать внутреннее пространство храма. К произведениям древнерусских мастеров как к предмету искусства стали относиться далеко не сразу. Иконописцы понимали это, потому не стремились подписывать свои иконы. Они верили, что Господь и так знает, что какому мастеру принадлежит. Многие шедевры были открыты только при реставрации старых икон.
Так же было и с «Троицей». Придворный реставратор и иконописец Василий Гурьянов в 1904 году по приглашению наместника лавры начал работы по расчистке иконы. Пришлось очищать многие слои краски, нанесенные в течение столетий на оригинал Андрея Рублева. Это долгий и кропотливый процесс, который может происходить на протяжении нескольких лет, разными поколениями реставраторов, что и случилось с шедевром Рублева. Так что образ, который мы сегодня видим в Третьяковке, совсем не похож на тот, который находился в лавре. Верующие, на протяжении как минимум пяти веков молившиеся перед иконой, не узнали бы ее сегодня в Третьяковке.
Драматичные передвижения
В Третьяковскую галерею икона была передана в 1929 году, и с тех пор музей является главным ответственным за ее сохранность. Троица несколько раз покидала стены галереи. В 1941 году икону эвакуировали в Новосибирск вместе с другими шедеврами галереи. С 1997 года ее на соименный праздник переносят в храм при музее. По воспоминаниям покойного академика Валентина Янина, президент Ельцин собирался передать икону церкви, однако Янину удалось его отговорить. В 2007 году икона выставлялась в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
В результате перемещений даже на такое небольшое расстояние доски, на которых помещено изображение, пришли в движение, и риск повреждения шедевра увеличился. В 2008 году патриарх Алексий II попросил передать икону в лавру на три дня на Троицын день. Тогда музейное сообщество сплоченным фронтом с помощью открытых писем и обращений к высшему руководству страны не допустило передачи.
В открытом письме, подписанном многими академиками РАН, указывались причины, почему «Троица» не может покидать стены Третьяковки. В частности, там значилось, что «даже при условии изготовления дорогостоящей витрины-капсулы, климат внутри которой должна обеспечивать сложная аппаратура, гарантировать безопасность памятника невозможно... Нельзя не учитывать и то, что там, где используется сложная аппаратура, возможны сбои и «отказы». Даже если витрина и сможет обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, она не решает вопроса, связанного с транспортировкой хрупкой иконы в лавру, отстоящую на 70 километров от Москвы, а затем из лавры вновь в Москву». В открытом письме особенно подчеркивалась необходимость нахождения иконы в галерее: «Именно за время своего пребывания в стенах музея «Троица» преподобного Андрея Рублева превратилась в символ и светоч русской культуры, раскрывающий суть национального духовного идеала. Эти ее качества доступны представителям любых национальностей, любых конфессий, демонстрируя им и всему миру духовное благородство и красоту православной иконы. Икона в музее выполняет большую гуманитарную миссию и является не только национальным, но и общечеловеческим достоянием». Эту аргументацию используют сегодня противники перемещения иконы.
Поиски консенсуса
Музейное и научное сообщество и сегодня своего мнения не изменило.
— Возможно ли компромиссное решение? Мне кажется достаточным нахождение «Троицы» в залах экспозиции Третьяковской галереи, где она будет доступна верующим и неверующим, — рассказал кандидат искусствоведения, доцент МГУ, замдиректора Государственного института искусствоведения Александр Преображенский.
Он отметил, что в Третьяковской галерее есть обычай перенесения иконы в храм, который фактически представляет отдел музея, приспособленный для хранения шедевров. Там есть витрина, которая снабжена соответствующим оборудованием для сохранения икон, где они доступны для поклонения. В качестве компромисса можно рассматривать идею о постоянном пребывании иконы в музейном храме. Это обеспечит контроль реставраторов за ее состоянием.
— Заходил разговор и о специальной капсуле для сохранности, но это дело не нескольких дней. Нужно разработать проект, его утвердить, предпринять целый комплекс мер по сохранности памятника в непривычных условиях. Так что самое лучшее место для иконы сейчас — это Третьяковская галерея, — резюмировал Александр Преображенский.
Один из наиболее ярких спикеров Русской православной церкви протоиерей Андрей Ткачев в публичном пространстве высказался, что место иконы в храме, поскольку не для музея ее писал Андрей Рублев, а для молитвы верующих, которые могут к ней свободно приходить. Важно отметить, что среди православной общественности нет единства мнений. При этом и те, кто за музей, и те, кто за лавру, объединены идеей, что икона должна быть в наилучших условиях с точки зрения не только сохранности, но и прямого ее назначения — сакрального.
— В храме или музее должна быть «Троица» Андрея Рублева? На мой взгляд, правда есть и там и там, — рассказал историк и публицист Дмитрий Дарин. — Ведь эта икона не только для молитвы, но и редчайший артефакт далекой эпохи, который принадлежит кисти нашего знаменитого иконописца. Вообще спор о том, что принадлежит храму, а что музею, был и раньше, и затрагивал не только «Троицу». Долгое время идет полемика, например, насчет Казанского собора на Красной площади: это памятник архитектуры или все-таки церковь? Как известно, при Третьяковской галерее есть храм, куда на праздник Троицы на один день выносят эту икону, остальное время она пребывает в экспозиции музея. Полагаю, что компромиссным вариантом было бы поместить икону в храм на постоянной основе. По моему мнению, стоило бы переименовать храм в честь «Троицы» Андрея Рублева. Это будет логично, а сила молитвы верующих только возрастет.
КСТАТИ
Памятник архитектуры XII века и объект культурного наследия ЮНЕСКО — церковь Покрова на Нерли не раз могла быть утрачена. В XVIII веке она относилась к Боголюбову монастырю, братия которого приняла решение снести храм, а строительные материалы употребить на обновление монастырских построек. К счастью, это не удалось осуществить из-за того, что не сошлись в цене с артелью каменщиков, которые готовы были взяться за работу. В следующий раз храм был под угрозой в начале 40-х годов прошлого века, когда было решено создать водохранилище на землях, где он находился. Однако музейной общественности Владимира удалось отстоять памятник, убедив Наркомат внутренних дел, который и должен был вести гидротехнические работы, что объект этот включен во Всесоюзный список особо охраняемых объектов и затоплен быть не может.
В ТЕМУ
При Третьяковской галерее действует храм-музей Святителя Николая в Толмачах, возведенный в 1697 году. Он имеет статус домовой церкви. Свой нынешний облик храм приобрел в XIX столетии в результате масштабных строительных работ, проводившихся на средства жертвователей, в числе которых были братья Третьяковы и их мать Александра Даниловна. Значительную часть убранства храма составляют экспонаты из собрания музея. Древнейший из них — византийская икона «Богоматерь Владимирская», которую относят к первой трети XII века. Она размещена в специальной витрине-киоте, где поддерживаются постоянные температура и влажность. Слева от иконостаса Никольского придела установлена витрина-киот, куда каждый год в Троицын день из экспозиции приносится икона «Троица» Андрея Рублева.