Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

50 рублей стали добрым талисманом: 64-летний москвич отправился пешком от Северного Ледовитого до Индийского океана

Общество
50 рублей стали добрым талисманом: 64-летний москвич отправился пешком от Северного Ледовитого до Индийского океана
Фото: личный архив Михаила Маржукова

Беспрецедентный пеший переход от Баренцева моря до Персидского залива затеял московский режиссер-документалист Михаил Маржуков. «Вечерка» связалась с путешественником.

Михаил со своей пешей экспедицией стартовал в октябре 2022 года из поселка Вайда-Губа Мурманской области. Конечная точка маршрута — иранский порт Бендер-Аббас. Сейчас москвич идет по территории Дагестана. За плечами более пяти тысяч километров, впереди — еще около двух тысяч.

— Михаил, как возникла идея пешего перехода поперек континента?

— Идея этого перехода возникла из двух предыдущих. Первый, можно сказать, пробный был, когда прошел пешком от Москвы до Санкт-Петербурга. Второй тоже начался в Москве, а финишировал в Алма-Ате, городе, где я родился. И завершился он на плотине в горном урочище Алатау, где находится известный каток «Медео», самый высокогорный на планете. Плотину эту строил мой отец, а я таким образом как бы символически передал эту памятную точку, семейную историю моему сыну и моему внуку, который родился и вырос в Москве. Ушел тогда за пять с половиной тысяч километров, расстояние считал точно — по шагомеру. Ни разу не воспользовался никаким транспортом. Но уже по завершении возникло чувство, что чего-то я тогда все-таки недобрал. Думал.

А затем понял: был символ, было послание сыну, а его фиксированной передачи на физическом носителе в виде фильма или книги не было. Дорожные истории, отрывочные воспоминания — да и только. Понял тогда, что смогу сделать нечто большее. По сути, весь мой переход пешком через континент — это синопсис будущего фильма, который я с каждым пройденным километром разматываю, словно кинопленку.

— Сколько вы уже в пути? И сколько обычно проходите за день?

— Уже более восьми месяцев иду. Средний дневной переход — где-то 35 километров. Но человек предполагает, а Бог располагает. Ветер, дождь, снег, буря, град, пурга, жара, болезнь, травма — все, что с тобой в пути происходит не по твоей воле, вносит коррективы. Разок удалось и 58 километров за раз пройти.

— И как в целом самочувствие? Каково это — вот так шагать в 64 года-то?

— Пару раз капитально простыл. В районе Вышнего Волочка при минус 40 по Цельсию прошел около 40 километров. Под конец картинка перед глазами плыть начала. Хотел списать эффект на полнолуние, а оказалось, что у меня температура под сорок. Пролежал тогда в придорожной гостиничке пять дней, меняя каждые два-три часа мокрые от пота простыни. Но кризис миновал, и я пошел дальше. Вес мой за первые три месяца дороги сильно «пострадал»: когда выходил, во мне было около 110 килограммов, а сейчас в пределах 80 кило.

— Так что важнее — тело или дух?

— Тело или дух? Это уже чистая метафизика — многое держится исключительно на мотивации и воле. Физически не так и трудно пройти за день сорок километров. Трудно проходить чуть больше или чуть меньше день за днем, зная, что и завтра, и послезавтра опять придется вставать и идти. Способ рывков и эмоциональных подъемов здесь не работает — скорее, это похоже на бесконечную работу сердца у тебя в груди. Но весь смысл в том, что любое начатое дело надо доводить до конца.

— А откройте секрет: за чей счет банкет? Откуда деньги на еду, ночлег и прочее?

— Проект реализуется на личные сбережения, которые, увы, уже на исходе. Еще помогают друзья и сочувствующие. И на этот раз мне не надо нести на себе всю технику: спонсоры предоставили УАЗ-«буханку», его пилотирует менеджер проекта Елена Рассоленко. В этом ярко-рыжем «проходимце» и едет вся съемочная аппаратура и прочий наш скарб. Помогают люди, которых встречаем по пути: селят в гостинице, привозят еду и воду, предлагают деньги, зовут в дом и за стол. Замечательный случай недавно был в Чечне. Маленький Шамиль увидел наш рыжий автомобиль, подошел, поздоровался, спросил, кто мы, откуда и куда. А когда мы рассказали, протянул мне пятидесятирублевую купюру, все свои карманные деньги: «Купите что-нибудь себе!» Я едва сдержал слезы. Это самые дорогие деньги в этом путешествии и в моей жизни. Купюру мы поместили в рамку, на память и как добрый талисман.

— Неприятное спрошу: не кажется ли вам, что в нынешних политических и экономических условиях такие проекты на деле — своего рода попытка уйти от суровой реальности?

— Не кажется! Я не за каким-то очередным рекордом гонюсь. И в самом переходе через континент, и в фильме по его итогам уже заложено социальное и культурное послание миру и людям. Говорят, что против России ведут гибридную войну. Но я вижу это как нечто большее. Происходит столкновение двух миропорядков. Войны, голод, нищета колоний — вот та почва, на которой жиреет западная так называемая цивилизация. Отсюда стремление разобщить людей и целые страны, обособить их по национальному или еще какому-то признаку, отсюда все эти пресловутые 138 гендеров! Русская цивилизация, наоборот, созидательная. Русская культура — это живая соединительная ткань для всего многонационального и многоконфессионального российского организма.

А русский язык — нервное волокно, посредством которого идет коммуникация. Аварец и адыгеец, кумык и калмык будут говорить между собой по-русски! Наша миссия — протянуть с Севера на Юг живую нить общения, показать крупным планом простых людей разных народов, показать, что разные культуры, этносы, конфессии, языки только взаимно обогащают друг друга и нашу общую человеческую цивилизацию.

ДОСЬЕ

Михаил Маржуков родился в 1959 году в Алма-Ате. После школы поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета, но на четвертом курсе передумал учиться на экономиста и переехал в Москву, где окончил Щукинское театральное училище по специальности «режиссура театра», а потом и Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская неигрового кино А. Герасимова и Г. Рошаля). Как документалист работал по заказам крупных частных и государственных компаний. Член Русского географического общества.

ЦИФРА

256 дней уже провел в пути Михаил Маржуков, преодолев за это время пешком 5036 километров.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.