Актриса Анна Нахапетова: Детство проходило вдали от родителей
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Во всем виноват театр». Одну из главных ролей в постановке исполняет актриса театра и кино, балерина Анна Нахапетова. «Вечерняя Москва» пообщалась с артисткой.
— Анна, новый спектакль посвящен основателю театра, режиссеру Роману Виктюку. Какие темы раскроют в постановке?
— Это сценическая фантазия на тему произведений Жана Кокто, восстановленная по архивным записям Виктюка и адаптированная для сцены молодым талантливым режиссером Александром Карпушиным. Я играю начинающую, амбициозную актрису, которая своим появлением превращает жизнь пожилой супружеской пары артистов в настоящую драму. Моя героиня мечтает стать знаменитой. И ради этой мечты готова пойти на все.
— Ваша первая роль была в фильме «Воскресный папа». Там вы работали вместе с мамой — актрисой Верой Глаголевой. Как попали в кино? Чем запомнились съемки?
— Мои родители не хотели, чтобы я снималась в кино. Но тут настоял режиссер Наум Бирман. Съемки проходили в Ленинграде. Сниматься было несложно. Единственное, что меня расстраивало: я не сдружилась с главным героем, актером Димой Гранкиным. Он мне все время во время дублей подсовывал то каких-то ос, пауков — не знаю, где он их ловил. А потом, лет через 30, была передача к юбилею фильма. Дима тогда признался, что был в меня влюблен, поэтому так себя вел.
— Звездные родители, как правило, редко бывают дома, детей воспитывают бабушки и дедушки. Как было у вас?
— Нас с сестрой Машей воспитывала бабушка по линии матери — Галина Наумовна. Она всю свою жизнь посвятила нам.
— Читал, что ваша мать долгое время жила на два города: в Москве она жила с вашей сестрой, а в Ленинграде — вы с бабушкой.
— Так это и было. Но все потому, что я занималась балетом. Меня не приняли в Московскую академию хореографии, и мы поехали поступать в Вагановское училище (Русская академия имени Вагановой). Это были 1990-е, очень сложные годы. При училище был интернат, но меня не оставили там. Это сейчас интернат находится в здании школы, а тогда он был в другом месте, куда нужно было идти пешком. И плюс я была домашним ребенком. Мы сняли комнату — десять «квадратов» в коммунальной квартире — и жили там с бабушкой. Мы звонили маме только по воскресеньям из квартиры друга семьи, прекрасного композитора Сергея Баневича. А мама, когда была возможность, брала мою сестру Машу и приезжала к нам в Петербург. Но это было не часто, так как мама много работала, а папа как раз уехал в США. Жизнь была не очень простая. Поэтому, если говорят, что мне все легко досталось, это не так. Но были и свои плюсы. Например, я очень любила писать письма и получать ответы. Недавно я разбирала квартиру и нашла переписки со своими друзьями.
— Не обидно, что тогда редко виделись с близкими?
— Обидно. Но я мечтала о балете, да и в семье все хотели, чтобы я стала балериной. Поэтому я упорно шла к поставленной цели и мечтала, чтобы мною гордились.
— А как родилась ваша любовь к балету?
— Сколько себя помню, я всегда танцевала. Но моему папе казалось, что мой танец — особенный и что балетный мир — возвышенный. И моя любовь к танцу, наше с отцом желание видеть меня на сцене Большого театра привели меня в балет. В возрасте трех с половиной лет меня отвели в кружок во Дворце пионеров. Потом отдали на подготовительные курсы Московского хореографического училища. Ну а затем я поступила в Вагановское.
— В 1970–1980-е годы ваш отец Родион Нахапетов был кумиром. А потом неожиданно уехал. Читал, что вы не могли простить ему этого. Как сейчас складываются ваши отношения?
— Когда я узнала, что папа уехал, как любой ребенок, я переживала. В порыве гнева могла наговорить разных гадостей и вести себя неадекватно. Благодаря маме, которая никогда не запрещала нам общаться с отцом и даже оставила нас на каникулах в его новой семье, наши отношения построены на любви друг к другу и понимании.
— 1990-е были сложным временем, как вы отметили выше. В те годы вы выступали в Большом театре. С какими сложностями сталкивались?
— Мы объездили с театром полмира и выступали на лучших площадках, работали с лучшими хореографами разных стран. Правда, менялись часто художественные руководители, но каждый из них привносил свои тенденции. Я перетанцевала много кордебалетных и сольных партий и не могу сказать, что времена были ко мне неблагосклонны.
— О театральной сцене вы задумались еще во времена балетной карьеры?
— Работая в Большом, я периодически снималась в кино. В основном приглашали играть балерин. О драматическом театре тогда не задумывалась. Но в 2009 году ведущий артист Театра сатиры Станислав Николаев написал пьесу «Люпофь». Это был синтез балета и драмы. На тот момент мало кто такое делал. Он пригласил меня на главную роль. Вот тогда у меня началась другая жизнь.
— Что вы чувствуете в связи с тем, что в некоторых странах пытаются запретить русскую культуру?
— Мир не сможет существовать без русской культуры. Мне как артистке обидно не только за культуру в целом, но и за артистов, которые сейчас лишены гастролей.
Коротко о главном
— Вашей дочери Полине 17 лет. Хочет ли она продолжить семейную традицию, стать артисткой?
— Да, она планирует сниматься в кино. У нее уже есть несколько ролей в кино. И в будущем она собирается поступать в театральный вуз.
— К детям знаменитостей могут относиться предвзято. Вам, наверное, доводилось это ощущать и на себе?
— Предвзято относятся всегда. Что бы ты ни делал, тебя будут сравнивать с родителями. Для себя я знаю, что всего достигла сама — и это для меня самое главное. Так же я воспитываю свою дочь. Она знает, что продолжать актерскую династию — это непросто.
— Вас с детства узнавали на улицах?
— Когда я была маленькая, мы с отцом поехали на юг, и к нам подошла женщина. Обычно все с папой хотели сфотографироваться, а тут женщина попросила о фото со мной. Я очень понравилась ее сыну в фильме «Воскресный папа». Отец потом долго с улыбкой вспоминал эту историю.
— Важно ли вам, чтобы сцена была большая — как в Большом?
— Я очень люблю театр, он для меня всегда на первом месте. И мне неважно, на какую сцену выходить, главное, чтобы она была. Я счастлива, что вот уже семь лет выхожу на сцену любимого Театра Романа Виктюка.
— Вы участвовали в постановке «Стеклянный зверинец» в Мичуринском драмтеатре. Не сложно было ездить из Москвы в Тамбовскую область?
— Спектакль «Стеклянный зверинец» режиссера Гульнары Галавинской я играла еще и в Москве. Когда она перенесла его в Мичуринск и пригласила меня, я сразу согласилась, так как очень любила эту постановку. Километры не имели никакого значения. За этот спектакль я получила достаточно высокую награду — приз на фестивале «Театральный АтомГрад» за лучшую женскую роль.
ДОСЬЕ
Анна Нахапетова родилась 14 октября 1978 года в Москве в семье известных актеров Веры Глаголевой и Родиона Нахапетова. С раннего детства увлеклась балетом. Поступила в Ленинградское академическое хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Спустя четыре года перевелась в Московскую государственную академию хореографии, которую окончила в 1996 году. С 1996 года играла в Большом театре. Как драматическая актриса дебютировала в Театре сатиры. Сейчас выходит на сцену Театра Романа Виктюка. Снялась более чем в 20 фильмах и сериалах.