Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Первый актер второго плана: ушел из жизни Игорь Ясулович

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Первый актер второго плана: ушел из жизни Игорь Ясулович
Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Народный артист России Игорь Ясулович умер на 82-м году жизни. Актер, режиссер, сценарист, педагог, мастер озвучки и дубляжа, гуманист, правозащитник, любящий супруг и хороший отец — все это о нем. Его трудолюбие и умение создавать живых персонажей второго плана и яркие эпизодические роли восхищали коллег, критиков и зрителей. Будучи скромным человеком, Ясулович никогда не гнался за славой, но страстно любил свое призвание — на его счету более 400 кинокартин, театральных постановок, ролей дубляжа и озвучивания. «Вечерняя Москва» вспоминает о самых ярких моментах жизни артиста.

Ранние годы и образование

Игорь Николаевич родился 21 сентября 1941 года в эвакуации в немецкой колонии-поселении Рейнсфельд Куйбышевской (Самарской) области. Ныне деревня называется Залесье. После войны Ясуловичи переехали в Таллин, где Игорь Петрович провел школьные годы и начал ходить в театральный кружок. Ему повезло — первым его педагогом был известный актер, режиссер и драматург Иван Рассомахин. В мальчике сразу были видны способности, поэтому отец поддержал поступление ребенка в театральный институт, хотя мать настаивала на том, чтобы тот пошел по стопам брата и учился в политехническом вузе.

Первым местом, куда пробовал поступить будущий народный артист РФ, стал Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), но юноша не смог пройти второй этап конкурса. Пройти удалось во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова). Ясулович был зачислен на курс великого советского режиссера и сценариста Михаила Ромма, который окончил в 1962 году. Второй диплом — режиссера — Игорь Петрович тоже получил у Ромма через 12 лет.

Эксцентрик и мастер эпизода

После выпуска молодой актер попал в «Эктемим», экспериментальный театр пантомимы, а через два года перешел в Театр-студию киноактера, сегодня известную как Центр театра и кино на Поварской. Там Игорь Петрович прослужил до 1994 года и исполнил несколько десятков ролей. После он стал артистом Московского ТЮЗа, где продолжал работать до самой смерти.

Высокий, подвижный, с превосходным контролем мимики, выразительным взглядом и уникальным голосом Ясулович умел создавать необычных и запоминающихся персонажей. Его мастерство ценили и неоднократно отмечали наградами. Артист почти всегда имел положительные отзывы в прессе и критику, его называли мастером эпизода, а роли — эксцентричными и яркими.

Благодаря узнаваемому голосу и умению контролировать тембр Игорь Петрович стал успешен как актер озвучания и дубляжа. Его голосом говорят десятки персонажей советских и российских мультфильмов и кинокартин, а также иностранные актеры, например, персонаж Дэнни Де Вито в «Последнем киногерое» или Иэна Хольма в «Авиаторе» и «Пятом элементе».

Умение Ясуловича работать с небольшими ролями, огромный талант, трудолюбие и уникальный набор внешних качеств сделали его востребованным актером телевидения и кино. За его плечами сотни ролей в кино и сериалах, в том числе в культовых картинах. Первой его работой в кинематографе стала эталонная советская драма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Его роль там совсем маленькая, но Ясулович сумел запомниться.

С тех пор Игорь Петрович снимался в кино регулярно. Он появляется в «Айболите-66», в советской трилогии-экранизации похождений Остапа Бендера, «Гостье из будущего», «Самой обаятельной и привлекательной». Крылатая фраза «Она что, с Урала?» звучит именно из его уст. У него есть эпизоды в советско-шведско-британском «Мио, мой Мио» и российско-американском «Маркизе де Саде», а также множество появлений в тележурналах «Ералаш» и «Фитиль».

Есть в биографии Игоря Петровича собственные постановки. Он снял три небольших картины в 70-х годах. Они были встречены критиками и зрителями тепло, но без восторга. Ставил Ясулович и театральные пьесы.

Педагог, гуманист, общественник

Ясулович много лет преподавал в ГИТИСе (РАТИ) и родном ВГИКе. Как говорил сам актер, именно со студентами он реализовывал потребность к постановкам. У Игоря Петровича был особый взгляд на талант юных артистов, он считал, что наибольшие шансы раскрыться имеют дети из театральных и кинодинастий. За что иногда критиковался. Однако студенты любили Ясуловича за безупречные манеры, интеллигентность, чувство юмора и педагогический талант.

Были известны и общественные взгляды Игоря Петровича. Он всегда выступал с гуманистической точки зрения, ратовал за свободу мысли, слова и честную политику. Регулярно участвовал в благотворительных и правозащитных акциях.

На весь экранПолноэкранный просмотр 2013 год / Фото: РИА Новости
1/8
2013 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр  Кадр из кинофильма «За облаками — небо», 1973 год / Фотохроника ТАСС
2/8
Кадр из кинофильма «За облаками — небо», 1973 год / Фотохроника ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр Предпремьерный прогон спектакля «Нелепая поэмка», 2006 год / Фото: ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев
3/8
Предпремьерный прогон спектакля «Нелепая поэмка», 2006 год / Фото: ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев
На весь экранПолноэкранный просмотр 2001 год / Фото: РИА Новости
4/8
2001 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр Игорь Ясулович (слева) и Михаил Жигалов (справа) на репетиции спектакля «Двенадцатая ночь», 2003 год / Фото: РИА Новости
5/8
Игорь Ясулович (слева) и Михаил Жигалов (справа) на репетиции спектакля «Двенадцатая ночь», 2003 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр 2017 год / Фото: РИА Новости
6/8
2017 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр В спектакле «Война», 2014 год / Фото: РИА Новости
7/8
В спектакле «Война», 2014 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр 2019 год / Фото: РИА Новости
8/8
2019 год / Фото: РИА Новости

Любящий муж и отец

Личная жизнь Игоря Петровича была яркой, но по-своему. В его биографии нет романтических побед и любовных похождений. В 60-х он женился на дочери режиссера Юрия Павловича Егорова Наталье и с тех пор не разлучался с ней. Супруги не любили публичность, помпезность и шум. Свадьбу они отпраздновали в тесном семейном кругу, после того как в один из дней просто съездили в ЗАГС. В 1966 году у пары родился сын Алексей, который пошел по стопам отца, став актером и режиссером. Наталья преподает искусствоведение в Школе-студии МХАТ. Супруги всю жизнь прожили без ссор и конфликтов, любили друг друга, сына, внучек — Веру и Глафиру. Вера уже окончила продюсерский факультет Российского института театрального искусства.

Игорь Ясулович оставил след в истории не только отечественного, но и иностранного кинематографа. Он заслуженно получил множество наград, званий, отзывов и безмерную любовь зрителей. Его роли были яркими и проникновенными.

Его уход — большая потеря не только для семьи и друзей, но и для множества людей. Его талант, профессионализм и доброта останутся в сердцах тех, кто его знал и любил.

Редакция «Вечерней Москвы» выражает соболезнования родным и близким Игоря Николаевича Ясуловича.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.