В небе все равны: в чем секрет массовой популярности Дня ВДВ
2 августа День Воздушно-десантных войск. «Вечерняя Москва» пообщалась с начальником артиллерии ВДВ, полковником запаса Василием Шниповым.
— Василий Максимович, почему День ВДВ всегда отмечают так массово, всей страной?
— Я сам задавался вопросом: что нас, десантников, так объединяет. И нашел ответ: небо. Недаром наш гимн — песня « Синева» . Свой парашют каждый укладывает сам — и генерал, и рядовой. В одном самолете мы летим рядом — и генерал, и рядовой. В других войсках генерал и солдат вместе бывают гораздо реже. И если в небе что-то случится, когда мы прыгаем с парашютом, мы будем спасать друг друга одинаково: что генерал — солдата, что солдат — генерала.
— Как возник девиз «Никто, кроме нас»?
— Специфика ВДВ в боевых действиях — автономное выполнение задач до подхода главных сил. Условно, первые три-четыре дня в бою нет надежды на другие подразделения. Никто, кроме нас. И мы должны быть готовы ко всему: физически и морально.
— После прихода наших войск ожил Мариуполь. Что можно сказать об участии ВДВ в спецоперации?
— Не хотелось бы отдельно говорить о роли ВДВ, потому что вооруженные силы — это единый организм, и сейчас все рода войск выполняют одну общую задачу. То, что ВДВ участвует, в этом не было никаких сомнений, как и в том, что там они выполнят все задачи, поставленные Верховным главнокомандующим. В 1998 году я участвовал в миротворческой операции в Боснии и Герцеговине.
Операцию мы выполняли совместно с американцами и предложили им провести совместные артиллерийские стрельбы. И они согласились — хотели показать, как мы уступаем им в тактико-технических характеристиках. А по некоторым видам вооружения мы действительно уступали. Мы выиграли это соревнование благодаря смекалке и опыту.
А сейчас, спустя 25 лет, выиграли бы и без всякой военной «хитринки», так как благодаря Верховному главнокомандующему, благодаря командующим ВДВ сделан колоссальный шаг вперед в перевооружении вооруженных сил. Поэтому и горят сейчас в зоне СВО «Леопарды», американские артиллерийские системы.
— Наше оружие сильнее?
— По некоторым системам, пожалуй, да. По крайней мере, мы выравнялись. А с учетом того, что подготовка, в том числе моральная, наших солдат и офицеров гораздо выше... Победа будет за нами.
— Внуки расспрашивают вас о службе, гордятся?
— Ну конечно! Надеюсь, что мой внук Иван будет десантником. Когда он хулиганит, я ему говорю: «Так, комдив, не баловаться!». Может, действительно будет командовать дивизией. Главное, тренируется — хочет идти по этой стезе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий Юрьев, полковник ВДВ, председатель центрального правления Союза десантников России:
— В истории ВДВ много примеров героизма. И нет таких задач, которые десантникам не под силу. ВДВ — это братство. Сам погибай, а товарища выручай! У нас есть свой кодекс чести. Лучше смерть, чем позор или плен.