Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Элеонора Шашкова: На роль жены Штирлица взяли без проблем

Общество
Элеонора Шашкова: На роль жены Штирлица взяли без проблем
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» 1973 год

Ровно 50 лет назад на экраны вышел легендарный 12-серийный фильм «Семнадцать мгновений весны». Заслуженная артистка РСФСР, 85-летняя Элеонора Шашкова, сыгравшая роль жены разведчика Штирлица, поделилась воспоминаниями.

Элеонора Шашков а появилась в картине Татьяны Лиозновой лишь в эпизоде. Но именно встреча Штирлица с его женой в кафе стала одним из самых запоминающихся моментов фильма.

— Элеонора Петровна, как вы получили роль? Были кинопробы?

— Проб не было. Меня порекомендовал Зиновий Гензер (второй режиссер и консультант картины. — «Вечерняя Москва»). Мы с ним у режиссера Леонида Лукова участвовали в массовке в фильме «Две жизни» и там подружились. И вот через 10 лет раздался телефонный звонок, и мужской голос говорит: «Здравствуй, Элеонора! Это Зина (он так представлялся). Татьяна Михайловна приглашает тебя поговорить». Я приехала. Режиссер меня о многом расспрашивала. А у меня в те дни из жизни ушла мама, я очень переживала. Она поймала это настроение и, видимо, поняла, что я роль осилю. Я поинтересовалась текстом, а она ответила: «Слов нет». Тогда я попросила ночь подумать. Татьяна Михайловна ответила: «Ночью надо сладко спать. Завтра съемка». Она спросила о моем возрасте. Услышав, что мне 32 года, сказала: «Выгляди на 25, а мне нужны 40». Наложили грим. Меня утвердила. Снимали сцену на Киностудии имени Горького. Она предполагалась без участия Вячеслава Васильевича (Тихонов. — «Вечерняя Москва»): у него впервые за полгода был выходной день. Но он не выдержал и пришел в павильон. Сел под камеру и посмотрел мне в глаза. И я сразу в нем увидела жизнь, любовь, страдания — будто почувствовала, может быть, мы больше никогда не увидимся. Вот и весь рассказ.

— Съемки прошли как на одном дыхании?

— Да. За час-полтора. Татьяна Михайловна выбрала все, что ей нужно. Заплатили мне за три смены, а Вячеслав Васильевич, когда мы поднялись со стульев, меня обнял и сказал: «Молодец». А на следующий день, когда играл свою «историю», попросил на площадку привезти меня. Фильм — результат работы гениальной команды. В пяти с половиной минутах сошлись гениальная музыка Микаэла Таривердиева, гениальная работа оператора Петра Катаева, гений Татьяны Михайловны Лиозновой и великого артиста Вячеслава Тихонова.

— Тяжело играть без слов?

— Зависит от режиссера. Я играла у Михаила Богина в фильме «О любви». В финале герои тоже передают состояние души взглядом. Советский кинематограф был очень сильным. Режиссеры умели направить актера и показать, что у того творится в душе. Если в ней ничего не происходит, то и глаза ничего не выразят.

— Вы 60 лет на сцене Театра имени Вахтангова, у вас в кино почти 80 ролей. Любимая роль, наверное, все-таки в фильме «Семнадцать мгновений весны»?

— Почему же? Все роли я слепила из своего теста. Стешку, героиню киноромана «Тени исчезают в полдень», я оправдывала тем, что она была сильно влюблена. Это объясняло многие ее поступки. Иногда отрицательными чертами моих персонажей зрители наделяли меня. Зачастую в работе над образом нужны были несвойственные мне черты характера. Но я всех своих героинь люблю.

— Ваш отец не одобрял ваш выбор профессии. А вы своим внукам желаете судьбы артиста?

— Когда папа увидел меня на сцене, сменил гнев на милость. Он часто приходил на мои спектакли. Мама, увы, рано умерла и их не видела. Что касается внуков, то, по-моему, каждый человек должен сам выбирать свой путь. Предпочитаю не вмешиваться в дела молодых.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Кратюк, кинокритик:

— «Семнадцать мгновений весны» — это эпохальная картина. Я помню, как люди бежали с работы, чтобы посмотреть новую серию. У картины прекрасный сценарий.

В него красиво интегрирована историческая тема, можно увидеть психологические приемы, которые применяли агенты с обеих сторон.

Только факты

  • Роль Штирлица. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили или Олег Стриженов. Вячеслав Тихонов попал в фильм случайно: его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов.
  • Помогла таблица умножения. Вячеслав Тихонов говорил, что создавать напряженный и сосредоточенный взгляд Штирлица ему помогала таблица умножения: когда нужно было «тяжело» смотреть на кого-то, он начинал решать примеры.
  • Рискуя собой. Однажды исполнителя главной роли чуть не избили на улице. Тихонов спешил и поехал на съемки в студию прямо в форме СС. Как только он вышел в фойе гостиницы, вокруг него образовалась возмущенная толпа. Хорошо, что рядом появился ассистент, который смог объяснить людям, что это просто роль.
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.