Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Владимир Вишневский: И на энергии сожаления можно чего-то достичь!

Общество
Владимир Вишневский: И на энергии сожаления можно чего-то достичь!
Фото: РИА Новости

20 августа поэту Владимиру Вишневскому исполнилось 70 лет. Поверить в это трудно — ведь он относится к числу тех людей, которые воспринимаются как «вечно молодые».

К тому же много лет с его именем связаны исключительно позитивные эмоции, ведь Вишневский как никто умеет «улыбнуть». С давним другом «Вечерней Москвы», тонким знатоком языка и просто хорошим человеком Владимиром Вишневским мы поговорили накануне его юбилея.

— Можно начать неожиданно? Сейчас многие литераторы озабочены серьезными переменами в русском языке. Вы — признанный стилист, знаток «великого и могучего». Так что с языком, по вашему мнению?

— У меня базовое и выстраданное убеждение, что язык на едином и взбудораженном пространстве нашей родины — самая успешно работающая отрасль. «…Язык наш — гений креатива, нет круче отрасли в стране». Не устаю поражаться тому, как он все вбирает в себя и перемалывает себе на пользу. А сейчас огромные перемены претерпевают брутально-динамичные глаголы. Как я написал однажды, «мозги ведь тоже транспортное средство, всегда есть шанс и въехать, и догнать». Знаково звучат уже глаголы «отжать», «продавить», «прессовать» или «слиться». «Изящное искусство слиться». Пришли в нашу жизнь и новые глаголы, включая невеселый «двухсотить», «затрафеить»; увы, новые смыслы обрели глаголы «разгонять» или «утилизировать». Глаголы — это самый оперативно реагирующий, так сказать, передовой отряд языка.

А новые слова, которые сначала возникают как сленг, а потом утверждаются в языке как полноправные?! Я не раз уже говорил, что пришедшее из молодежного языка слово «облом» ныне звучит уже как полноценное и очень русское, угрюмое слово. Моя строка «В готовности к облому — наша сила…» довольно часто цитируется, особенно она была популярна в пандемию. А есть и такие стихи: «Любые поправимые обломы уберегают от непоправимых». И как бы изначально не относиться к слову «движуха», сегодня оно вошло в речь, такое русское, веселое и — полноправное. В общем, сегодня язык настолько гибкая и мобильная структура, настолько живой организм, что это рождает ощущение оптимизма: с таким языком — не пропадем. Под влиянием размышлений об этом я даже стал дописывать некоторые стихи. Например, давнее — о том, что «у нас в любое время года задача — перезимовать».

Язык наш — он сурово-зимний,

В стихах ли, в разговорной прозе

Нормально варежку разинуть,

А то и афоризм сморозить.

Сморозить — и похолодеть…

Вот в этом — зимняя суть нашего языка…

— Зимняя суть языка — это сильно.

— Но это так! А еще я от юбилея к юбилею работаю над трактатом, который основывается на известных со школьной скамьи словах Тургенева о русском языке и называется «Велик, могуч, свободен, как мне дорог Язык, где нет сегодня оговорок». Эти оговорки, которые поначалу забавляют, а затем уже воспринимаются как алгоритм новейшей истории, как, например, пресловутое «но что-то пошло не так». В общем, язык наш неотменяем и незаменим, на том стоим.

— А можно немного свеженьких неологизмов от Вишневского?

— Амбицепсы. Душещипач. Шедевраль. Клептовалюта. Миллиардервиш. На...баловень судьбы. Язык сам склоняет к языковому творчеству! Биткоитус. Культурникет. Кногент. Мемоварня. Такие вот прямы лингвистиции.

— Мемоварня, ой, не могу… Уморили.

— Полный текст звучит так: «Все ж запасает соцсеть словарно — и знаковальня, и мемоварня».

— Но вернемся к серьезному — юбилей-то знаковый! И это всегда пусть промежуточное, но подведение итогов. Вы цитируемы, любимы, многое из написанного вами ушло в народ… Кстати, а ведь в молодости вы и песни писали? Почему с ними как-то не заладилось?

— Да, в юности было желание написать песню, и я много общался с модными композиторами, но они всегда пытались направить меня на путь написания подтекстовок, то есть сочинительства на готовую музыку. У меня так не получалось — не мог я писать слишком просто, и мне хотелось, чтобы первичным в песне все же был текст, как произошло с песней на мои стихи, которую исполнял незабвенный Николай Караченцов, — «Как ни в чем не бывало». В общем, опыт песенный у меня был — с Добрыниным, Журбиным и Островской, но поэтом-песенником, увы или ура, я не стал.

— Зато вас упорно записывали в поэты-сатирики.

— А что, я им и бывал! А еще я как-то прочел о себе, что Вишневский — это эпиграф.

— Не надо на это обижаться! Ваши знаменитые одностишия действительно ушли в народ.

— И это правда. Одно разухабистое радио как-то активно использовало мои стихи в эфире без спроса и без упоминания автора, я с ними почти уже судился, а их главный редактор во всеуслышание заявил: «Все, что говорит Вишневский, уходит в народ, а мы берем у народа!» Я был одним из самых расхищаемых поэтов, включая моностихи, а кроме того, мои строки многим приписывали — тому же Губерману, который стоически молчал о том, что это не так. Но в последние годы наметилась обратная тенденция: когда появляется что-то хорошее, это приписывают мне. Например, говорят, что я написал «не надо делать мне как лучше, оставьте мне как хорошо» и «я не хотела вас обидеть — случайно просто повезло».

— Действительно, похоже на ваш стиль.

— Но нам чужого не надо! Это хорошо, но это — не мое. И хорошо, и не очень — когда тебя воспринимают в режиме некоего стереотипа: Вишневский — это короткие стихи. Не мне, конечно, жаловаться на одностишия, они сделали меня небезызвестным, но…

— …но прочтите что-нибудь другое!

— Я куда-то откуда-то вышел,

Громыхнул под ногами настил...

Но прорезалось шепотом свыше:

«Я и так тебя долго щадил».

И предстану, прикидов лишенный,

И представлюсь

Началу начал.

«Ваша Светлость, я ваш береженный,

Я меня вам беречь помогал».

— Тонко… А еще?

— Один на коне, а другой на мели.

А средствам всегда адвокатствуют цели.

В ином возмущении

«Как вы могли!»

Сквозит восхищение

«Как вы сумели…»

— Блестяще!

— Спасибо, автору приятно, но я отношусь к себе трезво. Конечно, я горжусь, что кумир моей юности Евгений Евтушенко включил мою лирику в свою антологию «Строфы века» и удостоил меня целой статьи «Наш Сострадамус», где основательно разобрал почти меня всего… Понятно, как для меня это лестно. Кстати, я отметил, что сегодня многие стихи для тебя же устаревают быстрее, чем бывало. Ну время такое… «Всему свое невовремя».

— А еще далеко не все литераторы могут похвастаться, что по их творчеству защищали диссертации

— И это правда. Из диссертации «Особенности идиостиля Владимира Вишневского», написанной сухим, научным языком, я узнал о себе много нового.

— Вы родились холодным летом 1953 года, сформированы эпохой культа поэзии 1960-х, вами пережиты эпохи застоя и перестройки. Вишневский какого времени вам самому наиболее интересен и в каком времени ему комфортно?

— Наиболее «вишневский» Вишневский находится на стыке лирики, иронии, смеха сквозь слезы. «Пригодился где родился» растиражировано до банальности, но я понимаю, что могу быть понят только тут, и наши фантастические по внимательности и отклику аудитории давали всегда ощущение нужности, что важно, ведь если рискуешь выступать со сцены, значит, нуждаешься в одобрении здесь и сейчас. «Писатель-долгожитель — драма жизни: он пережил читателя в Отчизне». И это не басня, а серьезное опасение. Да что скрывать: боишься выпасть из внимания, понимаешь, что уже есть поколение, которое вправе тебя не знать, хотя мне молодые ребята и говорили: не думайте, что мы вас не знаем! Но когда тебя начинают гуглить в твоем присутствии — это нечто… А ведь хочется при всем при этом ни под кого не подстраиваться, не угождать никому, не интересничать, оставаться собой. Сегодня сложно прозвучать так, чтобы адекватно отразиться. Я стараюсь.

— А над чем работает сейчас Владимир Вишневский?

— Уже зацитировано до дыр, чем можно рассмешить Господа Бога, но я все же планирую кое-что, и это сегодня акт оптимизма. Сейчас занимаюсь своей «московской книгой», прежде всего ее формированием. В ней будут собраны стихи разных лет, так или иначе связанных с Москвой и пронизанных «московскостью», сюда войдут даже стихи о столице в пору «пандемира».

В книге предполагается и Москва булгаковская, и прозаическая глава «Месторождение — Покровка». Ну и, понятно, мои новые «стихи отечественной сборки». Пусть в «Вечерке» состоится премьера названия этой книги — «МОСКВЕСТ».

— А вот ответьте честно: что Вишневский сделал в своей жизни так, а что нет?

— Я как участник многих юбилеев знаю этот стереотип, когда счастливый тостуемый объявляет не без пафоса: «Я не жалею ни о чем!» Хочу сказать, что это не про меня. Я о многом жалею, многое хочется отозвать назад из прошлого, но оно не отзывается. Не отзовешь оттуда ни своих поступков каких-то, ни своих малодушеств, ни ошибок. Я думаю, как о многом жалею, и мне ясно, что заточен я был очень на многое, но добился небольшого процента из этого — несмотря на все вышедшие книги, премии и звания. Наверное, я даже мог бы написать книгу сожалений. Возможно, я и живу на энергии сожаления, и, может быть, именно это позволит мне добиться чего-то еще. Так спасибо тому, что есть! И спасибо жизни.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.