Ждем африканских переселенцев: какую пользу принесут буры российским регионам
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ деревне Поречье Бологовского района Тверской области заложили первый камень под строительство будущей афродеревни. Этот проект создан в первую очередь для африканеров — буров (так называют европейцев, которые столетия назад перебрались на Африканский континент, а теперь уезжают оттуда). «Вечерняя Москва» отправилась в Поречье, где над созданием деревни уже трудится местная ферма.
Поезд Москва — Санкт-Петербург мчит по рельсам с двумя короткими остановками: Тверь и Бологое. Это небольшой городок, который сонными пассажирами воспринимается только как место для минутного перекура на перроне. У вокзала встречает местный фермер Алексей Трофимов. С ним мы и доберемся до африканской деревни Поречье.
— Мы с вами «ровно между Ленинградом и Москвой», — говорит Алексей, цитируя старую песню. — И едем мы сейчас по той самой императорской дороге, жаль, она практически никак не облагорожена. Вот бы и ей заняться… Время в пути — 40 минут. После оживленной столицы дороги кажутся слишком пустыми. Пара встречных машин. И безмолвная тишина за окном.
Сначала был камень
В деревне Поречье домов совсем немного, да и живут здесь всего около 50 человек. На самой окраине — пустырь, где и заложен камень африканской деревни. За ним простирается поле в пять гектаров, заросшее травой. По своей форме оно напоминает полуостров, который огибает речка Валдайка, с чистой питьевой водой, она впадает в озеро Пирос. Там много рыбы: карась, лещ, щука.
— Мы выбрали земельный участок на краю деревни Поречье, чтобы наши новые переселенцы чувствовали себя более комфортно и самостоятельно, — рассказывает Алексей Трофимов. — Эту землю мы арендовали у Тверской области, она предназначена для индивидуального жилищного строительства. Здесь можно построить 25 домов. Проведены электричество и необходимые коммуникации.
Вот только дома переселенцы будут строить за свой счет. Впрочем, по словам кураторов проекта, для буров — это посильная задача, ведь на африканской родине они далеко не бедные фермеры. Зато, выбирая программу, переселенцы смогут избежать бюрократии при переезде. Ведь местная администрация готова конструктивно сотрудничать, предлагать реальные условия. Автором идеи построить такую деревню стал ректор Евразийского международного университета Константин Клименко. Для него история создания деревни связана с личным.
— Мой прадедушка был буром, — рассказывает «ВМ» Константин Клименко. — Я запустил такой проект, чтобы помочь ребятам обосноваться в России. Сейчас многие буры живут в ЮАР, но там белые фермеры не чувствуют себя в безопасности. На них давят и криминальный мир Африки, и местные власти. Находясь в таком невыгодном положении, буры уезжают в другие страны: в Канаду, Австралию и Россию. Буры долгие годы трудились в тяжелых климатических условиях, и они принесут полезный уровень агрокультуры.
И теперь в Тверской области, а скоро и в Московской, африканеров ждет практически безграничный простор для применения своих навыков. Здесь, по словам Алексея, пустуют сотни гектаров земли.
— Мы будем помогать выращивать картофель, капусту, свеклу, морковь, лук. Также различные кормовые культуры для скота. Заниматься животноводством: разводить овец, коз, птицу. И помимо всего этого небольшая начальная переработка: охлажденное мясо, очищенные овощи, которые в дальнейшем будем использовать для своих нужд, упаковывать и реализовывать самостоятельно, упростив этим задачу нашим африканцам. Потому что для них это непосильная задача. Мы берем это на себя и в рамках своих предприятий займемся реализацией всей выпущенной продукции. И для нас это будет большим плюсом: так как нам самим не хватает продуктов, которые мы выращиваем.
Так ферма Алексея станет градообразующим предприятием и примером для подражания. В дальнейшем в Поречье создадут кооператив, в который войдут и африканеры. По словам Трофимова, переселенцы станут независимыми и будут заниматься сельским хозяйством.
Время дойки
Из красного кирпичного дома выбегают две девочки лет 16. Это Марьяна и Анастасия — дочери Алексея Трофимова. Они спешат на ферму, что через дорогу от дома, в коровник. В день, когда доярка уходит на выходные, помощницы с радостью замещают ее. Правда, только летом. Девочки уже поступили в местный колледж в Боровичах. Хотят выучиться на логистов.
В коровнике почти пусто. Все пока на пастбище. Только в одном загоне лежит черно-белый теленок, поджав под себя копыта.
— Он вчера родился, ноги еще не окрепли, — говорит главный зоотехник фермы Иван Дмитриенко. —Здоровый, весом 50 килограммов. Иван в коровнике — главный. Он отвечает за кормление скота, за качество и количество молока, подбор персонала.
К шести часам вечера пастух ведет коров с выгула обратно в стойла. Пока весь скот на привязном содержании, это планируют изменить при расширении фермы.
— Обратите внимание, все коровы сами встают на свои места, они запоминают, где чье стойло, — объясняет зоотехник. — Вообще, это очень умные животные. Их нельзя не любить. Если бы они умели разговаривать, я бы пообщался с ними. И первое, что я бы спросил, — как корова себя чувствует. Потому что это человек может сказать, если у него, например, болит голова или он устал. А корову понять сложно. По глазам разве что.
При этом Иван подчеркивает, что имен у коров нет — производство, как-никак. Различают их по желтым биркам с цифрами на ухе.
Тем временем в коровник заходит сын Алексея Трофимова, 13-летний Юра — еще один помощник. Щуплый мальчик в очках с метелкой наперевес. Он подходит к черно-белой буренке ярославской породы, гладит ее.
— Малка моя, — приговаривает Юра.
Ага, значит, все-таки есть имена у коров! По крайней мере у тех, с кем местная детвора успевает подружиться. Вот и Малке повезло обзавестись товарищем. «Ярославка» подставляет морду, берет сено с рук у мальчика.
— Она самая ласковая, спокойная, добрая, — описывает Юра корову.
Затем мальчик подметает в проходах между загонами.
— Здесь на расчищенной земле сейчас будет кормовой стол, раскатаем сено, — объясняет Иван.
Сотрудники фермы заносят большой стог и раскатывают его. Присоединяются и Игорь, и будущие логисты Марьяна и Настя. Два кормовых стола длиной шесть метров готовы.
— Во время дойки корова должна жевать, чтобы она расслабилась и была больше молокоотдача, — рассказывает инженер-технолог фермы Сергей Козлов.
Он здесь отвечает за готовую молочную продукцию.
— Когда мы даем «вкусняшку», например патоку, корова начинает пить больше воды, у нее повышается аппетит и увеличивается молокоотдача, — говорит Козлов.
Марьяна и Настя уже переоделись в белые халаты, с доильными аппаратами они подходят к коровам. Весь процесс — механический. С поголовьем в 200 особей иначе и не управиться. Вручную девушки будут доить только двух, которые недавно отелились, — у них вымя слишком чувствительное. Настя берет ведро с водой и протирает тряпкой вымя черной корове.
— Мы подмываем всех коров, чтобы мастита (воспаление молочных желез. — «ВМ») не было, — говорит Настя.
С приездом африканеров ферма будет расширяться. Увеличится и поголовье. Помещение модернизируют. Дойка станет полностью роботизированной, приобретут автоматический кормораздатчик. Под контроль возьмут и оплодотворение коров, чтобы хозяйство было племенным.
Варим сыр
Механизированная дойка удобна тем, что молоко по молокопроводу поступает в большой бак. Там срабатывает насос и сбрасывает в специальные емкости, объясняет инженер-технолог Сергей Козлов.
— Два часа после дойки молоко остается в бактерицидной фазе, и за это время его нужно успеть остудить, чтобы никакие лишние бактерии не развивались, — говорит Сергей. — Все молоко мы пастеризуем: прогреваем, чтобы уничтожить все вредное, ненужные ферменты и патогенные бактерии. Потом охлаждаем молоко и добавляем заквасочные культуры.
Затем молоко остается на 6–12 часов, набирая нужную для продукции кислотность.
И если у Ивана в ведении огромный коровник, у Сергея пока небольшой цех. Здесь и производят продукцию. Молоко, кефир, творог, йогурт и, самое любимое у технолога, — сыр. Сыроделию Козлов посвятил уже 20 лет жизни.
— Пока мы здесь изготавливаем только два вида сыра: сычужный и творожный, — говорит Сергей. — После расширения запустим и производство твердых сортов.
Полученный сыр нарезают на кругляшки, их упаковывают в вакуум, чтобы дольше хранился. Продукцию отправляют в холодильник. А потом в фермерский магазин, он рядом с домом, и в другие торговые точки, заведения общественного питания, в том числе московские.
—Точно так же с реализацией продукции мы поможем и нашим переселенцам, — говорит Трофимов . — Им не придется думать о рынках сбыта — такие нюансы им самим не осилить.
«Отдайте земли русским»
Впрочем, идея африканской деревни уже вызвала у россиян немало негатива.
— Люди пишут, мол, зачем строить афродеревню, давайте лучше русских сюда поселим, — рассказывает Алексей. — Но так говорят те, кто ничего не понимает. Мы и так создали все условия, чтобы люди работали здесь, но эффекта ноль. Любой россиянин может получить землю и осваивать ее. Но это никому не нужно.
Не интересует людей и работа на ферме. Своих сотрудников Алексей нашел с трудом. При средней зарплате в Бологовском районе 15–20 тысяч рублей предприниматель предлагает сумму в три раза больше. Но деньгами деревенских не заманить.
— У нас катастрофически не хватает рабочих рук в сельской местности. В деревне сейчас в основном живут люди преклонного возраста и дачники. И они не будут работать на земле.
А вся трудоспособная молодежь переехала в города, — делится Трофимов. — И мы привлекаем любых российских граждан высокой зарплатой, транспортировкой, предлагаем снимать квартиру. Но это все равно не решает вопрос.
Потому что сельское хозяйство непопулярно у населения. Они считают, что это неинтересно, непрестижно. Им проще стать консультантом в магазине. А на ферме, как вы видите, непростая работа. Здесь нужно трудиться. Просто отсидеться за телефоном не получится.
В день заложения камня в Поречье прибыли дипломаты из африканских стран, которые вернутся на родину и расскажут на местах бурам о возможностях переезда.
— Африканеры хорошо знают русский язык, изучают его. Прекрасно относятся к России. И большинство из них — православные, — говорит Трофимов. — К тому же наш великий президент Владимир Путин поставил задачу: усилить влияние России на Африканском континенте. Отсюда весь замысел. По сути мы начнем плотное взаимодействие в сельскохозяйственном направлении. А вместе с этим решим и свои проблемы с заброшенными плодородными землями и нехваткой рабочих рук.
ИСТОРИЯ
Африканеры — европеоидный народ, проживающий в регионе Южная Африка. В их числе в основном потомки колонистов голландского, немецкого и французского происхождения.
Переселение началось 6 апреля 1652 года, когда нидерландский колониальный администратор и мореход Ян ван Рибек с голландскими поселенцами прибыл в район мыса Доброй Надежды. Эти несколько семей стали основателями будущей нации африканеров. В последующие годы население колонии пополнялось за счет европейских протестантов: притесняемых во Франции гугенотов, немцев и голландцев. Веками буры строили свои колонии в Африке, даже создавали республики.
В 1994 году правящей партией стал Африканский национальный конгресс. Тогда белое население начало покидать страну, опасаясь преследования со стороны темнокожих. Оставшиеся в ЮАР белые переехали в охраняемые загородные анклавы.
Коренное население получило реальный доступ к образованию, государственным должностям и занятию бизнесом.
РЕПЛИКА
Наше сотрудничество взаимовыгодно
Огюст Аймонче, директор дома Африки в Москве:
— После саммита Россия — Африка назрело много проектов, направленных на взаимное сотрудничество. Один из них — создание афродеревень на территории РФ. Первый камень уже заложен в Тверской области. Осенью планируем начать в Тульской, затем в Подмосковье и других регионах.
Надеемся, что в течение пяти лет нам удастся реализовать эту инициативу. Проект будет работать в рамках развития торгово-экономических, культурных отношений между нашими странами.
Африка — недостаточно развитый континент. Хотя там хватает человеческих, минеральных, природных ресурсов. Там есть все, кроме высоких технологий, заводов.
Поэтому помощь России для нас своевременна и актуальна. Еще одна наша задача заключается в том, чтобы рассказать россиянам об Африке как можно больше. Поэтому в октябре мы организуем бизнес-миссию, чтобы предприниматели из РФ приехали в ЮАР и познакомились со страной.
На сегодняшний день мы открываем Африку для наших российских партнеров, продаем ее, в самом хорошем смысле этого слова. Мы знаем, что в России есть много инструментов для того, чтобы помочь Африке и сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях, это самое важное. На континенте всегда приветствуется присутствие РФ. Потому что Россия всегда защищала интересы других стран, помогала освобождаться от колонизаторов. А их в нашей истории было немало.
Теперь они вынуждены покидать континент. У России же в прошлом всегда была приятная, добрая связь с африканскими странами. Но при этом у нас совсем мало общей истории в экономическом плане, к сожалению. Надеемся, что эту ситуацию получится исправить и проект афродеревень будет реализован.