В России предложили ввести ГОСТ для питания в школах. Улучшит ли он качество еды
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ России предложили разработать ГОСТ для горячего питания в школах. Подробнее о том, зачем нужны новые стандарты, кто и как кормит школьников сейчас, — в материале «Вечерней Москвы».
Создать базовый перечень положенных учащимся блюд предлагают депутаты комитета Госдумы по просвещению и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Соответствующее предложение они направили главе кабмина Михаилу Мишустину, сообщают «Известия».
В документе указывается, что с осени 2020 года в начальных классах большинства школ организуется бесплатное горячее питание. А с 1 сентября 2023 года горячим питанием обеспечат все школы России. 1,4 миллиарда бюджетных средств на эти цели выделено для новых регионов РФ. Кроме того, в каждом регионе существуют свои программы, призванные усовершенствовать питание детей.
Однако в отдельных субъектах России выявляются разные недостатки системы. В частности, бывает, что школьники получают еду низкого качества и отказываются ее есть. Госконтракты, в том числе на питание школьников, проходят через систему госзакупок, и право кормить учащихся уходит к победителю тендера. Обычно оно достается организации, которая дает наименьшую цену, однако это не гарантирует качества еды и ее широкого ассортимента.
При этом за последние полтора года продукты для школьного питания выросли в цене на 18 процентов, а финансирование школьного питания — только на пять процентов. В результате комбинаты школьного питания вынуждены удешевлять технологии, а это влияет на качество питания.
По словам депутатов, выходом из ситуации может быть создание ГОСТа, который позволял бы контролировать качество питания. Такой ГОСТ нужно учитывать при проведении госзакупок. Важная задача — сделать стандарт понятным для предпринимателей, уверены парламентарии.
Врач-диетолог Елена Соломатина в беседе с «Вечерней Москвой» отметила, что определенные стандарты относительно питания детей в России уже существуют.
— Конечно, в России есть стандарты, регламентирующие, какие продукты разрешены и не разрешены детям. В каждом возрасте у школьника разные потребности в питательных компонентах. Есть специальные таблицы, где рассчитаны белки, жиры, углеводы, микроэлементы и калорийность, — рассказала специалист.
Как отметила диетолог, система тендеров и госзакупок в школах действовала не всегда. Долгое время все школы имели возможность самостоятельно готовить еду для учащихся.
Позднее от такой системы отказались, напомнила Соломатина.
— В один момент появились более жесткие требования к организации пищеблока. Если раньше любое учреждение могло организовать у себя пищевой блок, то сейчас все усложнилось. Было много вопросов к хранению продуктов и медицинским книжкам работников. Санитарно-гигиенических проблем много, — объяснила врач.
Комбинаты, которые выигрывают тендер и выполняют заказ, контролируются и проверяются. С точки зрения организации такой подход проще, так как проверять данные предприятия легче, чем школы, подчеркнула специалист.
При этом добавить полноценный ГОСТ для школьного питания было бы правильно, считает эксперт.
— Конечно, любые протоколы, с одной стороны, лишают креативности. Но у производителей всегда есть желание на чем-то сэкономить, добавить больше сахара. Ребенок с удовольствием это съест, другой вопрос — что он от этого получит? Если появится ГОСТ, будет больше критериев проверки, а это хорошо, — заключила Соломатина.