Учили русский, ели картошку: как африканцы помогают восстанавливать монастыри
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПравославные волонтеры из Африки приняли участие в восстановлении Николо-Бавыкинского монастыря в Сараевском районе Рязанской области. «Вечерняя Москва» связалась с добровольцами.
Международный стройотряд «Жар-птица», в котором трудились африканцы, существует еще с 2018 года.
Но на территорию этого монастыря ребята приехали первый раз. В прошлом волонтеры помогали в восстановлении храма села Ягодное. Там с ними познакомился настоятель Николо-Бавыкинского монастыря игумен Павел.
— Я помощник благочинного по работе с молодежью, — рассказал «ВМ» игумен Павел. — Я узнал, что волонтеры «Жар-птицы» ездят по всей России, и решил пригласить и к нам.
Семерых добровольцев из Африки и Мадагаскара пригласили помочь в очистке бывшего монастырского кладбища. Там волонтеры провели целую неделю.
— Ребята из Африки помогли очистить его от травы, мусора, поставили деревянные столбы для ограды, — уточняет игумен.
Отец Павел отмечает, что трудовая деятельность православных волонтеров началась с богослужения.
— В первый день они пошли в храм и присоединились к песнопениям на церковнославянском, греческом, английском языках, — продолжает игумен. А с понедельника по четверг у волонтеров была активная работа. Каждый день начинался с утренних молитв.
А затем они шли трудиться.
— Меня очень поразила мотивированность ребят из Африки. В полдень, когда на улице стояла жара, у волонтеров был перерыв. И вместо отдыха африканцы садились за уроки русского языка, выполняли различные задания. А как они красиво пишут! У некоторых почерк намного лучше, чем у наших современных школьников, — говорит игумен.
Впрочем, это неудивительно, ведь на русском языке православные волонтеры из Африки общались ежедневно. Об этом «ВМ» рассказал доброволец Фома Анжело с Мадагаскара. По окончании трудовой смены больше всего ему запомнилось знакомство с местными жителями.
— Все нас там встречали с улыбками, — делится Фома. — Мне понравилось, что я мог попрактиковать русский язык. Главное, я остался доволен нашей работой, потому что увидел результат — очищенную территорию. А еще я был в Глебовой пустыни, где впервые увидел русскую баню. Это круто!
Приветливость местных жителей отметил и волонтер Тимофей Жан Бертэн.
— Все люди там были добрые и с интересом общались с нами, — говорит волонтер Тимофей. — Местные угощали нас рыбой и картошкой.
Тимофей отмечает, что работа не мешала им практиковаться в языке и отдыхать.
— Я доволен результатом, — говорит Тимофей. — Мы получили хороший опыт.
А волонтер Роман Бихимана из Бурунди обратил внимание на климат. Он считает, что теплые деньки, который были в августе под Рязанью, сильно отличались от холодного начала лета в этом году.
Но когда волонтеров решили отвезти на речку Ранова, зайти в воду они опасались. И даже не столько из-за того, что вода была проточной и холодной, а из-за боязни попасться в зубы крокодилам. А потом к ребятам в гости приехал епископ Скопинский и Шацкий Питирим. Он благословил африканских волонтеров, и те дружно бросились в воду.
— Они резвились в воде, а потом вылезли и начали дрожать от холода. Так замерзли, что покрылись мурашками, — вспоминает владыка Питирим.
История отрядов
Стройотряды «Жар-птица» существуют с 2018 года. Иностранцы, состоящие в движении, участвуют в восстановлении храмов России, знакомятся с русской историей и культурой. В 2018 году было всего два отряда, а сейчас их уже 20. Всего в строительных работах приняли участие около 300 человек из Китая, Мьянмы, Индии, Ирана, Сирии, Иордании, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Сербии.
В этом году присоединились добровольцы из Египта, Кении, Камеруна, Уганды, Бурунди и Мадагаскара. Итоги подобных практик подводятся в сентябре, в начале учебного года.
На страничках в соцсетях участникам рассылаются вопросы, на которые они отвечают и рассказывают о своих впечатлениях и пожеланиях. После их ответы анализируют. Проект планирует продолжать свою работу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Питирим, епископ Скопинский и Шацкий:
— Для нашей епархии это было новым делом. Все волонтеры обучаются на подготовительных курсах и будут поступать в Перервенскую семинарию. Они планируют стать священниками. Мы будем рады, если после обучения кто-то захочет переехать сюда и стать монахом.