Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Итальянский органист Эудженио Мария Фаджани: Меня потряс памятник Чайковскому

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Итальянский органист Эудженио Мария Фаджани: Меня потряс памятник Чайковскому
Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

В минувшие выходные в Калининграде завершился XIII Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева. А неделей ранее в Москве, в Российском национальном музее музыки прошел его полуфинал. Итальянский музыкант Эудженио Мария Фаджани был председателем жюри. Под занавес конкурса он дал концерт: «Подмосковные вечера» в итальянской манере. Зал встретил выступление овациями.

— Эудженио, как вам инструмент Российского национального музея музыки? Он похож на те, которые в Италии?

— Похожих инструментов не бывает. Оргáн, на котором я играл, очень похож на итальянские, но еще больше на те, которые стоят в Германии. На нем можно экспериментировать. Он как большая кухня, где можно развернуться: здесь большое поле для импровизации.

— В программе, которую представили зрителям, отражено непростое время, в котором мы живем?

— Моя главная идея — делиться красотой. А у красоты нет границ. Программа больше связана с Италией. Даже у Баха присутствуют стилистические моменты, которые отсылают к старым итальянским мастерам. А в конце на бис я исполнил «Подмосковные вечера» в итальянских ритмах. Мне она очень нравится.

— Вы знакомы с творчеством Микаэла Таривердиева, имя которого носит конкурс?

— Играю его пьесы. Но больше мне, конечно, известна киномузыка, которая в вашей стране как народная (говорит маэстро и напевает знакомые каждому мелодии из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» или пьесы «Мальчики и море» из кинофильма «До свидания, мальчики!» и озорные ритмы из комического мюзикла «Граф Калиостро»). Это же диско! Музыка Таривердиева — не просто неоклассика, а серьезная симфоническая музыка. В ней большое сердце, страсть, абсолютно большое симфоническое мышление. Его музыка как свежий воздух, который на вас хлынул, когда вы открыли окно. Она идет от сердца к сердцу.

— А какое впечатление произвели участники?

— Второй раз я в жюри этого конкурса, но впервые председатель на московском этапе. Очень впечатлен высоким уровнем российских студентов-участников. Конкурс дает возможность продемонстрировать свои идеи. В органном мире это очень важно. Но мы не на лошадиных скачках. Мы делимся впечатлениями и определяем победителя по тому, как он понимает музыку. Мы не технику оцениваем, а понимание музыки, стиля и то, как он ее чувствует. Мы хотим удивляться именно этому — трактовке оргáна как явления. Истины в органном искусстве нет. Важно, когда музыкант рассказывает историю, которую я раньше никогда не слышал. Коллеги разделяют мое мнение. Нам нужна цельная история.

— Что в России нашли для себя?

— В Москве я в третий раз. Мне здесь очень нравится. Открыл для себя Кафедральный собор (Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской улице. — «Вечерняя Москва») с особой аурой, в котором выступал. Вместе с Миланским симфоническим оркестром играл в Большом концертном зале имени Петра Чайковского. Меня потряс памятник Чайковскому у Московской консерватории. Конечно, потрясающе красивая Красная площадь. Когда был маленький, я всегда смотрел по телевидению Италии парады. А когда вырос, играл на площади «Подмосковные вечера». Трудно передать эмоции, которые я тогда пережил. Но главное — это люди. Мы такие разные, но в принципе одинаковые.

— Русская публика отличается от итальянской?

— Русская публика хочет потреблять культуру. Она очень жадная до впечатлений. Это восприятие очень близко моему региону Италии, где я родился — Ломбардии. Мы сначала немного холодные, потому что вас не знаем. Но если вы завоевываете сердце, мы открываемся и уже всегда будем вместе.

— Почему вы решили стать именно органистом?

— Я увлекся классической музыкой очень маленьким, когда все слушали ужасный рок-н-ролл. А я до сих пор помню Венские концерты Штрауса, которые смотрел в 70-е годы прошлого века по телевизору. Тогда классики очень мало звучало и на радио, и на телевидении. Но я решил найти свой путь именно в ней. Мои родители и вся семья мне в этом помогли. Они приложили к этому очень много усилий. И как только я освоил фортепиано и почувствовал, что физически готов к занятиям на оргáне, сразу сел за инструмент. В моем сердце очень сильна идея того, что очень многие мне помогли стать музыкантом. Я надеюсь, теперь они мной гордятся. Очень важно внимательно относиться к детям и всеми способами их поддерживать, если они хотят заниматься музыкой.

— Сложно было сейчас приехать? Не боитесь осуждения на родине, когда к России в Европе не такое однозначное отношение?

— Культура может решить все дипломатические проблемы. У музыки один и тот же язык — что в Австралии, что в Африке. Музыка даже над всеми языками. Она вне национальностей. Это для меня очень важно. Жаль, что некоторые люди выходят за пределы культуры и обращают внимание на политический контекст. Я испытываю от этого боль. Это отдаляет нас от музыки.

— А как вам остальная Россия? Балтийское море похоже на Адриатику?

— Благодаря конкурсу я дважды побывал на Балтике. Я чувствовал себя очень комфортно. Природа Балтики мне напомнила средиземноморье Ближнего Востока в Ливане. Высокие дюны, похожие на горы, и деревья, спускающиеся к пляжу. Эти пейзажи очень оригинальны. Но у меня было очень мало времени, чтобы все увидеть. Надеюсь, что в следующий раз его будет больше, чтобы вдохновиться этим замечательным краем.

ДОСЬЕ

Эудженио Мария Фаджани родился в Ломбардии. Выступает на крупнейших сценах Европы и Северной Америки — Нотр-Дам де Пари, Берлинский концертный зал, собор Святого Патрика в Нью-Йорке (США), Королевский Альбертхолл в Лондоне и других. Композитор, художественный руководитель Международного фестиваля органной музыки в Ла Верне и органного фестиваля «С. Донато» в Ареццо, с 2016 года — художественный консультант органного фестиваля Terra Sancta в семи странах мира.

Победители конкурса

Ежегодный Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева прошел в 13-й раз. Он состоит из нескольких этапов, которые на протяжении года поочередно проходят в Германии, США, Москве, а финиширует конкурс в Калининграде.

  • Первое место. В этом году победила Мария Коронова. Она родилась в Усть-Илимске Иркутской области и учится в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Также Мария получила диплом за лучшее исполнение музыки Микаэла Таривердиева.
  • Лауреатом II премии стал впервые представитель Китая — студент Центральной консерватории Китая Сяофэн Хэ.
  • Лауреат III премии. Студент Сорбоннского университета Жан Нувель-Алу (Франция) стал лауреатом III премии. Впервые оказавшись в России, подал заявку именно на участие в московском туре конкурса. Молодой музыкант завоевал симпатии не только жюри, но и российской публики, получив приз зрительских симпатий.
  • Специальную премию Георгия Бооса «Надежда Отечества» получила самая юная, 15-летняя финалистка конкурса Ирина Крюкова из Москвы.
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.