Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Итальянский органист Эудженио Мария Фаджани: Меня потряс памятник Чайковскому

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Итальянский органист Эудженио Мария Фаджани: Меня потряс памятник Чайковскому
Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

В минувшие выходные в Калининграде завершился XIII Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева. А неделей ранее в Москве, в Российском национальном музее музыки прошел его полуфинал. Итальянский музыкант Эудженио Мария Фаджани был председателем жюри. Под занавес конкурса он дал концерт: «Подмосковные вечера» в итальянской манере. Зал встретил выступление овациями.

— Эудженио, как вам инструмент Российского национального музея музыки? Он похож на те, которые в Италии?

— Похожих инструментов не бывает. Оргáн, на котором я играл, очень похож на итальянские, но еще больше на те, которые стоят в Германии. На нем можно экспериментировать. Он как большая кухня, где можно развернуться: здесь большое поле для импровизации.

— В программе, которую представили зрителям, отражено непростое время, в котором мы живем?

— Моя главная идея — делиться красотой. А у красоты нет границ. Программа больше связана с Италией. Даже у Баха присутствуют стилистические моменты, которые отсылают к старым итальянским мастерам. А в конце на бис я исполнил «Подмосковные вечера» в итальянских ритмах. Мне она очень нравится.

— Вы знакомы с творчеством Микаэла Таривердиева, имя которого носит конкурс?

— Играю его пьесы. Но больше мне, конечно, известна киномузыка, которая в вашей стране как народная (говорит маэстро и напевает знакомые каждому мелодии из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» или пьесы «Мальчики и море» из кинофильма «До свидания, мальчики!» и озорные ритмы из комического мюзикла «Граф Калиостро»). Это же диско! Музыка Таривердиева — не просто неоклассика, а серьезная симфоническая музыка. В ней большое сердце, страсть, абсолютно большое симфоническое мышление. Его музыка как свежий воздух, который на вас хлынул, когда вы открыли окно. Она идет от сердца к сердцу.

— А какое впечатление произвели участники?

— Второй раз я в жюри этого конкурса, но впервые председатель на московском этапе. Очень впечатлен высоким уровнем российских студентов-участников. Конкурс дает возможность продемонстрировать свои идеи. В органном мире это очень важно. Но мы не на лошадиных скачках. Мы делимся впечатлениями и определяем победителя по тому, как он понимает музыку. Мы не технику оцениваем, а понимание музыки, стиля и то, как он ее чувствует. Мы хотим удивляться именно этому — трактовке оргáна как явления. Истины в органном искусстве нет. Важно, когда музыкант рассказывает историю, которую я раньше никогда не слышал. Коллеги разделяют мое мнение. Нам нужна цельная история.

— Что в России нашли для себя?

— В Москве я в третий раз. Мне здесь очень нравится. Открыл для себя Кафедральный собор (Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской улице. — «Вечерняя Москва») с особой аурой, в котором выступал. Вместе с Миланским симфоническим оркестром играл в Большом концертном зале имени Петра Чайковского. Меня потряс памятник Чайковскому у Московской консерватории. Конечно, потрясающе красивая Красная площадь. Когда был маленький, я всегда смотрел по телевидению Италии парады. А когда вырос, играл на площади «Подмосковные вечера». Трудно передать эмоции, которые я тогда пережил. Но главное — это люди. Мы такие разные, но в принципе одинаковые.

— Русская публика отличается от итальянской?

— Русская публика хочет потреблять культуру. Она очень жадная до впечатлений. Это восприятие очень близко моему региону Италии, где я родился — Ломбардии. Мы сначала немного холодные, потому что вас не знаем. Но если вы завоевываете сердце, мы открываемся и уже всегда будем вместе.

— Почему вы решили стать именно органистом?

— Я увлекся классической музыкой очень маленьким, когда все слушали ужасный рок-н-ролл. А я до сих пор помню Венские концерты Штрауса, которые смотрел в 70-е годы прошлого века по телевизору. Тогда классики очень мало звучало и на радио, и на телевидении. Но я решил найти свой путь именно в ней. Мои родители и вся семья мне в этом помогли. Они приложили к этому очень много усилий. И как только я освоил фортепиано и почувствовал, что физически готов к занятиям на оргáне, сразу сел за инструмент. В моем сердце очень сильна идея того, что очень многие мне помогли стать музыкантом. Я надеюсь, теперь они мной гордятся. Очень важно внимательно относиться к детям и всеми способами их поддерживать, если они хотят заниматься музыкой.

— Сложно было сейчас приехать? Не боитесь осуждения на родине, когда к России в Европе не такое однозначное отношение?

— Культура может решить все дипломатические проблемы. У музыки один и тот же язык — что в Австралии, что в Африке. Музыка даже над всеми языками. Она вне национальностей. Это для меня очень важно. Жаль, что некоторые люди выходят за пределы культуры и обращают внимание на политический контекст. Я испытываю от этого боль. Это отдаляет нас от музыки.

— А как вам остальная Россия? Балтийское море похоже на Адриатику?

— Благодаря конкурсу я дважды побывал на Балтике. Я чувствовал себя очень комфортно. Природа Балтики мне напомнила средиземноморье Ближнего Востока в Ливане. Высокие дюны, похожие на горы, и деревья, спускающиеся к пляжу. Эти пейзажи очень оригинальны. Но у меня было очень мало времени, чтобы все увидеть. Надеюсь, что в следующий раз его будет больше, чтобы вдохновиться этим замечательным краем.

ДОСЬЕ

Эудженио Мария Фаджани родился в Ломбардии. Выступает на крупнейших сценах Европы и Северной Америки — Нотр-Дам де Пари, Берлинский концертный зал, собор Святого Патрика в Нью-Йорке (США), Королевский Альбертхолл в Лондоне и других. Композитор, художественный руководитель Международного фестиваля органной музыки в Ла Верне и органного фестиваля «С. Донато» в Ареццо, с 2016 года — художественный консультант органного фестиваля Terra Sancta в семи странах мира.

Победители конкурса

Ежегодный Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева прошел в 13-й раз. Он состоит из нескольких этапов, которые на протяжении года поочередно проходят в Германии, США, Москве, а финиширует конкурс в Калининграде.

  • Первое место. В этом году победила Мария Коронова. Она родилась в Усть-Илимске Иркутской области и учится в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Также Мария получила диплом за лучшее исполнение музыки Микаэла Таривердиева.
  • Лауреатом II премии стал впервые представитель Китая — студент Центральной консерватории Китая Сяофэн Хэ.
  • Лауреат III премии. Студент Сорбоннского университета Жан Нувель-Алу (Франция) стал лауреатом III премии. Впервые оказавшись в России, подал заявку именно на участие в московском туре конкурса. Молодой музыкант завоевал симпатии не только жюри, но и российской публики, получив приз зрительских симпатий.
  • Специальную премию Георгия Бооса «Надежда Отечества» получила самая юная, 15-летняя финалистка конкурса Ирина Крюкова из Москвы.
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.