Константин Чудовский: Дирижерская палочка мешает выражать эмоции
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ26 сентября Государственный Кремлевский оркестр открывает новый сезон: концерт состоится в Большом зале консерватории. «Вечерняя Москва» пообщалась с художественным руководителем и главным дирижером коллектива Константином Чудовским.
— Константин, расскажите, чего ждать зрителю от оркестра в новом сезоне?
— Всего мы запланировали более 60 различных программ. В концерте, открывающем сезон, слушателей ждут «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, скрипичный концерт Арама Хачатуряна, увертюра «1812 год» Чайковского и другие шедевры русской классики.
— Наша музыкальная культура может смело гордиться и композиторами Александром Бородиным, Модестом Мусоргским. Будут ли они в программе?
— В один концерт очень сложно включить всех русских композиторов, поскольку в историю мировой музыкальной культуры вошло большое число наших соотечественников. Как вы помните, 2023 год был объявлен Владимиром Путиным Годом Рахманинова, также в июне музыкальный мир отметил 120-летие со дня рождения Арама Хачатуряна — поэтому сочинения именно этих композиторов стали центром нашей первой программы сезона.
Если говорить о Бородине и Мусоргском, то концерты с их произведениями планируются в дальнейшем. Сейчас мы также участвуем в съемках нового сезона телепроекта «Большая опера» на канале «Культура» — там, конечно же, тоже будет звучать русская классика.
— А есть ли у вашего коллектива произведения «любимчики» — музыка, которую вашему оркестру нравится играть больше всего?
— Не думаю, что есть музыкант, который однозначно ответит на такой вопрос. Каждый раз у тебя будет любимым то, над чем сейчас работаешь. К примеру, сегодня я репетирую «Бориса Годунова» в Большом театре и искренне считаю, что лучше музыки еще не написали.
Затем приезжаю на репетиции с Кремлевским оркестром, мы начинаем работу над симфонией Бетховена — и в этот момент думаю о том, что именно она — вершина того, что создано в музыкальной культуре.
Классики оставили нам сотни, тысячи гениальных произведений, поэтому выделить что-то одно, конечно, невозможно.
— Можете ли вы выделить одного музыканта из своего оркестра?
— Артисты Государственного Кремлевского оркестра — это некий музыкальный спецназ, каждого из них мы подбирали очень тщательно, потратили на это три года, провели несколько отборочных конкурсов.
Но если кого-то выделять, то можно отметить нашего концертмейстера Кремлевского оркестра Константина Казначеева. Первая скрипка — это всегда правая рука дирижера, он вместе со мной отвечает и за исполнительский уровень коллектива, и за психологический климат в нем.
Помимо этого, Константин — прекрасный скрипач. Наше сотрудничество началось еще в Чили, когда я был главным дирижером Муниципального театра Сантьяго, а Константин выступал как приглашенный солист. Сейчас он нередко играет на наших концертах как солист, в том числе и на концерте — открытии нового сезона.
— Хотелось бы больше узнать о вашем личном пути на большую сцену.
Мое решение стать музыкантом было неожиданным: в детстве я не учился в музыкальной школе и никогда не мечтал о сцене. Но за год в 10-м классе я неожиданно для всей семьи решил поступать в Музыкальное училище имени Гнесиных.
С полного нуля — всего за один год — меня подготовили к вступительным экзаменам. Отдельное спасибо прекрасным педагогам, которые меня всему научили. Затем в «Геликон-опере» я работал концертмейстером. Это был бесценный практический опыт, ты учишься понимать певца без слов, с одного взгляда.
— А как вы стали главным дирижером в театре Сантьяго в Чили?
— Я попа л в этот оркестр в 2011 году, когда мне было всего 29 лет. Почти 8 лет был главным дирижером оперного театра — это огромный опыт. Что интересно: «Борис Годунов» Мусоргского стал моим первым спектаклем в Сантьяго, а несколько дней назад именно этой оперой я дирижировал на открытии нового сезона в Большом театре.
— Зрители привыкли видеть дирижера с палочкой в руках, стоящего перед раскрытой партитурой. Вы же обходитесь без них. Почему?
— Дирижирование — очень интересная профессия, здесь нет единых рецептов. Главное — заставить музыкантов чувствовать то же, что и ты, выразить в звуке именно то же состояние.
Большинству дирижеров палочка нужна, чтобы удлинять руку. Но я далеко не маленького роста, взмах у меня энергичный, широкий — с палочкой было бы травмоопасно работать. К тому же «чистыми» руками, без лишних предметов, я могу выразить больше эмоций, дирижерская палочка меня ограничивала. Что касается отказа от партитуры, то тут ситуация изначально была соревновательная.
Во время обучения в училище я услышал от одного из наших профессоров, что только Артуро Тосканини дирижировал без партитуры — конечно же, тогда я загорелся стать единственным в своем роде, «быть не как все». Студенческая тяга к соревнованиям давно позади, но я все также учу партитуры наизусть, потому что это дает мне больше свободы в работе с оркестром.
ДОСЬЕ
Константин Чудовский родился 23 июня 1982 года в Москве. Окончил Московскую консерваторию им. Чайковского («оперно-симфоническое дирижирование»). С 2019 года — главный дирижер театра «Урал Опера Балет» (Екатеринбург). С 2022 года — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России.
Коротко о главном
— Вы посвящаете большую часть своего времени работе в оперном театре. Не хотели бы сделать что-то необычное, например, совместить оперу и рок, как британский певец Фредди Меркьюри (солист группы Queen) в «Богемской рапсодии»?
— Безусловно, Queen — талантливые ребята, у них замечательная музыка. Я рад тому, какой жанровый синтез дает возможность миллионам наших современников познакомиться с шедеврами классики, но лично мне больше по душе их оригинальные версии.
— Может ли быть такое, что классическую музыку перестанут слушать в будущем?
— Этот вопрос можно переадресовать любому виду искусства и литературе. К примеру, могут ли дети перестать изучать стихотворения Александра Пушкина? Мне кажется такое невозможным. То же самое можно сказать и про классическую музыку. Это универсальный язык. Знаете, было даже проведено исследование: людей самых разных национальностей и возраста спрашивали, что они чувствуют при прослушивании Шестой симфонии Чайковского. И почти все ответили практически одинаково, описывая свои эмоции. Поэтому как можно представить, что человечество сможет отказаться от классической музыки?
— А уже были подобные смешанные проекты?
— Конечно, наши программы не ограничиваются только симфоническим репертуаром — одна из последних программ, например, была посвящена киномузыке. Эннио Морриконе и Нино Рота — музыка к голливудским хитам этих композиторов уже давно живет своей собственной жизнью, не нуждаясь в доработках и переделках. И не думаю, что наш оркестр будет пробовать себя в эстрадном или рок-жанре.
— А на ваши концерты тоже приходят люди разных возрастов?
— Каждый концерт Кремлевского оркестра дает возможность убедиться: полные залы, одухотворенные лица, восторженный прием. К нам приходят слушатели разных возрастов — и меломаны с многолетним стажем, и студенты, и семьи с детьми. Это говорит о том, что классическая музыка остается актуальной и интересной не только для профессионалов.