Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Константин Чудовский: Дирижерская палочка мешает выражать эмоции

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Константин Чудовский: Дирижерская палочка мешает выражать эмоции
Фото: Из личного архива Константина Чудовского

26 сентября Государственный Кремлевский оркестр открывает новый сезон: концерт состоится в Большом зале консерватории. «Вечерняя Москва» пообщалась с художественным руководителем и главным дирижером коллектива Константином Чудовским.

— Константин, расскажите, чего ждать зрителю от оркестра в новом сезоне?

— Всего мы запланировали более 60 различных программ. В концерте, открывающем сезон, слушателей ждут «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, скрипичный концерт Арама Хачатуряна, увертюра «1812 год» Чайковского и другие шедевры русской классики.

— Наша музыкальная культура может смело гордиться и композиторами Александром Бородиным, Модестом Мусоргским. Будут ли они в программе?

— В один концерт очень сложно включить всех русских композиторов, поскольку в историю мировой музыкальной культуры вошло большое число наших соотечественников. Как вы помните, 2023 год был объявлен Владимиром Путиным Годом Рахманинова, также в июне музыкальный мир отметил 120-летие со дня рождения Арама Хачатуряна — поэтому сочинения именно этих композиторов стали центром нашей первой программы сезона.

Если говорить о Бородине и Мусоргском, то концерты с их произведениями планируются в дальнейшем. Сейчас мы также участвуем в съемках нового сезона телепроекта «Большая опера» на канале «Культура» — там, конечно же, тоже будет звучать русская классика.

Константин Чудовский: Дирижерская палочка мешает выражать эмоции Фото: Из личного архива Константина Чудовского

— А есть ли у вашего коллектива произведения «любимчики» — музыка, которую вашему оркестру нравится играть больше всего?

— Не думаю, что есть музыкант, который однозначно ответит на такой вопрос. Каждый раз у тебя будет любимым то, над чем сейчас работаешь. К примеру, сегодня я репетирую «Бориса Годунова» в Большом театре и искренне считаю, что лучше музыки еще не написали.

Затем приезжаю на репетиции с Кремлевским оркестром, мы начинаем работу над симфонией Бетховена — и в этот момент думаю о том, что именно она — вершина того, что создано в музыкальной культуре.

Классики оставили нам сотни, тысячи гениальных произведений, поэтому выделить что-то одно, конечно, невозможно.

— Можете ли вы выделить одного музыканта из своего оркестра?

— Артисты Государственного Кремлевского оркестра — это некий музыкальный спецназ, каждого из них мы подбирали очень тщательно, потратили на это три года, провели несколько отборочных конкурсов.

Но если кого-то выделять, то можно отметить нашего концертмейстера Кремлевского оркестра Константина Казначеева. Первая скрипка — это всегда правая рука дирижера, он вместе со мной отвечает и за исполнительский уровень коллектива, и за психологический климат в нем.

Помимо этого, Константин — прекрасный скрипач. Наше сотрудничество началось еще в Чили, когда я был главным дирижером Муниципального театра Сантьяго, а Константин выступал как приглашенный солист. Сейчас он нередко играет на наших концертах как солист, в том числе и на концерте — открытии нового сезона.

— Хотелось бы больше узнать о вашем личном пути на большую сцену.

Мое решение стать музыкантом было неожиданным: в детстве я не учился в музыкальной школе и никогда не мечтал о сцене. Но за год в 10-м классе я неожиданно для всей семьи решил поступать в Музыкальное училище имени Гнесиных.

С полного нуля — всего за один год — меня подготовили к вступительным экзаменам. Отдельное спасибо прекрасным педагогам, которые меня всему научили. Затем в «Геликон-опере» я работал концертмейстером. Это был бесценный практический опыт, ты учишься понимать певца без слов, с одного взгляда.

Константин Чудовский: Дирижерская палочка мешает выражать эмоции Фото: Из личного архива Константина Чудовского

— А как вы стали главным дирижером в театре Сантьяго в Чили?

— Я попа л в этот оркестр в 2011 году, когда мне было всего 29 лет. Почти 8 лет был главным дирижером оперного театра — это огромный опыт. Что интересно: «Борис Годунов» Мусоргского стал моим первым спектаклем в Сантьяго, а несколько дней назад именно этой оперой я дирижировал на открытии нового сезона в Большом театре.

— Зрители привыкли видеть дирижера с палочкой в руках, стоящего перед раскрытой партитурой. Вы же обходитесь без них. Почему?

— Дирижирование — очень интересная профессия, здесь нет единых рецептов. Главное — заставить музыкантов чувствовать то же, что и ты, выразить в звуке именно то же состояние.

Большинству дирижеров палочка нужна, чтобы удлинять руку. Но я далеко не маленького роста, взмах у меня энергичный, широкий — с палочкой было бы травмоопасно работать. К тому же «чистыми» руками, без лишних предметов, я могу выразить больше эмоций, дирижерская палочка меня ограничивала. Что касается отказа от партитуры, то тут ситуация изначально была соревновательная.

Во время обучения в училище я услышал от одного из наших профессоров, что только Артуро Тосканини дирижировал без партитуры — конечно же, тогда я загорелся стать единственным в своем роде, «быть не как все». Студенческая тяга к соревнованиям давно позади, но я все также учу партитуры наизусть, потому что это дает мне больше свободы в работе с оркестром.

Константин Чудовский: Дирижерская палочка мешает выражать эмоции Фото: Из личного архива Константина Чудовского

ДОСЬЕ

Константин Чудовский родился 23 июня 1982 года в Москве. Окончил Московскую консерваторию им. Чайковского («оперно-симфоническое дирижирование»). С 2019 года — главный дирижер театра «Урал Опера Балет» (Екатеринбург). С 2022 года — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России.

Коротко о главном

— Вы посвящаете большую часть своего времени работе в оперном театре. Не хотели бы сделать что-то необычное, например, совместить оперу и рок, как британский певец Фредди Меркьюри (солист группы Queen) в «Богемской рапсодии»?

— Безусловно, Queen — талантливые ребята, у них замечательная музыка. Я рад тому, какой жанровый синтез дает возможность миллионам наших современников познакомиться с шедеврами классики, но лично мне больше по душе их оригинальные версии.

— Может ли быть такое, что классическую музыку перестанут слушать в будущем?

— Этот вопрос можно переадресовать любому виду искусства и литературе. К примеру, могут ли дети перестать изучать стихотворения Александра Пушкина? Мне кажется такое невозможным. То же самое можно сказать и про классическую музыку. Это универсальный язык. Знаете, было даже проведено исследование: людей самых разных национальностей и возраста спрашивали, что они чувствуют при прослушивании Шестой симфонии Чайковского. И почти все ответили практически одинаково, описывая свои эмоции. Поэтому как можно представить, что человечество сможет отказаться от классической музыки?

— А уже были подобные смешанные проекты?

— Конечно, наши программы не ограничиваются только симфоническим репертуаром — одна из последних программ, например, была посвящена киномузыке. Эннио Морриконе и Нино Рота — музыка к голливудским хитам этих композиторов уже давно живет своей собственной жизнью, не нуждаясь в доработках и переделках. И не думаю, что наш оркестр будет пробовать себя в эстрадном или рок-жанре.

— А на ваши концерты тоже приходят люди разных возрастов?

— Каждый концерт Кремлевского оркестра дает возможность убедиться: полные залы, одухотворенные лица, восторженный прием. К нам приходят слушатели разных возрастов — и меломаны с многолетним стажем, и студенты, и семьи с детьми. Это говорит о том, что классическая музыка остается актуальной и интересной не только для профессионалов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.