Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Эпоха новых смыслов: отечественных артистов с теплом принимают в новых регионах страны

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Продюсер, генеральный директор компании «Москонцерт», сооснователь кинотелевизионной студии «Главкино» Илья Бачурин
Продюсер, генеральный директор компании «Москонцерт», сооснователь кинотелевизионной студии «Главкино» Илья Бачурин / Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости

Москонцерт представит фолк-фестиваль «ДНК» на Международной выставке-форуме «Россия», которая пройдет с 4 по 12 ноября на территории ВДНХ. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала у генерального директора старейшей культурной организации столицы Ильи Бачурина, какое искусство отвечает требованиям современности и почему культбригады Москонцерта с первых дней спецоперации ездят на Донбасс.

— Илья, расскажите о деятельности бригад Москонцерта на Донбассе.

— С первых дней спецоперации наши артисты выезжают в новые регионы. Основной формат — это концерты, литературные вечера в воинских частях, госпиталях, пунктах временного размещения, домах культуры. Сначала мы ездили с разовыми выступлениями, но вскоре поняли, что это не оптимально: дорога занимала много времени, чтобы встретить и сопроводить артиста, нужны были большие ресурсы. И мы вышли к Департаменту культуры Москвы с предложением создать выездную бригаду, которая сама обеспечивала бы себе логистику. Нас поддержали.

Так, во второй половине 2022 года появились культбригады. Мы провели уже больше 400 мероприятий. Все делаем сами. У нас один вопрос обычно к военным, к гражданским властям — площадки для выступлений. Помимо музыки и стихов, есть еще программы для детей, «детские» культбригады. Показываем им спектакли. И есть креативные культбригады для молодежи: рассказываем студентам о проектах, которые могут быть им полезны. О грантах, дистанционном обучении, крупных форумах, например «Таврида», «Территория смыслов», где они могут себя проявить.

— Помните свою первую поездку на Донбасс?

— Конечно. Впечатления остались тяжелые. Мариуполь был в разбитом состоянии: я не увидел ни одного дома, который не пострадал бы от войны. Жили в подвале стадиона, в невозможных условиях. Во всем городе не было воды, еды, света.

По улицам как тени ходили брошенные старики. Мариуполь тех дней навсегда останется в моей памяти. Населенные пункты на севере ЛНР, в районе Сватово тоже сильно перемолола война. Были мы и на территориях, где она прокатилась быстро, — там быт людей не сильно изменился, как и менталитет. Это характерно для Запорожья, Херсонской области. ДНР и ЛНР, которые страдали все восемь лет, врезались в память картинками разбитых населенных пунктов, безысходностью в глазах людей. Это было в прошлом году, сейчас ситуация иная. Россия сделала дороги — причем не только те, что пострадали в ходе боевых действий, но и те, которые годами при Украине никто не ремонтировал. В прошлом году мы на «уазиках» застревали.

А уж легковушки — к гадалке не ходи! Теперь везде можно нормально проехать. В Мариуполе и других крупных городах кипит стройка, найдено множество коммунально-бытовых решений. Везде вода, в Донецке с ней еще есть проблемы, но там тоже приспособились. А если говорить о людях, я даже не предполагал, что так может поменяться настроение на этих территориях, тональность жизни. С минора на мажор! Люди настроены только на победу.

Сейчас, приезжая туда, я получаю мощный эмоциональный заряд. Нас на каждой площадке благодарят, говорят теплые слова.

— А почему так важна для военных и мирных поддержка с «большой земли»?

— Мне кажется, в концертах культбригады люди видят нечто большее, чем просто возможность послушать любимые песни, расслабиться, заглянув в мирную жизнь. Мы разговариваем с ними, самим фактом своего появления подтверждаем, что они нам нужны. Мы приезжаем не для галочки, а ради того, чтобы изменить их жизнь хоть немного к лучшему. Показать, что с ними — большая страна. Многие из родного края никуда не выезжали. И вот мы им говорим: «Слушайте, вот мы — простые ребята из Москвы, артисты. И вы нам небезразличны. Мы вас любим, хотим для вас делать программы и будем их делать постоянно, если вам понравится». В конце нас всегда приглашают приехать еще. Раз съездив в эти места, артист привязан к ним навсегда.

— Какая история особенно запомнилась?

— Наверное, концерт, который мы в конце 2022 года провели на территории завода «Азовсталь». Зрителями были несколько десятков ребят. Знаете, дети в Мариуполе на слух определяют тип снаряда, издалека различают «прилет» и «вылет», прожили какую-то часть войны.

Но при этом на «Азовстали» они не были и не могли предположить, что для них там кто-то будет выступать. Попасть на территорию почти невозможно, но мы договорились, военные помогли. «Азовсталь» — это ад на Земле. Я даже близко не могу представить, что пережили те, кто должен был выбить оттуда врага. На сотни метров вниз там закопаны какие-то производственные сооружения, там многоуровневые подвалы. Там до сих пор происходит разминирование.

Мы вниз не спускались, ходить можно было только по определенным расчищенным маршрутам. Вся территория оцеплена, по ней ходит транспорт. Это как огромный отдельный город. Мы перемещались между тремя локациями. Песни пели, стихи читали. Военные следили, чтобы никто из детей не сделал шаг в сторону. Я этот проект запомнил навсегда, думаю, и зрители тоже.

— Чувствуете ли себя преемниками бригад Москонцерта, выезжавших на фронт в годы Великой Отечественной войны?

— Конечно. Храним память об этом. Живы некоторые участники тех событий, например, заслуженная артистка России Ирина Валентиновна Кострова — ей исполнилось сто лет. Она рассказывает много про те бригады. История в Москонцерте жива, и это не пустые слова, не просто страничка из книжки. В тех же кабинетах Москонцерта, что и мы, готовились к выступлениям великие артисты, которые ездили тогда на фронт поддерживать наших бойцов. Приехать на передовую с выступлениями можно было, ни с кем не согласовывая. С точки зрения безопасности такая ситуация не очень. Зато артистам были более доступны такие поездки.

— В те годы ездили Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утесов. А кто сейчас в составе культбригад?

— Самые разные люди. Если я не всех назову, кто-то обидится. Скажу так: ездят и заслуженные, и народные артисты, и артисты без званий, но очень хорошие. Вначале я опасался, что желающих не будет, но в первый же день возник список из 40 человек. И затем стали приходить люди. У нас просто очередь стоит в культбригады.

Одна из самых сложных задач — выбрать состав, с которым в очередной раз поедем. Один из критериев — высочайший профессионализм. Я убежден, что представлять Москонцерт и вообще Москву в новых регионах могут только самые крутые артисты. Если мы едем с детским спектаклем, нам потом говорят, что ничего похожего не видели. Если едем с песнями, то поем как в последний раз. При этом слышим много историй про артистов, приезжавших самоутверждаться: кто-то сделал фото-видео и уехал сразу, кто-то приехал с непонятными песнями своими — просто, чтобы прославиться. Я бы всех, кто ездит туда, благодарил, но учитывая, что мы там слышим от простых людей, я понимаю, что планку нужно держать очень высоко.

— Я почему спрашиваю имена. Мы слышим про Юлию Чичерину, Григория Лепса, иногда еще про каких-то звезд, но есть ощущение, что очень малый процент московских артистов способен поехать на Донбасс и выступить там.

— У нас, пожалуй, нет таких очень известных имен, как Лепс, Чичерина. Их, кстати, нельзя упрекнуть, что они ездят за славой: они делают то, чего не могут не делать. В Москонцерте — 500 артистов и человек 150 в управленческом аппарате. Из этих людей формируются команды лучших. У кого со здоровьем не очень, стараемся не брать. Молодых артистов берем чаще, чем возрастных. Это ведь не легкая прогулка, а работа: с пяти часов утра до часу ночи, с недосыпом, с недоеданием, с постоянными поездками на автобусе, от которых уже все квадратное.

Выезд длится от 12 дней до двух месяцев, в день — от двух до четырех мероприятий. Но мы понимаем необходимость нашей работы. И я езжу сам, чтобы ничего не упустить.

— Что вы думаете о патриотическом кино, которое сейчас снимают про СВО?

— Про кино нельзя говорить абстрактно и в целом. А про конкретные картины говорить рано. Лучшие — впереди. Из спецоперации вырастут новые культурные коды. Появятся новые герои.

Новая эстетика, новый патриотизм — настоящий, а не «потому что выгодно». Я надеюсь, в кино он будет показан истинным, основанным на любви к своей Родине, к ближним. На просвещенности, на открытости, на желании помогать другим. Период сейчас тяжелый. Его надо прожить, отработать честно. Каждый на своем месте должен делать все, что может, на пользу страны. Мы наши московские программы тоже развиваем. Но культбригады не бросим до окончания СВО, до момента, пока в новых регионах не заработают стабильные механизмы культуры.

— Патриотизм «потому что выгодно». Да, иногда трудно разобраться. Вот певец Рома Зверь осудил СВО, потом молчал, а летом поехал на Донбасс, спел для бойцов. И кто-то говорит: «человек переобулся», кто-то: «молодец, все понял». Как для себя решить эту дилемму?

— Я бы призывал никого не судить. Надо следить за собой, отвечать за свои действия, слова. Попытки оценить других приводят к тому, что ты сам становишься немного хуже. Рома съездил, выступил — уже хорошо. Какие были основания? Не знаю. Да и не так важно. Важно, что человек определился.

Людям свойственно ошибаться, каждый из нас не безгрешен. И я хорошо помню начало СВО: вместо того чтобы выдохнуть, посмотреть вокруг, понять, за что ты готов умереть или хотя бы чему ты готов служить, часть людей поддалась паническим настроениям. Судить их всех за это, называть предателями я не буду. На мой взгляд, сейчас каждому нужно, во-первых, определиться, вовторых, сделать максимум для того, чтобы наша страна вышла из этой тяжелой исторической турбулентности более крепкой, более правильно устроенной, более яркой. Мы должны стремиться стать лучше.

— Вы когда-то первым привезли Майкла Джексона в Москву. Как думаете, нам надо идти своим путем в условиях санкций, или все же не надо дистанцироваться от западной культуры?

— Смотрите: есть культура, а есть развлечение. В области культуры дистанцироваться нам от Запада или ему от нас не удастся. Просто потому, что мир уже цифровой, он не имеет в плане культуры четких границ. И ничего в этом плохого нет. А что касается области развлечения, ее часто используют для того, чтобы внедрить туда какую-то политическую повестку. Тут надо очень аккуратно разбираться.

Вой на идет везде — и на линии боевого соприкосновения, и в головах людей, и на сценах театров, и в эфирах радиостанций. В культурном пространстве. И мы должны быть адекватны ситуации. Не позволять появляться пропаганде антироссийской, укреплять нашу культуру. И пропаганду — но не перегибая. Я против того, чтобы по политическому признаку «зачистить» всю поляну, ведь туда попадут не только развлечения, но и культура. Мы должны создавать новую культуру, а не ограничивать доступ к другой. Предлагая что-то конструктивное, мы скорее выиграем, чем ограничивая, запрещая. Культура — очень тонкая сфера, нельзя ни пропустить пропаганду чужую, ни самому скатиться во вредительство вместо реальной работы.

— Москонцерт и хранит традиции, и старается опережать тренды. Как находите баланс?

— Непросто. Но если раньше Москонцерт выполнял скорее социальную функцию, чем творческую, занимался текущими задачами, то сейчас мы стараемся быть драйверами культурного процесса в городе. Создаем новые концертные программы, спектакли, фестивали.

— В Голливуде бастовали актеры, сценаристы, в том числе потому, что их пытаются заменить с помощью искусственного интеллекта. Это реальная проблема для кино?

— Это не проблема. Это новая реальность. И мы уже в ней живем, уже ИИ может выполнять многие функции, включая написание сценариев и песен, симуляцию образов артистов в кино.

Думаю, в ближайшие годы наша жизнь сильно изменится. Мы за порогом технологической революции. Но некоторые моменты, связанные с целеполаганием, останутся за человеком. Вот продюсера ИИ вряд ли заменит, а сценариста — наверняка. Да и целые цеха в кинопроизводстве. Большинство фильмов можно будет не снимать, а рисовать, делать в цифре сразу. И качество будет выше. Человечество же развивается через искусственный интеллект: получает дополнительные возможности. Мы увидим более качественное кино и тексты, может быть, более серьезную цифровую журналистику. Я бы не считал, что это дело лишь человека — осмысление, сопоставление фактов. ИИ имеет гигантские аналитические базы. За ним действительно будущее.

— А почему продюсера не заменить? Набор критериев, которыми он руководствуется, можно вписать в программу для ИИ.

— Заменить можно, но, скорее всего, это будет позже, чем во многих сегментах производства творческого. Потому что продюсер определяет целеполагание. И главенство человека над цифрой долгие годы будет связано с тем, что именно человек ставит цели, а искусственный интеллект помогает их достигать. Поэтому эта профессия еще поживет. А многие другие могут исчезнуть уже скоро — например, бухгалтеры, юристы. Ну вы же помните чертежников? У меня мама была художникомграфиком, создавала гигантские технические чертежи. Представьте себе огромные цеха, где располагались мастерские. Там чертили самолеты, пароходы. Сейчас за полчаса просчитывается 3Д-модель, над которой раньше научно-исследовательский институт работал несколько лет. Это утрированный пример, но, как мне кажется, актуальный.

ДОСЬЕ

Илья Бачурин — продюсер кино и телевидения, сооснователь студии «Главкино», креативный продюсер Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи (2017), общественный посол Года добровольца в России (2018), посол Года волонтерства в России (2019). С 2021 года — генеральный директор ГБУК Москвы «Москонцерт». Родился 29 мая 1970 года в Москве, в семье инженеров. Был гендиректором радиостанции «Станция 106,8», возглавлял Дирекцию Первого канала (до 2002-го — ОРТ). Окончил Государственную академию сферы быта и услуг по специальности «экономика, финансы и кредит». Принимал участие в создании шоу «Фабрика звезд» и многих других проектов. С ноября 2019 года — ведущий телепрограммы «Новости. Подробно. Кино» на телеканале «Россия-Культура».

СПРАВКА

Москонцерт — старейшая культурная организация столицы, правопреемник Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, основанного 25 января 1931 года в СССР. В годы Великой Отечественной войны мастера всех жанров выступали на фронте, в госпиталях, тылу в составе концертных бригад Москонцерта. Среди них были Лидия Русланова, Майя Кристалинская, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко — настоящие звезды советской эпохи. Москонцерт всегда объединял звезд.

С ним сотрудничали Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, группа «Земляне» и многие другие. Среди многочисленных подразделений организации Московское концертное филармоническое объединение, Концертное объединение по работе с детьми и юношеством, Московский хоровой театр под руководством Бориса Певзнера.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.