Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Марат Алыков: Военная авиация России по многим параметрам лучше западной

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Марат Алыков: Военная авиация России по многим параметрам лучше западной
Летчик-испытатель 1-го класса Марат Алыков, 1997 года / Фото: В. Киселев / РИА Новости

России отмечают 75 лет со дня создания армейской авиации. «Вечерняя Москва» пообщалась с Героем России, летчиком Маратом Алыковым, который 40 лет назад начал свой боевой путь в Афганистане.

— Марат Равильевич, в 1983 году вы начали свой боевой путь. Расскажите о нем.

— В 1980 году я окончил Качинское высшее военное авиационное училище имени А. Ф. Мясникова. По окончании был распределен в воинскую часть в городе Мары. Там мне удалось полетать сначала на истребителе-перехватчике Су-15, затем я переключился на истребители-бомбардировщики Су-17М3. А в мае 1983 года наш полк зашел в Афганистан.

— И спустя 15 лет вы стали Героем России. Такое звание просто так не дают. Расскажите, за что именно получили Звезду Героя?

— В Опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени А. И. Микояна система награждения такова, что вопрос о присвоении какой-либо награды или звания решает вышестоящее руководство.

Но, как правило, награды даются за выполнение целого ряда работ. Вот как раз за выполнение такого комплекса работ я и получил Звезду Героя России. А официально в представлении написано: «За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники». Вообще, в нашей работе одновременно приходится участвовать в нескольких летно-испытательных программах, поэтому случаев разных было немало.

— Испытатель МиГа. Что это такое, расскажите, не выдавая военных тайн.

— Знаете, это даже не профессия. Это образ жизни. Все дело в том, что еще с момента образования фирмы «МиГ» в нашем коллективе сложились весьма достойные традиции. Безусловно, тут внимательно всегда относились к вновь пришедшим молодым товарищам, плавно вводили их «в курс дела», опекали и давали работу, постепенно увеличивая сложность. Я горжусь тем, что работал в ОКБ имени А. И. Микояна. Благодарен судьбе, что меня воспитали не только как летчика-испытателя, на меня большое влияние оказала атмосфера взаимоотношений между людьми — и не только между пилотами, но и между руководителями, инженерами, конструкторами, техниками самолетов, другими специалистами. Это атмосфера взаимоотношений настоящих высокопрофессиональных людей.

— Кроме Звезды Героя РФ, вы имеете также ордена «За личное мужество» и Красной Звезды. Их за что получили?

— Орден Красной Звезды я получил за участие в боевых действиях в Афганистане, а орден «За личное мужество» мне присвоили в ОКБ имени А. И. Микояна, когда я уже был летчиком-испытателем, за все тот же «комплекс выполненных работ».

— А откуда у простого астраханского парня мечта о небе?

— На меня большое впечатление произвела публикация в детском журнале «Мурзилка» — как сейчас перед глазами стоит рисунок и статья о подвиге замечательного летчика-испытателя ОКБ А. И. Микояна Георгия Константиновича Мосолова.

Это было в первом или во втором классе. Но я тогда и подумать не мог, что судьба сложится так, что меня распределят для работы летчиком-испытателем именно в ОКБ имени А. И. Микояна! Не мог тогда я и мечтать, что познакомлюсь и буду долго общаться с самим Мосоловым. А статья в «Мурзилке» была о том, что он совершил подвиг, катапультировавшись из неисправного опытного самолета при очень сложных условиях.

— Вы военный летчик. Дайте свою оценку спецоперации на Украине.

— Может, я не скажу чего-то нового, но мы воюем с нацистами, дух которых, к большому сожалению, распространяется практически по всей Европе, и в частности, на Украине. Сроки окончаний СВО сейчас прогнозировать сложно, но и я, и мои товарищи даже не сомневаемся в том, что мы победим.

На моей памяти столько подвигов и примеров героизма наших людей! И все ради будущего России. У нас действительно великая страна, и героизм среди молодежи, я не побоюсь этого слова, у нас носит массовый характер.

— Что положительного дала нам СВО?

— Конечно, участие в спецоперации дает нам и нашей армии, а также оборонно-промышленному комплексу, большой опыт ведения боевых действий и создания вооружений и техники.

— Сейчас идут разговоры о поставках Киеву самолетов F-16. Способны ли эти истребители противостоять нашим МиГам?

— Нельзя недооценивать. F-16 является одним из самых массовых западных истребителей. Все будет зависеть от того, какие модификации могут поставить. Большое значение играет и то, кто управляет самолетом, ведет воздушные бои, выполняет удары по наземным целям.

И здесь, я глубоко убежден, наши летчики на порядок опытнее и грамотнее. А что касается военной техники: знаете, мне приходилось общаться со специалистами авиационной отрасли многих стран, и ответственно заявляю, что образцы нашей военной авиационной техники никогда не были хуже западных образцов, а по многим параметрам — даже лучше.

— А вы могли бы поднять американский штурмовик? Принципиальна ли разница в управлении Су-17 и F-16?

— По поводу полета на американском штурмовике я скажу так: когда я выполнял летно-испытательные полеты и был действующим летчиком-испытателем, я думаю, что смог бы поднять западные образцы. Более того, мне приходилось летать на иностранных образцах военной техники.

Но, конечно, нам разрешали это делать только в составе экипажа на так называемых спарках — самолетах, в которых есть два члена экипажа. А разница, конечно, в управлении есть. В целом каждая модель, даже если взять наши российские истребители, в принципе отличается друг от друга. Но, повторюсь, я убежден, что очень многое зависит от подготовки летного состава.

— А космонавтом у вас не было желания стать?

— Ну, скажу честно и откровенно, поскольку я вырос в Болшево, а жили мы недалеко от Звездного городка, конечно же, у меня в детстве были мысли и мечты о том, чтобы стать космонавтом.

Но в первую очередь в космонавты берут людей из летчиков, и поэтому у меня было огромное желание стать именно летчиком-истребителем, летчиком-испытателем. Думаю, что у меня это все же получилось (улыбается).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Венер Мухаметгареев, заслуженный летчик-испытатель:

— Марат Алыков в первую очередь надежный человек, на него можно положиться в любом вопросе. Он не подведет даже в самой сложной обстановке. О том, какой он летчик, говорят его заслуги в области летных испытаний, длинный список сложных, а также опасных экспериментов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.