Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Есть только «МиГ», за него и держись: как проходили испытания боевой техники

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Есть только «МиГ», за него и держись: как проходили испытания боевой техники
Венер Мухаметгареев (слева) с товарищем во время службы в Афганистане. Фото конца 1980-х / Фото: Личный архив Венера Мухаметгареева

Ровно 15 лет назад в торжественной обстановке в Московском Кремле была вручена награда Герой России летчику-испытателю, майору запаса Венеру Мухаметгарееву. Довольно редко испытателям присваивают это звание за совершение какого-то одного подвига — чаще это целая серия работ, связанных с риском для жизни и выходом из критических ситуаций. «Вечерняя Москва» пообщалась с героем.

— Венер Мансурович, расскажите, за что именно вы получили «Золотую Звезду» Героя?

— Работа летчика-испытателя очень часто связана с риском для жизни. При проектировании и создании нового аппарата невозможно рассчитать и предусмотреть все и сразу, сделать его надежным и безопасным. Именно для этого и проводятся летные испытания.

А также для того, чтобы проверить его характеристики, насколько они соответствуют тому, что закладывал в них конструктор. Иногда, чтобы определить ту грань, за которую нельзя заходить для безопасной эксплуатации самолета или вертолета, испытателю приходится заглянуть дальше и оценить «запас прочности». Поэтому испытатели нередко сталкиваются с нештатными ситуациями: отказами техники, необычным поведением аппарата, попаданием в малоизученные режимы полета, которые порой приводят к катастрофам. Были такие случаи и в моей работе — отказы в системах, неисправности двигателя, пожар в воздухе.

— Вы испытатель вертолетов «Ми» и «Ка». Расскажите, что это такое, не выдавая военных тайн.

— Испытание — это прежде всего интересная работа, возможность участвовать в создании летательных аппаратов. Наука и технологии не стоят на месте, появляются новые материалы, совершенствуются системы управления, внедряется искусственный интеллект. Все это дает толчок в развитии наукоемких отраслей.

В нашей стране две великие школы вертолетостроения, которые добились всемирного признания. Сегодня везде в мире летают вертолеты «Ми» и «Ка». Наличие двух КБ, двух подходов вносит элемент здоровой конкуренции. Это позволяет каждому из заказчиков, будь то Минобороны, Военно-морской флот, МЧС или компании по всему миру, выбрать подходящий для своих задач вертолет.

— Вы родились в Уфе. Откуда у простого уфимского парня мечта о небе?

— Республика Башкортостан тесно связана с авиацией. В Уфе один из старейших аэроклубов нашей страны имени дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.

Мы мальчишками часто бегали на высокий берег реки Белой, откуда были хорошо видны полеты самолетов аэроклуба и купола парашютов. Уфимский государственный авиационный технический университет уже более 90 лет готовит кадры для авиаотрасли. В Уфе находится крупнейшее моторостроительное предприятие, производящее двигатели для самолетов. В городе Кумертау уже много лет выпускают вертолеты «Ка».

— Как военный летчик дайте свою оценку спецоперации. С кем воюем, за что воюем и на какой срок это?

— Мне кажется, уже в сем давно понятно, что это не противостояние с соседним государством, с которым мы совсем недавно были одним целым. Это война с Западом, с агрессивным блоком НАТО, который поставил перед собой цель расчленить СССР, а потом и Россию, чтобы завладеть ее ресурсами, и, нужно признать, отчасти ему это удалось сделать. Это война за целостность и независимость РФ, и ведется она на территории бывшего Союза. Не берусь предсказать сроки, это будет зависеть от многих факторов, но думаю, что мы еще не перешагнули через его экватор.

— Что положительного дала нам СВО?

— Спецоперация раскрыла истинные цели Запада во главе с США. Запустила процесс изменения модели мироустройства к более справедливой многополярной модели, в которой будут учитываться интересы разных стран и народов. СВО обнажила массу проблем в структуре нашей экономики, способствовала началу ее переустройства.

Позволила очиститься от псевдопатриотов во власти, в искусстве и других сферах, которые не связывали свое благосостояние с благополучием России. Эти изменения придают силы настоящим патриотам, для которых Родина — не пустой звук.

— Про вас говорят — человек, который «поставил на крыло «Черную акулу». Что это значит?

— В создании и становлении легендарного вертолета «Черная акула» принимали участие большое количество специалистов. Каждый из них внес свой вклад в рождение боевого вертолета. От эскиза до серии машина прошла долгий путь, но благодаря труду ОКБ и специалистов смежных организаций получился надежный боевой вертолет с уникальными характеристиками. Я благодарен судьбе, что мне довелось внести свой скромный вклад в это.

— Поднимем неприятную тему. Предатель перегнал с курского аэродрома вертолет Украине. Чем это чревато по военной информации о ВС РФ?

— Тема действительно неприятная. Предательство в рядах нашей армии — вещь редкая и мерзкая. Оправдать действия угонщика невозможно. Самое страшное то, что от его действий погибли другие члены экипажа, которые остались верны долгу и присяге. С точки зрения передачи секретов угон вертолета не имеет серьезного значения. После угона перехватчика «МиГ»-25 капитаном Беленко в 1976 году система опознавания стала более защищенной, и коды меняются постоянно.

— Расскажите о семье. Чем занимается ваша жена, пошли ли дети по стопам отца?

— Жена — моя опора и поддержка во всех делах. Мы вместе с Люцией уже более 36 лет. Сыновья Марат и Артур выбрали другие профессии. Самое главное, что занимаются делом, которое им нравится. Мы стараемся чаще встречаться, вместе проводить время.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марат Алыков, летчик-испытатель, герой РФ:

— Венер Мухаметгареев — одним из уникальных действующих летчиков-испытателей. Благодаря боевому опыту, полученному в Афганистане, опыту, приобретенному за годы испытательной работы, он в совершенстве выполняет любой объем летных испытаний с максимально высоким качеством. Как следствие, его работа отмечена высокими государственными наградами: «Золотой Звездой» Героя РФ, званием заслуженного летчика-испытателя РФ, многими орденами и медалями.

ДОСЬЕ

Венер Мухаметгареев родился 22 декабря 1961 года в Уфе. В 1983 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

В 1986–1987 годах в составе Ограниченного контингента советских войск принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан. В 1988 году поступил в Школу летчиков-испытателей имени А. В. Федотова, после окончания которой был распределен в Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова, где продолжает работать летчиком-испытателем.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.