Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

«Придумать миру содержание»: художник Александр Пономарев — о стихиях — морской и творческой

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Придумать миру содержание»: художник Александр Пономарев — о стихиях — морской и творческой
Художник Александр Пономарев на открытии своей выставки «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее / Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

В Третьяковской галерее открылась выставка крупнейшего современного художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Он делает самые масштабные инсталляции в мире, причем в таких местах, куда другие художники едва ли доберутся: в пустыне Сахара, Антарктиде, Авачинской губе на побережье Тихого океана. Его арт-объекты не просто художественные, но и инженерные конструкции, местами отсылающие к Татлину, а местами к да Винчи.

Александр Пономарев — пример той самой «мягкой силы», которая заставляет мир склониться перед художественным гением российского творца. Его не «запретили», даже в самый разгар нашего противостояния с Западом. Возможно, потому что большая часть его работ связана со стихией, у которой нет политических границ — мировым океаном. Девять лет прослужив на флоте в качестве офицера плавсостава и командира торпедного отсека подводной лодки, он полностью посвятил себя искусству.

Сегодня его работы находятся в коллекциях Министерства культуры РФ, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Музея современного искусства имени Жоржа Помпиду, Национального музея Сингапура и множестве частных коллекций по всему миру. Как и в какой момент морской офицер изменил курс, став адмиралом современного искусства, он рассказал в интервью «Вечерней Москве».

— Александр, вы же окончили Высшее инженерно-морское училище в Одессе, всю юность провели на флоте. Как произошла трансформация из моряка в художника?

— Я всегда очень любил рисовать. А в Советском Союзе начальное образование, как художественное, так и музыкальное, было очень доступным. Я ходил в художественную и музыкальную школы, две спортивные секции. И образование было очень хорошим. Так, мне сильно запомнились пленэры. У нас был чудесный преподаватель, который до сих пор работает.

Он — неутомимый романтик, хотя ему уже давно за 80. Мы ездили за город, жили в палатках, пели песни. А рисование стало моим способом взаимодействия с миром. Кроме рисования, я занимался еще и плаванием, потому что с детских лет был одержим морем. Мой дедушка был моряком, бабушка жила в Одессе, то есть море все время было рядом. Я любил море и мечтал о путешествиях. Но в Советском Союзе границы были закрыты, и только профессия летчика или моряка позволяла быть на связи с миром.

Поэтому я и поступил в инженерно-морское училище. Молодость свою провел на плавсоставах, на разных кораблях в скитаниях, путешествиях. При этом рисовать никогда не прекращал, даже резьбой на пароходах занимался.

Много моих путевых зарисовок потом превратилось в офорты. Песни там писал, стихи. Я довольно долго работал на банановозах, побывал в Латинской Америке, Европе, Австралии.

Я проводил свою молодость так, как ее провели Гоген, Татлин, Римский-Корсаков… А потом океан выбросил меня на берег…

Принцип финикийцев

— Как это случилось?

— Если говорить поэтическим языком, то я вылетел на тот свет, причем сначала и не понял, что произошло. Оказалось, что я смертельно болен. Мне пришлось пережить несколько лет операций и облучений, после чего Бог дал мне еще немного пожить.

Это было непростым временем для меня. Еще вчера я был крутым парнем, жившим жизнью мечты, а сегодня моя жизнь — это химии и облучения… Это экзистенциальное, пограничное состояние, в котором и рождается понимание того, что нужно делать. У меня такое было несколько раз: когда я провалился под лед в детстве, возвращаясь из судомодельного кружка, и когда я тонул на плавсоставе.

Там, в больнице я снова начал рисовать — перерисовал всех своих соседей по палате. Мне дали инвалидность, поэтому с мыслью о возвращении на плавсоставы пришлось проститься.

И вроде я головой моряк, а плавать уже не могу… Стал думать, что делать. Начал учить английский. Потом поступил в аспирантуру в институт «Союзморниипроект» на метро «Аэропорт».

Сейчас это называется «логистика», а тогда называлось «транспортно-технологические системы». Мы начинали разрабатывать системы для автоматизации перевозки грузов. И моя способность мыслить, как математически, так и визуально, сильно пригодилась. Тот период был очень важен для меня, поскольку я был разболтан, а там встретился с великими людьми, такими как, например, философ Георгий Петрович Щедровицкий. Они помогли мне выявить и ликвидировать пробелы в каком-то философском взгляде, проанализировать тот мир, куда я попал. Я собрался и понял, что, для того чтобы остаться в этой форме, надо стать художником.

Я вышел на свободный простор и никогда больше нигде не работал. Я живу по принципу, который провозгласили финикийские мореплаватели: «человек должен треть жизни учиться, треть жизни плавать по морям, а треть жизни заниматься искусством».

«Придумать миру содержание»: художник Александр Пономарев — о стихиях — морской и творческой Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

— А как вы вошли в мир большого искусства?

— После больницы я стал работать в издательствах, связанных с флотом. Там мои знания корабельного дела очень пригодились. Я делал открытки, буклеты, иллюстрировал книжки.

Потом познакомился с художниками-графиками и попал на «Челюскинскую дачу»*. Там завел много друзей, в том числе с Федором Конюховым я познакомился именно в то время. Мы сразу обнаружили родство душ: и он мореход, и я. Постепенно я начал заниматься офортом, литографией. Ну и параллельно подтягивал художественное образование. Учиться я умел и любил. Приходили хорошие люди, приносили хорошие книги, я рисовал. Образовался круг, я стал участвовать в выставках. Так я в этот мир и вошел. А потом наступили 90-е годы, такое кипящее время…

— И границы открылись...

— Да, и все это помогло появиться пассионарным ребятам, которые, видимо, тогда были нужны. Среди художников было много математиков, инженеров, таких как мой покойный друг — математик и архитектор Александр Константинов...

— Универсальные специалисты…

— Да! В советское время считалось, что человек должен выбрать себе направление и развиваться в нем. А им нравилось сразу все! Это люди другого качества. В эпоху русского авангарда происходило то же самое. Татлин был моряком! Он хорошо разбирался не только в устройстве судна, но и в том, как работают конструкции.

Главный по снегу

— В своих работах вы сами продумываете всю инженерию или технические команды помогают?

— Мое инженерное образование, без сомнения, позволяет мне смотреть на вещи техническими глазами. Но есть задачи, которые в одиночку не решить. Так, для того чтобы установить на крыше 8-го этажа в австрийском Линце 70-метровую башню и к ней прицепить многотонный корабль, одних моих инженерных знаний и даже зданий моих соратников — инженеров, с которыми я много работаю, — будет недостаточно.

Над нашей инсталляцией «Летучий корабль»** несколько групп работали. Сначала мы придумывали, потом группа технологов реализовывала, потом подключились специалисты по работе с лицензиями, затем инженеры, занимающиеся архитектурой… Чтобы поставить такую конструкцию, нужно огромное количество согласований.

А некоторые вещи, вроде раскрашенной подводной лодки, всплывшей в фонтане парижского сада Тюильри, мы полностью сделали сами. Сегодня на местах уже, как правило, присутствуют команды, которые все реализовывают.

В этом плане очень хорошо в Японии, где я в последнее время много работаю: там вообще идеальные условия для художника.

— Почему?

— В Японии существует пространство, воспринимающее инсталляции в городском и природном ландшафте как важную часть культурной жизни. Там разработаны технологии реализации инсталляций, их сохранения и воспроизводства.

— А японцы сами заказывают вам проекты под определенные концепции или вы им предлагаете идеи?

— Обычно происходит так: тебя приглашают, и ты предлагаешь идеи. Потом заказчики выбивают бюджет под это. Мне часто говорят, что у меня бюджеты космические. Ну у меня сложное все.

Я такой дурачок, что не могу просто делать. Помню, как работал над проектом для китайцев. Разработал красивую конструкцию, работающую на ветру среди банановых зарослей.

Вращающиеся стеклянные бананы приводит в движение ветровая мельница, напоминающая парус. Мы нарисовали, и началась пандемия. Пришлось всю работу курировать через интернет.

— Ничего себе! А я слышала, что вы так скрупулезно относитесь к мелочам, поэтому не ожидала, что можете полностью делегировать проект…

— Это зависит от ситуации. Вот в Японии, например, никто и никогда в твой проект не внесет никаких доработок. Даже если на воплощение идеи у них не будет хватать денег, японцы будут ходить и просить: «Пономарев-сан, а может, придумаем что-то?» Они будут экономить, искать средства, но каким я стакан нарисовал, таким он и будет. В нашей стране ситуация другая.

— Вы о проекте «Ледяной пещеры» в Зарядье?

— Концепция парка в Зарядье со всеми природными зонами очень интересная. И она хорошо воплощалась в жизнь, пока дело не дошло до северного полюса. Там-то все и застопорилось: ни в какую не получался снег — любой проект превращался в каток!

А я в это время готовил биеннале в Антарктиде, побывав там уже несколько раз. И кто-то посоветовал меня архитекторам как «специалиста по снегам». Мы вместе с моим другом архитектором Алексеем Козырем сработали, как спасательная команда, и нашли технологию, которая легла в основу конструкции, хотя приключений было много… Но благодаря помощи московского Департамента строительства нам удалось сделать проект очень быстро. Но сейчас я расстраиваюсь, когда туда хожу, потому что «Ледяная пещера» — это все-таки авторская инсталляция, там даже имена наши указаны.

А в ней то медведя хотят поставить, то пингвина… Нет, я ничего не имею против пингвинов! Они мои друзья, как и медведи, и киты. Но мне, как художнику, важно сохранить пластическую структуру. На этом фоне интересно, что открытие моей выставки в Третьяковке мы хотели сопроводить морской музыкой — от Утесова до группы «Любэ». И мне отказали. Сказали, что Третьяковка должна заключать авторский договор с автором или его потомками. То есть нужно с группой «Любе» подписать договор, а с Утесовым нельзя, потому что еще 50 лет со дня его смерти не прошло. Моцарта вот можно... Я сам был удивлен. Но почему в музыкальной сфере авторское право чтут, а в области архитектуры и изобразительного искусства к нему относятся так легкомысленно?

«Придумать миру содержание»: художник Александр Пономарев — о стихиях — морской и творческой Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

Без берегов

За историю «Косты Конкордии»***, утонувшей из-за бегства капитана, вы взялись после того, как и сами чуть не утонули?

— Я стал работать над проектом после того, как снова попал больницу с тем же диагнозом. Мой друг, выдающийся швейцарский хирург и мой коллекционер, резал меня со страшной силой! Я готовился к худшему, но Бог опять меня помиловал, хоть это и казалось фантастикой. Я понял, что мне дали время, чтобы осуществить что-то масштабное. Так что «тонул» я перед «Конкордией» в метафорическом смысле. А в буквальном — такие аварии часто случались. Например, в проливе Скагеррак мы попали в страшнейший шторм. А Скагеррак такой интересный пролив — там дует как в трубе! И в один момент нас так дернуло, что разбились иллюминаторы, а сам пароход накренился. Мы стали готовить шлюпки на выход.

А в Карибском море мы спасали венесуэльское судно, потерявшее управление: спустились на шлюпках, подошли к кораблю и запустили двигатель. Потом отбуксировали состав в колумбийский порт Барранкилья.

Для нашего морского воспитания поступок капитана, бросившего людей, просто невозможен! В «Титанике», например, капитан пошел ко дну с экипажем.

Я читал в интернете показания офицера береговой охраны, который кричал капитану «Косты Конкордии»: «Вернись на борт, м…к!» И мой знак в пустыне был адресован всем капитанам, побросавшим свои корабли. А итальянцы с волнением уточняли: «Вы же не про итальянцев?»

— Вы без преувеличения художник «без берегов»****. Как на вашей жизни и работе отразилось закрытие границ в связи с санкциями?

— Когда массивное судно делает реверс в океане, то оно очень тяжело останавливается. У него большой тормозной путь. Так и у меня. Мое взаимодействие, мои связи и дружба все еще работают. В следующем году в Арктике я собираюсь сделать важный фестиваль, куда буду приглашать художников как из России, так и из других стран. Культура границ не имеет. Переезжать я никуда, конечно, не собираюсь. Мой дом в Москве. А путешествовать… Я уже научился путешествовать в идеальных пространствах.

Для художника необязательно передвигать свое тело. У меня есть друзья, которые не выходят из мастерской. И от этого их работы не становятся хуже.

— Есть ли у вас правила жизни, которыми вы могли бы поделиться?

— Во-первых, надо не переставать удивляться этому миру. Ты стал человеком, когда перешел с четырех конечностей на две и посмотрел на звезду. Всегда есть какой-то больший мир, чем тот, в котором ты находишься.

Во-вторых, нужно понимать, что все мы люди и все мы имеем право. Надо любить людей, искать поэзию в них: ритмы, частоту, визуальные связи. Тогда жизнь всегда будет интересной и витальной. В-третьих, надо путешествовать. Наша душа — путешественница.

А для художников важнейшее правило одно: иди к себе. Учись, образовывайся, но помни о том, что правда всегда в тебе! Ведь у художников есть важная миссия: они формируют символическое содержание мира.

Если бы в свое время художники с писателями не придумали «лондонские туманы», то их бы и не существовало. А если бы Толстой, великий художник, не создал бы «Войну и мир», то мы смотрели бы на войну 1812 года совсем другими глазами.

* Дом творчества художников «Челюскинская дача» — творческая база Союза художников, один из самых значительных центров развития советского графического искусства на территории СССР.

** The Flying Ship, 2018 — 2,5-тонная конструкция из стали, изображающая плывущий по небу парусник. Арт-объект расположен в «Культурном квартале Верхней Австрии».

*** Costa Concordia — инсталляция в пустыне Сахара, воспроизводящая остов круизного лайнера, затонувшего у берегов Италии в 2012 году. У подножия корабля-миража из огромных букв был сложен призыв: Vada a Bordo Cazzo! («Вернись на борт, м...к!»).

**** «Без берегов» — ретроспектива, приуроченная к 65-летию художника, открывшаяся в Музее Москвы в 2022 году.

ДОСЬЕ

Александр Пономарев — членкорреспондент Российской академии художеств, офицер ордена Искусств и литературы Франции, автор более сотни художественных проектов по всему миру. Пономарев — автор и организатор первой биеннале современного искусства в Антарктиде, участник Всемирной выставки в Лиссабоне, представитель России на 52-й Венецианской биеннале современного искусства. Расписанные им подводные арт-лодки всплывали в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а инсталляции стояли рядом с египетскими пирамидами. Работы Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в парижских Лувре и Центре Жоржа Помпиду, Национальном музее Сингапура и на других знаменитых площадках.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.