В столичном образовательном учреждении научат навыкам альтернативной коммуникации
С 2011 года в Москве реализуется комплекс мероприятий по обеспечению доступной среды для каждого жителя столицы. Развиваются инклюзивные проекты в социальной, культурной, образовательной сферах, транспортной и уличной инфраструктуры. Обучение сотрудников различных столичных компаний и служб — важная часть инклюзивного вектора развития Москвы. Изучение инклюзивных технологий общения необходимо представителям учреждений системы социальной защиты, коммерческого сектора, волонтерам. Для жителей города — это возможность получить знания, которые позволят в ситуации общения с человеком с ограниченными возможностями здоровья, соседом, попутчиком, посетителем магазина, не растеряться и доброжелательно с ним взаимодействовать. В преддверии Международного дня инвалидов рассказываем о правилах общения с людьми с ограничениями здоровья, и где москвичи могут этому научиться.
— Знание норм общения с людьми с инвалидностью позволяет в бытовых ситуациях коммуницировать на равных, не смущая собеседника. Правила общения дают представление, как говорить, можно ли жестикулировать, куда должен быть направлен взгляд, как правильно организовать пространство для комфортного общения, — говорит руководитель Центра компетенций по развитию и обучению специалистов поддержки семьи и детства Юлия Ковалева.
По словам эксперта, чтобы обеспечить москвичам качество услуг высокого уровня, специалисты учреждений социальной защиты и представители бизнес-индустрии проходят обучение в столичном Институте дополнительного профессионального образования. Комплекс образовательных программ по реабилитации и социальной интеграции, ранней помощи, адаптивной физкультуре и международной классификации функционирования реализуется на базе Центра компетенций по развитию и обучению специалистов поддержки семьи и детства. Сотрудники столичной системы соцзащиты отмечают, что повышение квалификации и обучение необходимым навыкам работы с людьми с инвалидностью делает их работу эффективнее, а жизнь подопечных проще и комфортнее.
— Владение навыками альтернативной коммуникации — один из важнейших инструментов в работе специалистов нашего особого семейного центра. Чтобы помочь ребенку с особенностями развития, мы должны научить его выражать свои желания и потребности тем способом, который ему доступен: слова, жесты, визуальные помощники и другие традиционные и современные методы. Преподаватели Института дополнительного профессионального образования предлагают нам новые способы общения с особыми детьми, новую подачу и прочтение уже существующих методик, позволяющих специалистам работать еще более продуктивно, — рассказывает директор Центра содействия семейному воспитанию им. Г.И. Россолимо Елена Возжаева.
Соблюдаем правила
Эксперты Института дополнительного профессионального образования рассказали об основных правилах общения с людьми с инвалидностью. Главное правило, которого следует придерживаться, — вежливость и равноправное отношение.
Правила кажутся очевидными, но, чтобы не растеряться во время общения и ненароком не обидеть собеседника, помните:
- обращаться следует непосредственно к собеседнику, а не к его сопровождающему, так вы продемонстрируйте уважение;
- если человек передвигается на кресле-коляске, не следует ее касаться, так как многие люди воспринимают этот жест как вторжение в личное пространство;
- чтобы слабовидящий человек чувствовал себя комфортнее в вашем обществе, проговаривайте все свои действия, описывайте окружающую обстановку;
- разговаривайте со слабослышащим человеком в хорошо освещенном пространстве, это облегчит восприятие жестового языка или мимики;
- тактично предлагайте помощь, убедитесь, что собеседник действительно в ней нуждается;
- не стоит в разговоре подчеркивать «особый» статус собеседника.
Искренний и открытый разговор
Осенью этого года в Институте дополнительного профессионального образования впервые состоялась программа повышения квалификации для сотрудников крупной торговой сети. В программе приняли участие слушатели из разных регионов России, от Новосибирска до Москвы. На занятиях преподаватели рассказали о правилах инклюзивного взаимодействия с клиентами: как соблюдать личные границы, выстраивать общение со слабовидящими, слабослышащими и маломобильными людьми.
— Сделали программу интерактивной, чтобы участники могли открыто пообщаться с людьми с инвалидностью, задать вопросы и услышать важную информацию из первых уст, — комментирует доцент ИДПО Снежана Танцюра.
Чтобы максимально приблизить образовательную обстановку к реальности, на практические занятия были приглашены спикеры с ограниченными возможностями здоровья, которые рассказали, с какими трудностями сталкиваются в общественных пространствах, какая помощь им может потребоваться, а также продемонстрировали как справляются самостоятельно.
— Иногда сотрудники магазинов слишком усердно моют полы и оставляют их мокрыми. Я передвигаюсь с помощью трости, на влажной поверхности можно легко поскользнуться. Было бы здорово, если сотрудники магазинов чаще использовали специальные таблички «Осторожно, скользкий пол». Это поможет не только людям с инвалидностью, но и пожилым жителям нашего города, — делится сотрудник подразделения «Раменки» Комплексного реабилитационно-образовательного центра Марина Якимова.
Сергей Исаханян и Марина Якимова — сотрудники подразделения «Раменки» Комплексного реабилитационно-образовательного центра рассказали о жизни людей с тяжелыми заболеваниями нервной системы, когда затруднено поддержание вертикальной позы и ходьбы, ограничены или отсутствуют движения.
Сергей Исаханян поделился, что иногда окружающие не понимают, о чем он просит, но выход нашелся.
— Если люди не понимают мою речь, сам им помогаю: пишу фразы на планшете или стараюсь объяснить другими словами, — делится приглашенный эксперт.
Татьяна Внукевич–Багдасарьян страдает генетическим заболеванием, Синдромом Ушера. Она отметила, что иногда ей трудно сориентироваться в большом торговом зале, найти необходимые продукты, взвесить товар на весах. Но спикер отмечает доброжелательность окружающих людей в маркетах, готовность и желание помочь.
— Чтобы создать доступную среду для горожан, нужно начинать с развития кадрового потенциала, - уверена руководитель подразделения «Раменки» Комплексного реабилитационно-образовательного центра Виктория Сатари. — Бывает, люди с инвалидностью не хотят демонстрировать, что у них возникли трудности, решают их самостоятельно. Не стесняйтесь самостоятельно предложить помощь, и, что важно, переспрашивать, если что-то в речи собеседника вам кажется непонятным, — рекомендует эксперт.
С этим предложением согласна Жанна Бакулина, старший преподаватель Института дополнительного профессионального образования. Она отметила, что в общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья сотрудник магазина или представитель социальной защиты должен уделить особое внимание деталям, это касается внешнего вида и манеры общения. Например, деловой стиль в одежде, парфюм с нейтральным ароматом, отсутствие яркого макияжа. И, конечно, корректное, доброжелательное общение.
Образовательные материалы для москвичей
Полезная информация о взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями здоровья доступна не только для специалистов, но и для москвичей. В преддверии Международного дня Инвалида специалисты ИДПО опубликовали полезную тематическую информацию на сайте института.
Институт дополнительного профобразования реализует образовательные программы и оказывает консалтинговые услуги для организаций, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы. Полный перечень программ — на сайте института. По всем вопросам можно написать на электронную почту: ipk@mos.ru.