Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Моя команда — папуасы: Миклухо-Маклай о путешествиях на край света

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Моя команда — папуасы: Миклухо-Маклай о путешествиях на край света
Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Ровно 5 лет назад в Порт-Морсби, столице Папуа — Новой Гвинеи был открыт Русский центр. До этого времени Россия в океанийском государстве ассоциировалась исключительно с Николаем Миклухо-Маклаем. Он приплыл на остров 150 лет назад, вернулся и рассказал всему миру о том, что все национальности равны. Сегодня дело великого гуманиста продолжает его двоюродный праправнук и полный тезка — Николай Николаевич Миклухо-Маклай младший.

С Николаем Николаевичем мы встретились на международной выставке-форуме «Россия», которая в эти дни проходит на ВДНХ. Там он рассказывал о своих путешествиях в Папуа — Новую Гвинею огромному количеству слушателей из всех регионов нашей страны. Сегодня он является главным исследователем и этого экзотического уголка планеты. Почему в 40 лет он ушел из бизнеса, для того чтобы продолжить дело великого предка, он поделился с нами.

— Николай Николаевич, в сети говорят, что в советское время был создан беллетризированный вариант биографии Миклухо-Маклая, в котором многие факты были скрыты. Так ли это?

— Для меня стало открытием, что что-то могло скрываться… Наверное, потому, что биографию Миклухо-Маклая я прекрасно знал из дневников, опубликованных книг и истории, передававшейся в семье. Поэтому для меня не было какой-то «секретной» информации. Но официальная биография действительно характеризовала личность Маклая исключительно с позитивной стороны. Но это потому, что в СССР исследователь был действительно личностью огромного масштаба. Ведь он на примере папуасов Новой Гвинеи показал, что все расы равны. Для нашей необъятной страны, где и сейчас зарегистрировано 192 национальности, его исследования остаются важными и актуальными. Он доказал, как равноуважительное отношение ко всем национальностям позволяет налаживать хорошие дружественные контакты. Конечно, о нем было создано много мифов как на острове, так и в СССР.

Папуасы, к примеру, считали Маклая человеком с Луны из-за его белой кожи. Они были уверены, что он обладает магическими способностями, потому что Маклай не боялся оружия и никогда не брал его с собой. Однажды он показал аборигенам эффектный фокус: налил в блюдечко немного спирта, который папуасы приняли за воду, и поджег его. Островитяне бросились к нему: «Не поджигай море!» А в Советском Союзе мифы были другими. Например, говорили, что у Миклухо-Маклая было огромное количество жен, включая папуасок.

Он, мол, породнился с папуасами, поэтому хорошо о них знал. А младенцев назвали Маклаями только потому, что это были его дети. Мне обещали, что когда я приеду в Папуа — Новую Гвинею, то увижу много своих родственников. И этот миф мне удалось развеять. Ведь если бы Миклухо-Маклай с кем-то и породнился на острове, то это обязательно сохранили бы в истории. Местные мечтали об этом: силу, которой обладал Маклай, моментально получило бы то племя, которое породнилось бы с ним! Но это был ученый, сумевший описать жизнь аборигенов со стороны, несмотря на то что он в какой-то мере был ее частью. Он проживал там в течение 30 месяцев суммарно за три его экспедиции.

Старейшина племени

— Вам встретить родственников так и не удалось?

— К сожалению, нет, хоть и детей там действительно до сих пор называют Маклаями. Зато мне удалось провести очень хорошую исследовательскую работу. Фактически наши экспедиции возродили цепочку исследований, начатую Миклухо-Маклаем и продолженную советскими исследователями. Мы провели уже четыре экспедиции, две из которых состоялись в 2023 году. Одна из экспедиций была одиночной: я проводил исследования самостоятельно и сделал это достаточно эффективно.

— То есть в последнюю экспедицию вы ездили совсем без команды?

— Да. Моя команда теперь — папуасы! Дело в том, что я там уже старейшина, «тамо бора» — большой человек. Мой двоюродный прапрадед, Миклухо-Маклай, был там в свое время «тамо бора-бора» — очень большим человеком. Конечно, меня взяли в старейшины благодаря заслугам моего прапрадеда, но я теперь тоже часть клана и должен заботиться о них. Поэтому я, к примеру, всегда приезжаю с подарками и свиньей, которую они потом готовят.

В свой последний приезд я организовал группу папуасов, с которой мы провели исследования 10 деревень на предмет количества людей, состава семьи, рода деятельности. Конечно, мне бы не удалось это сделать без помощи и поддержки местных жителей. В этом же году, в августе, я посетил другое место. Это озеро Кутубу, где есть наскальные захоронения черепов. Дело в том, что раньше жители этого региона считали, что хоронить в землю достаточно страшно: там различные свои духи, поэтому они делали наскальные захоронения.

Не так уж много и съели

Ваш прапрадед описывал такую традицию местных жителей, как каннибализм. Она сохранилась в Папуа — Новой Гвинее в том или ином виде?

— Действительно, раньше, в дохристианский период Папуа — Новой Гвинеи, каннибализм на острове практиковался. Во многом он был связан не с гастрономией, а с поверьем, что, если съесть погибшего воина, можно забрать его силу и сохранить память о нем, это в некоторых племенах являлось традицией.

Но то, что является традицией, — не является отклонением. Да и, кроме того, этот факт сильно популяризован: не так уж много они съели, как говорили. Впрочем, сейчас эта традиция ушла в прошлое, каннибализма на острове нет ни в каком виде. Это христианская страна. На распространение христианства повлияли миссионеры со всего мира. Особенно много было в свое время миссионеров из Германии. Я был в очень разных местах в Папуа — Новой Гвинее и никаких людоедов не встретил — только дружелюбных людей, очень похожих на нас.

А чем они похожи на нас?

— Своей искренностью и гостеприимством. Правда, радуются гостям они только в том случае, если знают намерения и цели этих гостей. То есть просто так они не улыбаются. Как и мы.

— А как папуасы поверили в искренность вашего визита и в то, что вы родственник того самого Миклухо-Маклая?

— Хороший вопрос! Дело в том, что папуасы однажды уже пострадали из-за своей доверчивости. Отто Финш, который помог Германии колонизировать Берег Маклая (300 км на северо-востоке острова, современная территория провинции Маданг — «Вечерняя Москва) представился как раз другом Маклая! Папуасы ему поверили и разрешили водрузить немецкий флаг, который, как они думали, относится именно к Маклаю. Зная это, я готовил первую экспедицию около трех лет. Мне нужно было найти контакты. Нам кажется, что стоит открыть интернет, как ты там все найдешь, но, поверьте, это неправда! Да и добраться было не так просто: мы на дорогу потратили шесть дней, в том числе потому, что нам блокировали возможность въезда из-за визы. Сейчас Фонд имени Миклухо-Маклая организовал не просто поддержку, а возможность получения визы для поездки в Папуа — Новую Гвинею совместно с миграционной службой ПНГ. Раньше такое было невозможно. Никто не мог мне подсказать, с кем контактировать на берегу. А те исторические записи Миклухо-Маклая и советских ученых, которые были там два раза по три дня, не могли помочь наладить контакты, ведь телефонов в то время не было.

Но мне удалось найти контакт сэра Питера Бартера, который на Берегу Маклая поддерживал память о Миклухо-Маклае: он был знаком с моими австралийскими родственниками. Дело в том, что Миклухо-Маклай был женат на дочери премьер-министра Южного Уэльса. После его смерти супруга Миклухо-Маклая привезла детей в Австралию. Я двоюродный праправнук потому, что первая линия находится в Австралии.

Так вот, Питер Бартер, проживающий в Маданге, задал мне вопросы, на которые мог ответить только член семьи! После этого он передал папуасам, что к ним едет настоящий МиклухоМаклай, носитель фамилии. И когда мы прибыли на берег, то нас встречали 3000 человек! Это был шок для меня! Водрузили российский флаг — откуда они его взяли, я до сих пор не знаю… При этом, несмотря на всю доброжелательность и открытость, вечером папуасы посадили меня в окружении старейшин, собравшихся из разных деревень, и начали интересоваться, зачем я приехал, с какими целями и что будет? Когда я ответил на все эти вопросы, то завязалась работа.

Мы собрали хорошую большую коллекцию. Часть этой коллекции пополнила музеи России, а часть представлена в онлайн-музее им. Н. Н. Миклухо-Маклая, первом музее в мире, собранном и описанном совместно с коренными жителями. Ведь часто коллекции описывают ученые на основании источников, собранных другими учеными. Поэтому они могут неточно передать информацию о бытовании этих вещей. Предметы, которые мы собрали, позволяют проследить, как Россия изучала этот регион и изменения в жизни коренных жителей. Тем более что коллекция Миклухо-Маклая во многом схожа с тем, что собрали мы.

Папуасы и социальные сети

Глобализация как-то повлияла на папуасов?

— Проследить влияние глобализационных процессов на острове было одной из целей экспедиции в 2023 году. Сейчас в Папуа — Новой Гвинее улучшился интернет. И несмотря на то что в некоторых местах он достаточно хороший, 87% населения живет в деревнях и так же, как в дореволюционной России, не имеет доступа к гаджетам. Поэтому даже при наличии интернета большинство не может быть на связи с внешним миром. Но за последние несколько месяцев Папуа — Новую Гвинею посетили французский, китайский и индийский лидеры, а также второе лицо США. Казалось бы, что им там делать? А это одна из самых богатых стран в мире по количеству полезных ископаемых! У Папуа — Новой Гвинеи положительный баланс с Китаем: они продают больше нефти, чем закупают каких-либо других продуктов. Также они продают сжиженный природный газ. Сегодня Папуа — Новая Гвинея находится на пороге, когда прибыль от добычи полезных ископаемых в большей степени будет идти в страну и позволит развивать инфраструктуру. Именно поэтому очень скоро глобализационные процессы будут серьезно влиять на жителей и многое — вроде истории их племен, их семей, их традиций — будет утеряно. Тем ценнее как мои исследования, так и исследования российских ученых, задокументировавших этапы развития страны. Мир меняется, многие уникальные вещи постепенно исчезают. Так, уже некоторые из молодого поколения жителей не знают о том, как приготовить свинью. А ведь свинью готовят по большим праздникам — на Рождество и инициацию мальчиков! Свинья всегда являлась ценным подарком для местных жителей.

Сегодня, правда, бывает, что вместо нее дарят деньги, изменяя традицию. И сама традиция потихонечку начинает забываться. Тем важнее успеть зафиксировать ее до того, как все папуасы переоденутся в одинаковые футболки и кроссовки.

— Местная молодежь в курсе современных трендов в соцсетях и моды?

— Молодежь всегда и везде продвинутая. Безусловно, они смотрят и пытаются узнать что-то новое при помощи тех гаджетов, которые у них есть. К сожалению, многие традиции они начинают забывать. Но в любом случае у них пока сохраняется клановость, необходимость при продвижении в карьере и по жизни иметь везде своих людей. Это нормальная ситуация. Я думаю, что это есть во всех странах, просто, может быть, не так сильно афишируется. В первую очередь мы возьмем на работу знакомого человека. И там точно так же. Только там это считается абсолютно нормальным, а у нас это иногда позиционируется как коррупция.

— А насколько жители вовлечены в жизнь страны?

— Они очень политизированы. Но чтобы реализовать политическую волю, им не надо ездить в город: выборы проходят прямо в деревнях. Это молодое независимое государство, и каждый хочет участвовать и внести свой вклад в развитие страны. При этом у них очень хорошая реакция на запрос общества. К примеру, министр иностранных дел Папуа — Новой Гвинеи ездил на коронацию Карла III. И дочка, сопровождавшая его, потратила деньги на дорогие покупки и показала их в соцсети. Через два дня группа студентов вышла к парламенту и спросила, откуда у нее такие деньги? Через три дня министр был снят со своей должности.

— Коррупция для них — большая проблема?

— Клановые продвижения друзей и знакомых по карьерной лестнице в Папуа — Новой Гвинее считаются абсолютно нормальным явлением. Насчет финансов не знаю, но точно могу сказать, что я, будучи праправнуком Миклухо-Маклая, лично звоню премьер-министру этой страны. Можно ли назвать это коррупцией? Скорее, это связи, которые способствуют межкультурному диалогу наших стран.

Друзья всем

— А как они, будучи членами Содружества наций**, относятся к нашей стране?

— Посольства у нас там сейчас нет, однако дипломатические отношения, установленные в 1976 году, сохранены. Россию в Папуа — Новой Гвинее представляет наш посол в Республике Индонезия Людмила Воробьева. Премьер-министр страны Джеймс Марапе не побоялся потенциального давления со стороны западных стран и провел со мной хорошую встречу на глазах у всех в парламенте. На встрече он заявил, что государство всегда открыто к сотрудничеству с Россией: «Наш девиз — это «Друзья — всем, противники — никому!» Это касается и российского бизнеса.

Если какие-то компании заинтересуются возможностями Папуа — Новой Гвинеи, то наш фонд окажет им полное содействие. Я думаю, что открытие посольства на острове позволит России иметь хороший вес и влияние в крупнейшем океаническом государстве.

— Встречали ли вы кого-то из представителей рэскол-банд, ведущих партизанскую войну с правительством?

— Я сам родом из «бандитского Петербурга». Вот там я банды встречал, а здесь — нет (смеется). Основу рэскол-банд составляет молодежь из кланов, потерявших влияние со стороны старейшин. Молодые люди, демонстрируя свою силу, идут по неправильному пути, пробуя себя в жизни. Но через некоторое время, когда они взрослеют, все это заканчивается…

— Но приходит новая молодежь…

— В бандах традиционных семей не создают, поэтому и молодежи там взяться особенно неоткуда. А в нормальных традиционных семьях молодежь продолжает традиции старейшин. Поэтому гвинейцам важно сохранять клановость и уважение к старшим. Рэскол-места я не посещал: щекотать нервы не хотелось, а разговаривать мне с ними не о чем.

Деньги — не самое важное

— Вы до 40 лет занимались бизнесом, а исследования привлекли вас в сознательном возрасте. Как это произошло?

— Биографию Миклухо-Маклая я знаю с детства. Знаете, мой восьмилетний сын ездит со мной на конференции. И недавно у него брали интервью на радио, спрашивали про папуасов, как они дружили, историю… А он начинает рассказывать, хотя я ему ничего об этом не говорил… Я ему: «Сынок, ты откуда все это знаешь?» А он: «Папа, я вообще слышал это всегда». Так и я. Несмотря на то что до 40 лет я не систематизировал свои знания, я вращался в этих кругах, и это мне было очень интересно. Но в какой-то момент я понял, что никто, кроме меня, не готов из-за трудностей в организации и финансировании организовать экспедиционную деятельность на острове. Я с коллегами и друзьями организовал Фонд имени Миклухо-Маклая, который стал сотрудничать с Академией наук и другими организациями. Мы подключили меценатов, которые вложили личные средства для организации экспедиций, и начали работу.

— То есть с бизнесом пришлось окончательно расстаться?

— Да, но я и не был крупным бизнесменом. Я пробовал себя в разных направлениях — от сельского хозяйства до продаж. Это было в 1990-е годы, когда считалось, что деньги очень важны. Хотя бабушка мне говорила: «Внучок, деньги — это не самое важное, ты в этом убедишься». Я попробовал и убедился.

— А что самое важное?

— В семье Миклухо-Маклаев есть определенные традиции передачи знаний*** не только для роста банковского счета, а для того, чтобы распространить их и донести до молодых поколений. Наши предки чего-то достигали и описывали это не для того, чтобы мы кланялись памятникам, а для того, чтобы мы использовали эти знания во благо развития науки и общества. Я так был воспитан, поэтому вообще не переживаю о том, что бросил бизнес. Ну а что было бросать? Деньги? Ничего страшного. Деньги — это инструмент.

ДОСЬЕ

Николай Миклухо-Маклай родился в Ленинграде в 1973 году. Окончил СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича. Двоюродный праправнук и полный тезка знаменитого этнографа, гуманиста и путешественника Миклухо-Маклая. Общественный деятель, ученый, продюсер и режиссер документальных фильмов, коллекционер материальной культуры Папуа — Новой Гвинеи, организатор международных проектов в странах АСЕАН и Папуа — Новой Гвинее. Организатор и участник первой в новейшей истории России научноисследовательской экспедиции в Папуа — Новую Гвинею 2017 года. Руководитель Центра изучения Южно-Тихоокеанского региона Института востоковедения РАН. Научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН. Основатель Фонда сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.