Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Машину Брежнева нашел в ауле»: подполковник в отставке рассказал об уникальной коллекции милицейских машин

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Машину Брежнева нашел в ауле»: подполковник в отставке рассказал об уникальной коллекции милицейских машин
Ветеран полиции Антон Скиба с одной из машин своей коллекции — «Москвичом-400» 1950 года выпуска / Фото: Андрей Объедков / Вечерняя Москва

В гараже ветерана отдела по борьбе с экономическими преступлениями столичного УВД по Южному административному округу подполковника полиции в отставке Антона Скиба — 20 милицейских машин. Собирать их начал еще его отец. «Вечерняя Москва» узнала подробности из первых уст.

История коллекции началась с увлечения отца Антона Скиба — Василия Викторовича.

— Мой дед работал автослесарем в таксомоторном парке города Алма-Аты в Казахстане (семья переехала в Москву в 1990-е годы. — «ВМ»), поэтому папа часто помогал ему ремонтировать машины, — вспоминает Антон. — А потом по комсомольской путевке он пришел работать в Государственную автомобильную инспекцию, где нужны были сотрудники, хорошо знающие технику.

Василий Скиба попал на работу в МВД практически случайно, но отдал этой службе 35 лет. По роду своей деятельности он бывал во многих аулах и видел, что там сохранилась ретротехника. Например, свой первый старинный автомобиль «Хорьх 930» («Horch 930») мужчина выменял у чабана (пастуха овец. — «ВМ») одного из алма-атинских аулов. Тот перевозил на старом автомобиле мелкий рогатый скот и сено.

— Состояние грузовичка было никакое, и он чуть не разваливался, а у чабана не было денег отремонтировать, — вспоминает Антон. — Поэтому чабан был только рад, когда отец предложил обмен: за старую рухлядь отдал новый холодильник.

А вот уже дома стал искать детали и ремонтировать «Horch 930». С него и началась коллекция ретроавтомобилей.

Антон Скиба вспоминает, что в другом ауле отец во дворе дома случайно увидел полуторку ГАЗ-АА, на которой работали сотрудники НКВД до Великой Отечественной войны. Он сразу пошел к хозяину. Оказалось, что тот служил в НКВД и был шофером на этой полуторке. А когда автомобиль списывал, стало жалко — заикнулся об этом руководству. И чекисту разрешили забрать технику домой. Мужчина теплил надежду его оформить, но в те времена гражданам СССР не разрешали оформлять бывшую служебную технику. Поэтому он поставил ГАЗ-АА под окнами дома, и за несколько десятилетий перед ним выросло дерево.

— Когда хозяину предложили выкупить технику, он также был доволен, так как нужно было освободить двор. Правда, сложность заключалась в том, как забрать авто — мешало дерево. Пришлось его спиливать, — говорит Антон.

В советские времена на многие товары был дефицит, и лучшим сотрудникам выдавали талоны на новые вещи.

— Как-то отец получил новый холодильник, но сразу же поменял его на новую редкую фару от ретроавтомобиля — такие уже не выпускали, поэтому трудно было достать, — продолжает Антон. — Когда мать узнала об этом, был огромный скандал.

Интересна история еще одной находки: в коллекции есть автомобиль ЗИС-110 (назван в честь производителя — Завод имени Сталина), на котором ездил Леонид Ильич Брежнев, когда работал вторым секретарем ЦК Компартии Казахстана в 1954 году. Этот автомобиль потом списали, и каким-то чудом он оказался в хозяйстве чабана в одном из ближайших аулов.

— Отец выяснил, что именно на этом автомобиле ездил будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР, поэтому долго охотился за ним, — продолжает Антон. — Но чабан использовал этот автомобиль в хозяйстве, и условием для сделки был обмен на грузовик.

Василий Скиба тогда стал искать полуторку, вскоре купил ее с рук и обменял на заветный ЗИС-110.

А в свободное от службы время Василий Викторович продолжал поиск и реставрацию старинных автомобилей и мотоциклов и вскоре открыл в Алма-Ате первый на территории СНГ частный музей автомототехники Retro Car.

— Помню, как в 1999 году его посетил известный актер Владимир Толоконников, сыгравший Шарикова в популярном фильме «Собачье сердце», — добавляет Антон.

Когда в 2020 году Василий Скиба умер от последствий коронавируса, сыновья сначала не знали, что делать с коллекцией.

— До прошлого года я был сотрудником МВД, не было времени уделять внимание коллекции. А сейчас, когда сам стал пенсионером, чаще бываю в гараже, — делится Антон. — Но порой верчу какую-нибудь деталь и не пойму, что это. Но у отца осталась очень большая техническая библиотека, которую я начал штудировать и, думаю, освою ее, чтобы продолжать популяризацию старинной техники.

СПРАВКА

Госавтоинспекция создана 3 июля 1936 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о ГАИ. Его основными задачами стали борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Безруков, директор Музея ГИБДД МВД России:

— Я хорошо знал Василия Викторовича Скиба. Сейчас его хобби подхватил сын, также ветеран Министерства внутренних дел России, подполковник полиции в отставке Антон Скиба. Он предоставил в экспозицию нашего музея три автомобиля: ГАЗ-21, ГАЗ-24 1980 года выпуска и «Москвич-400» 1950 года выпуска.

Ценные экземпляры

  • Первые ласточки. В 2006 году Василий Скиба с представителями Центрального аппарата ГИБДД и Федеральной службы охраны на Красной площади провели выставку старинных милицейских автомобилей и мотоциклов, посвященную 70-летию ГИБДД. К выставке были отреставрированы автомобили ГАЗ-21 «Волга» и «Москвич-400», а также мотоциклы «ИЖ» и «Урал». Именно после этого мероприятия многие россияне стали интересоваться ретротехникой, появились энтузиасты в МЧС.
  • И мотоциклы тоже. К 80-летию ГАИ в коллекции Скиба насчитывалось уже 4 мотоцикла и 9 автомобилей специального назначения, в том числе два ГАЗ-21 (желтого и синего цвета), ГАЗ-24, ВАЗ2101, ВАЗ-2103, «Москвич-400», «Мерседес Бенц W116», РАФ-22031 и другие.
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.