«Я сторонник старой школы»: Нонна Гришаева — о любимых ролях, карьере и детях
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ театре РОСТА, возглавляемом актрисой Нонной Гришаевой, прошла премьера спектакля «Бесприданница» режиссера Александра Нестерова. «Вечерняя Москва» поговорила с художественным руководителем о постановке и жизни театра.
— Нонна, премьера прошла с большим успехом. Почему выбор пал именно на «Бесприданницу»?
— В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения писателя Александра Островского. Пьеса, на мой взгляд, — лучшее его произведение. Кстати, я и сама, будучи студенткой первого курса, исполнила главную роль — Ларисы Огудаловой.
— В чем изюминка постановки?
— В том, что она музыкальная. Композитор Александр Бараев и автор слов Вениамин Борисов специально создали оригинальные композиции к спектаклю.
— Каких еще премьер ждать зрителям?
— Следующей премьерой станет дипломная студенческая работа курса «гришаевцев» — «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира в постановке Ирины Пахомовой. Затем будет «Новогодняя компания», и в конце февраля — начале марта мы перенесем еще один студенческий музыкальный спектакль «Голый король» Евгения Шварца в постановке опять же Александра Нестерова. А после «Голого короля» режиссер Валерий Архипов поставит спектакль по книге Яна Экхольма «Фрекен Сталь». Валера создал много спектаклей в Театре оперетты. У нас он работал с Ириной Пахомовой над постановкой «Спящая красавица» в качестве балетмейстера, а во «Фрекен Сталь» выступит еще и как постановщик всех трюков.
— Насколько сложно привлечь юных зрителей в театр, тогда как они «болеют» гаджетами?
— Важно, чтобы постановки были интересными, яркими, музыкальными, чтобы внимание ребенка было сосредоточено на том, что происходит на сцене, а не в айфоне. Театр РОСТА отличается от других тем, что мы себя позиционируем как семейный театр, куда дети могут приходить с родителями, бабушками и дедушками, и никому не будет скучно.
Репертуар рассчитан на разный возраст, и есть очень много музыкальных постановок, даже «Ревизор» музыкальный. Я думаю, что именно в таком формате ребятам легче воспринимать школьную программу.
— Когда вам предложили стать художественным руководителем Театра РОСТА, вы говорили, что волнуетесь, потому что никогда не занимали подобных должностей. Как ощущаете себя сейчас?
— Поначалу приходилось что-то доказывать, объяснять... Я сказала тогда коллективу — вот моя рука, полетели вместе. А сегодня, когда уже все поверили и все поняли, мы летим и нас сложно остановить. Помню, когда я получила возможность возглавить театр, я отказалась от проектов на телевидении. Мне нужно было все свое свободное время посвящать театру. А сейчас, когда мы встали на рабочие рельсы, я могу себе позволить участвовать в других проектах.
— Как удается все совмещать?
— С трудом. Я работаю артисткой в пяти театрах, одним из которых руковожу. И у меня много съемок в кино и на телевидении, и порой не хватает 24 часов в сутках. Бывает, что сплю по два-три часа. Иначе никак. Сейчас снимаюсь в трех проектах. Один из которых — новые «Папины дочки», второй — скетч-шоу для канала «Россия» «История большой страны» — и третий — 12-серийный сериал «Наследство», в котором я снимаюсь с августа для канала ТНТ, где у меня замечательные партнеры — Александр Робак, Алена Бабенко и прекрасные молодые артисты.
— Приходилось ли когда-нибудь отказываться от ролей?
— Да, если они не интересны, если продюсеры хотели использовать какой-то мой удачный образ, либо когда предлагали сняться в постельной сцене.
— У многих артистов есть любимые роли. У вас есть такие?
— Я обожала свою Гелю в «Варшавской мелодии». У спектакля долгая и непростая судьба. Сначала это был мой благотворительный проект в Одесском театре юного зрителя, потом мы поставили «Варшавскую мелодию» в Москве и объездили с ним огромное количество городов и стран. А сейчас у меня самая любимая — роль Людмилы Гурченко в спектакле Театра имени Вахтангова «Люся. Признание в любви», а в кино — роль актрисы в сериале «Непридуманная жизнь».
— Сейчас повсеместно внедряются современные технологии, как вы к ним относитесь?
— Что касается современного кинематографа, на мой взгляд, возникает уникальное время — часто применяются технологии, позволяющие «оживлять» давно ушедших артистов. Это удивительно, но вместе с тем, мне кажется, что на этой волне театр будет более востребован, потому что здесь идет живой обмен энергией.
— На протяжении четырех лет вы преподавали в ГИТИСе. Насколько остались довольны результатом своей деятельности?
— Горжусь своими студентами. Девять из них я взяла в свой театр. Я всегда старалась быть для учеников прежде всего мамой. Приходя на любую репетицию, обязательно первым делом их кормила, а потом уже обучала профессии. Просто хорошо помню голодные 1990-е годы...
— Чем отличаются современные студенты от прежних?
— Тем же, что и наши дети, — своей болезнью к гаджетомании. Прежде всего я следила за тем, чтобы на уроках отсутствовали телефоны. Я все-таки сторонник старой школы. И поскольку я педагог, абсолютно убеждена в том, что ко всему надо подходить профессионально. На ТВ, в театре и в кино должны работать люди подготовленные, обученные и имеющие право нести что-то в массы, потому как это большая ответственность.
— Чем сейчас занимаются ваши дети — Илья и Настя? Хватает времени принимать участие в их жизни?
— Конечно. Они приходят на все наши премьеры. Мнение детей для меня определяющее, потому что Илья и Настя всегда говорят правду. Дочка даже работала в Театре РОСТА художником по костюмам в спектакле «Иван Царевич». А сын сейчас учится в 10-м классе. Он увлекается музыкой, пишет тексты и собирается поступать на продюсерский факультет. Конечно, я стараюсь уделять как можно больше времени семье, любим вместе отдыхать. Это счастье, когда есть возможность куда-то уехать, желательно к морю, чтобы никто не мешал нашему общению.
— Ваш супруг Александр Нестеров служит тоже Театру РОСТА. Бытует мнение, что двум творческим людям жить и трудиться вместе сложно. Судя по всему, это не про вас?
— Точно нет. Нам очень комфортно, потому что работа не заканчивается в стенах театра, а продолжается и дома. По-моему, это здорово. Главное, что есть понимание и взаимопомощь.