Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Не только Змей Горыныч: каких драконов можно встретить в российской истории

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Не только Змей Горыныч: каких драконов можно встретить в российской истории
Фото: Shutterstock

Символ года определяется среди 12 животных китайского зодиакального календаря. 2024 год проходит под знаком дракона. В российской истории сказания об огнедышащих крылатых ящерах уходят корнями в глубокую древность. Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».

Откуда появились драконы в былинах древних славян, ученые спорят по сей день. Но археологами и этнографами собрано немало доказательств, что на Руси в существование драконов верили: в язычестве им поклонялись, как божествам, а с приходом христианства стали олицетворять изрыгающих огонь чудовищ с нечистой силой.

Сиди, Яша, под кустом

Образ дракона встречается в мифах разных стран мира. То ли ящер, то ли змей с тремя и более головами, злобный или мудрый, обладающий сверхъестественными способностями, занимает особое место и в древнеславянских преданиях. Самая невероятная версия, что их прообразом были реально жившие в стародавние времена на русской земле существа, опирается на летописные источники. С точки зрения логики схожесть с рептилиями объясняет, откуда в народном воображении появился этот образ. Но представить, что на территории Древней Руси водились крокодилы, согласитесь, кажется за гранью реальности.

Однако именно это предположение легло в основу теории о древнерусских драконах, выдвинутой еще в советские годы известным археологом, академиком Борисом Рыбаковым. Проведя исследование по истории зарождения и развития язычества славяно-русского этноса, ученый пришел к выводу, что в Древней Руси водились реальные речные ящеры. И наши предки-язычники поклонялись «лютому зверю коркодилу».

— В древнерусском фольклоре действительно есть следы культа существа в образе змея-ящера, похожего на крокодила, — рассказывает кандидат исторических наук Любовь Степанова. — Известны упоминания о владыке подземно-подводного мира, гигантском ящере, которого в разных версиях называли богом-крокодилом Юша, Ясса, Йеша, Яже или Яша.

На мысль, что ящер-крокодил обитал в водоемах западнославянских земель, Рыбакова навели археологические находки предметов с изображением животного, похожего на дракона. Ориентировался ученый и на письменные источники. Но, понятно, что в IV–V веках дохристианской, языческой Руси их не было. А более поздние вызывают сомнения: записи могли додумываться, переписываться и дополняться. Поэтому к каждому слову летописи нужно относиться с большой осторожностью.

Одно из первых письменных источников о змее-ящере относится к XI веку. В «Беседах Григория Богослова об испытании града» описываются языческие обряды и рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему жертву. А в Псковской летописи 1582 года, по мнению Рыбакова, речь идет о нашествии речных ящеров: «Изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша». Ученый считал, что речь идет о новгородской реке Волхов, на берегах которой могло быть святилище «коркодила». И известная старинная считалочка «Сиди-сиди, Яша, под ореховым кустом» корнями уходит в те времена, когда выбирали девушку для языческого жертвоприношения змее-ящеру.

О драконах на Руси упоминали и заморские путешественники. Например, в 1549 году датский дипломат при дворе великого князя московского Василия III, барон Сигизмунд Герберштейн опубликовал «Записки о Московитских делах», в которых так описывает земли средней полосы России: «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много язычников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным жирным телом. Люди с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище». А уже в XIX веке этнограф Павел Якушин во время одной из своих экспедиций по новгородской земле записал рассказ монаха-старца из Юрьева монастыря: «Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте, вот где теперь этот самый скит святой стоит. Кажинную ночь он ходил спать в Ильмень-озеро ».

— Знаете, за рубежом до сих пор о России рассказывают, что у нас медведи по улицам бродят, — говорит младший научный сотрудник лаборатории новгородской археологической экспедиции истфака МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Тянина. — Любое непонятное, пугающее явление со временем обрастает слухами и преувеличениями.

Сейчас трудно объяснить, что привиделось и старцу, и заморскому барону. Но то, что образы фольклорных змеев и драконов важная часть культурного наследия нашего народа, очевидно.

Образ зверя

Археологические раскопки, проведенные в России, то и дело подбрасывают ученым загадки, подтверждая, что наши предки активно использовали образ драконов в декоративном искусстве. По словам доцента кафедры археологии исторического факультета МГУ имени Ломоносова Натальи Ениосовой, начиная с древнейших времен широко употреблялся «звериный» вид орнамента как элемент росписи, резьбы и украшений.

— У новгородских резчиков по кости излюбленным сюжетом на пластинах-накладках для одежды и сумок были изображения «лют зверя» и грозного чудища-дракона — охранителей микромира человека, — рассказывает она. — Эти сюжеты хорошо известны в языческом мифотворчестве древних славян. Драконы всегда изображались со змеевидным туловищем и крыльями.

В обнаруженных археологами женских украшениях XI–XII веков встречаются длинные серебряные цепи сложного плетения, которые носились на шее и спускались ниже пояса. Цепи замыкались двумя головками ящеров, застегнутыми небольшим кольцом. «По месту нахождения ящеров в общем ансамбле костюма они вполне соответствовали представлениям о владыке нижнего мира, — пишет в своей книге «Язычество древней Руси» Борис Рыбаков. — Ящеров здесь два, что заставляет вспомнить легенду о чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал вечернее заходящее под землю солнце, а головой, расположенной на противоположном конце туловища, изрыгал утреннее солнце восхода».

Ссылается в своих изысканиях ученый и на сказание о гусляре Садко. На основе археологических находок новгородских гусель с изображением змеевидного дракона историк делает вывод, что жители новгородских земель поклонялись некоему ящеру, повелителю водной стихии. Именно он, по мнению историка, фигурирует в сказаниях о гусляре Садко: «Вся поэма о Садко построена на магической соотнесенности игры на гуслях и поведения водного божества: три дня гусляр играет на берегу Ильменя, и божество награждает его небывалым уловом рыбы».

А в 1970-х годах на севере Хакасии, около села Июс, было обнаружено большое количество поясных пряжек-оберегов из бронзы с изображением драконов.

Археологи новосибирского Института археологии и этнографии пришли к выводу, что на территории Сибири в первом тысячелетии до нашей эры сложился собственный образ этого огнедышащего чудовища. Ученые уверены: это не подражание китайской культуре, а самобытная символика, которая исполняла роль оберега и должна была защищать от опасности.

Змей Горыныч и другие

Конечно, огнедышащие крылатые ящеры, покрытые чешуей, — это сказки! В русском народном фольклоре всевозможных чудищ, похожих на сложившийся образ дракона, видимо-невидимо. Еще одна странность, объяснить которую ученые пока не могут: что на Востоке, что в Западной Европе и на российских широтах эти существа из древних легенд и мифов по основным признакам похожи друг на друга.

— У «русских драконов» множество имен, с каждым из них связаны различные сказания, которые передавались из поколения в поколение, — рассказывает этнограф и фольклорист Сергей Маркин. — Народное устное творчество веками добавляло в них новые краски и сюжеты. Поэтому многие из них, рассказывающие, казалось бы, об одном и том же, довольно противоречивы. Но тем они интересны и говорят о невероятной фантазии и искусстве сказателей славянских былин.

«Дождь дождит, гром гремит, земля трясется» — это про одного из самых известных персонажей русских сказок, Змее Горыныче. Особенность этого «лютого зверя» — несколько голов.

Здесь фольклористы к единому мнению прийти не могут: одни считают, что их три, другие — что семь. Спорят и о происхождении имени Змея. Почему он «Горыныч»? По одной версии, древние славяне жили на равнине, а горы ассоциировались у них с чужими, невиданными территориями. По другой, в основе имени — особенность змея «гореть», извергать пламя.

— Чудище, как известно, в русских сказках побеждают богатыри, — говорит фольклорист. — Самая известная дошедшая до нас былина о Змее Горыныче связана с Добрыней Никитичем. Этот герой сражается с врагами земли Русской — кочевниками. Вероятно, образ Горыныча связан именно с ними: по легенде Добрыня освобождает из полона племянницу князя Владимира Забаву Путятишну.

Победитель Тугарин-Змея Алеша Попович, как предполагают историки, имеет вполне реального прототипа: считается, что был он сыном православного священника и был на службе владимирского князя Всеволода. В былинах Тугарин-Змей грозит задушить-опалить богатыря огнем-пламенем. Ученые соотносят образ этой вариации «русского дракона» с реально существовавшим половецким ханом Тугорканом.

Еще один древний сюжет русской сказки рассказывает о битве Иван-царевича, или Ивана-дурака, с Чудо-юдо на Калиновом мосту через речку Смородину: «Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — шестиглавый змей. Как подул на все стороны — на три версты все огнем пожег!» — гласит сказание.

В нем Иван называет своего противника «поганым», а так на Руси называли несущих разрушение и смерть иноверцев, часто татаро-монголов, уточняет эксперт. Есть в русских сказаниях и божественные существа в образе летающего змея. Самый известный из них — Велес. Этот восточнославянский языческий бог земледелия в поверьях часто описывался так: мохнатый, летает с помощью перепончатых крыльев и умеет выдыхать огонь.

— А языческие почитатели новгородского змееящера, помимо прочего, считали его поглотителем Солнца, — рассказывает Сергей Маркин. — Помните знаменитую сказку Корнея Чуковского «Краденое солнце»? Ее источник — древнее сказание о том, что ящер вечером проглатывает небесное светило, а утром его вновь возвращает на небосвод.

Огняник — южнославянский дракон, любитель молоденьких девушек, Полоз — хранитель несметных уральских сокровищ, Кокатрис, взглядом превращающий богатырей в камень, чудовищный крылатый змей-разрушитель Аспид, восточнославянский Змиулан — огнедышащий дух- покровитель черных туч…

Маленькая ли ящерка была причиной создания в воображении наших предков их образов или нашествие врагов стало поводом для собирательного образа могущественных чудовищ, остается пока неразгаданной тайной. Но, как известно, в сказках добро всегда побеждает зло. И любое русское сказание заканчивается словами: «Не перевелись еще богатыри на земле русской». Значит, не страшны ей никакие злобные драконы.

ЛЕГЕНДА

По легенде в 1147 году князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир. Посреди болота он увидел чудного зверя с тремя головами. Явившись людям, чудовище через некоторое время исчезло, словно растворившись в воздухе. Странствующий вместе с князем старец растолковал видение так: «Встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое».

Князь поехал дальше и увидел поселение, принадлежавшее суздальскому боярину Степану Кучке. Князь, обвинив Кучку в сговоре с новгородцами и непокорстве, казнил его. А на месте поселения Юрий Долгорукий повелел основать град Москву.

КСТАТИ

На гербе Москвы изображен сюжет сказания «Чудо святого Георгия о змие», который часто использовался в Древней Руси на печатях, монетах, в княжеских и царских символах. По преданию Георгий спас дочь языческого царя от дракона, который пожирал жителей ливийского город Силия. Издавна Георгий Победоносец считался покровителем Москвы.

А в качестве герба московского князя всадник-змееборец утвердился во время правления Ивана III. Официальный герб города Москвы утвердила и Екатерина II 20 декабря 1781 года. Его описание в указе императрицы гласило: «В червленом поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьем черного дракона».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.