Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Играем по-взрослому: две стороны развития гейм-индустрии

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Турнир по компьютерной игре World of Tanks в музее «Г.О.Р.А.»
Турнир по компьютерной игре World of Tanks в музее «Г.О.Р.А.» / Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Видеоиграми увлекаются около 60 процентов россиян старше 18. Такую статистику привел президент России Владимир Путин. Однако речь шла не только о повальном увлечении играми, но и развитием гейм-индустрии в нашей стране, как и любое явление, оно имеет две стороны, которые «Вечерней Москве» прокомментировали эксперты.

Разработка компьютерных игр — очень прибыльный бизнес. По предварительным оценкам, гейм-рынок в России, по приблизительным оценкам, составляет 177 млрд рублей.

Бегство от реальности

Основатель Центра исследования видеоигр при философском факультете МГУ и руководитель профиля гейм-дизайн в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский рассказывает:

— Видеоигры — важная часть современной культуры уже около полувека. По последним данным, около двух миллиардов людей на земле так или иначе вовлечены в потребление или производство видеоигр, то есть связаны с игровой культурой.

По словам эксперта, люди играют в компьютерные игры, потому что они позволяют закрыть три его важные психологическое потребности: автономию, компетентность и сопричастность. Эксперт поясняет: — Каждый человек хочет чувствовать, что сам определяет свою жизнь, — это автономия.

Каждый хочет чувствовать, что он хорош хотя бы в чем-нибудь, — это компетентность. И каждый хочет чувствовать, что его навыки ценят другие, — это сопричастность. Все эти три потребности способны закрыть видеоигры.

Как пояснил эксперт, в жизни прогресс человека ощущается очень медленно, а бонусы от него быстро теряют актуальность.

— Ну вот, например, ученый написал статью, отправил в журнал, а ее опубликовали через год. То есть целый год человек ждал признания, поддержки в научном сообществе и, возможно, за это время даже перегорел, — пояснил эксперт.

В видеоиграх же, по его словам, все наоборот.

— Любое действие внутри игры имеет смысл, потому что мы видим достижения здесь и сейчас. Вот этим игры и опережают жизненный успех и признание, — рассказывает Александр Ветушинский.

Кандидат философских наук, доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Соловьев считает, что компьютерные игры — это форма эскапизма, бегства от действительности.

— Мне кажется, человек погружается в игру, если не видит других приемлемых для себя форм досуга: прогулок, спорта, общения с близкими.

Готовый оператор дрона

Дмитрий Винник, профессор Финансового университета при правительстве России, считает, что в увлечении людей компьютерными играми есть как минусы, так и плюсы.

— Минусы — на поверхности. Играя, человек нередко попадает в настоящую зависимость, ведь игра настолько сильно воздействует на органы чувств — в основном на зрение, что человек буквально уходит в нее с головой. Второй минус: современные компьютерные игры, в отличие от игр первого поколения, не оставляют простора воображению. Все, что только можно вообразить, уже нарисовано, и очень убедительно. Это значит, что человек, играя, как минимум не развивается — ему ничего не нужно додумывать, не включать фантазию.

Впрочем, есть в увлечении россиян видеоиграми и плюсы.

— Эта сфера досуга поставляет в нашу экономику будущих сотрудников ИT-сферы, очень, кстати, сегодня необходимых, — пояснил эксперт. — Ведь многие молодые люди приходят в ИT именно из компьютерных игр! А сегодня айтишник — это готовый оператор дрона в зоне проведения СВО. На самом деле повторяется ситуация с Великой Отечественной.

Ведь из кого набирали танкистов? Из трактористов: трактор и танк примерно одинаково управляются. А в летчики часто попадали те, кто умел водить мотоцикл. Техники не боятся, руль меняем на штурвал, доучиваем — и готов пилот. А оператор дрона сейчас часто получается из вчерашнего любителя «стрелялок» (игровой жанр в компьютерных играх, где миссия главного героя — это сражение с противником. — «ВМ»).

Второй, по словам эксперта, плюс развития компьютерных игр — появление в России их разработчиков. Так, например, в феврале 2023 года российская студия Mundfish представила видеоигру Atomic Heart, которая опередила по популярности многие западные. Это видеоигра в жанре «стрелялки». Сюжет разворачивается в альтернативном СССР в 1955 году. В футуристическом игровом мире Советский Союз — главный производитель роботов...

— В эту игру сейчас «рубятся» пользователи во всем мире. И российский производитель на этом зарабатывает. Что же в этом плохого? — рассуждает Дмитрий Винник. — Вообще России выгодно создать ситуацию, при которой игры будем производить мы, а играть в них будут за рубежом: пусть развлекаются и нам за это платят! А мы чем-то более важным займемся. Реальными, так сказать, вопросами и их решениями.

Избежать зависимости

Елизавета Горбанева, лауреат конкурса «Педагог-психолог России — 2022», дала советы, как не превратить своего ребенка в игромана и помочь близкому избежать зависимости от игр.

— Детям от 1 до 3 лет гаджеты с видеоиграми вообще лучше не давать, — пояснила эксперт. — Дело в том, что малыши быстро привыкают к ярким картинкам и «легким» эмоциям: нажал кнопку — и сразу случилось что-то необычное и крутое. В итоге у них становится меньше желания играть с родителями в реальные игры: например, строить дома из кубиков или лепить куличики в песочнице.

Как пояснила эксперт, через любимые видеоигры ребенка можно понять его интересы и предложить похожий опыт в реальной жизни. Если девочка на планшете играет в симулятор кафе, то можно привлечь ее к готовке дома: пусть она раскладывает картошку на противне или режет огурцы в салат.

— Надо понимать, что и у ребенка, и у взрослого может появиться зависимость от игры, — рассказывает Елизавета Горбанева. — Признаки, кстати, одинаковые. Например, синдром отмены. Когда человек не может поиграть в игру, у него начинается паника, может произойти нервный срыв или возникают другие, в том числе тяжелые и неконтролируемые эмоции.

Еще один признак — ему трудно оторваться от игры. Раньше человек играл несколько часов после ужина и ложился спать, а сейчас каждый день сидит до поздней ночи или даже до утра. Ему сложно вернуться из виртуального мира обратно в реальный.

Третий признак: у вашего близкого стало меньше интересов в реальной жизни. Он начал отказываться от того, что раньше приносило ему удовольствие: от встреч с друзьями, походов в ресторан или в кино, занятий фитнесом.

И что в таком случае делать?

— Если сказать близкому человеку напрямую: «Ты зависишь от видеоигр, иди лечись», — он обидится и разозлится. Лучше подступиться к этой проблеме с другой стороны: предложить ему сходить на сеанс к психологу, чтобы обсудить другую проблему — например, ссоры в браке, если речь идет о супруге, или о трудностях в учебе, если это ребенок. А на встрече специалист сам вый дет на проблему игромании и сможет определить, почему она все-таки возникла. Эксперты сходятся во мнении: компьютерные игры — это заменитель реальной жизни. Если у тебя «по жизни» что-то не получается, ты погружаешься в иную реальность — где получается и быстрее, и лучше. А ведь эта реальность еще и такая яркая, захватывающая! Совсем не то, что реальная жизнь. Проблема в том, что игры, как ни крути, — это суррогат. Жвачка вместо хлеба и мяса. Жевать можно, даже вкус поначалу есть. Но сыт не будешь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук:

— Игры в истории человечества всегда были частью культуры. Не можешь что-то в реальной жизни? Сделай или утвердись в игре! Это так работает. Взять, к примеру, всевозможные «стрелялки». Чтобы пойти на настоящую вой ну, нужно быть молодым, здоровым и сильным, нужно долго учиться специальным навыкам — правильно передвигаться, стрелять, оказывать медицинскую помощь.

Не каждый способен стать воином. Удобно, и напрягаться не нужно! Второй важный момент: у современного человека много свободного времени. Ему не нужно с утра до ночи работать в поле, стоять у станка или доменной печи. Работа не отнимает у него все время, не забирает все физические и душевные силы. Свободного времени много, и его как-то нужно занять. Видеоигры — один из способов. Третий момент: в видеоиграх человек выстраивает нужный образ себя.

Примерно как на сайте знакомств, где все предстают красивыми, молодыми, богатыми, а на самом деле — серая мышь. В игре он может быть Наполеоном и Кутузовым в одном флаконе. Конечно, ему приятно! Поэтому он старается почаще примерять на себя этот образ, облачаясь в него практически ежедневно. Так, кстати, и возникает компьютерная зависимость.

КСТАТИ

Самой древней игрой человечества считается сенет — настольная игра из Древнего Египта, которую придумали около пяти тысяч лет назад. Доску для игры в сенет часто находили археологи в усыпальницах фараонов.

Эта игра была не только развлечением, но и представлением древних египтян о путешествии души в загробную жизнь. Игровое поле сенета — 30 клеток, выстроенных в три ряда. Два игрока используют палочки или кости с двумя разными сторонами, которые определяют количество ходов фишек, перемещающихся по z-образной траектории. Игра заканчивалась, когда все семь фишек игрока проходили финальную клетку.

Сенет требует логического мышления, однако для победы игрокам все-таки должно повезти. Соперники имеют возможность отбрасывать фишки друг друга назад и блокировать их продвижение. Последняя особенность роднит сенет с нардами.

СПРАВКА

Самой популярной компьютерной игрой в России среди пользователей Сети в возрасте от 16 до 64 лет стала World of Tanks — ее назвали 18 процентов респондентов, сообщают в совместном исследовании компании Global Web Index и Wargaming.

Второй по популярности стала Need for Speed, с долей 11,7 процента, а третье место досталось Minecraft — 11,3 процента. В пятерку также вошли футбольный симулятор FIFA и серия The Sims, где игроку необходимо развивать своего персонажа.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.