«День сурка»: как не стать жертвой повседневной рутины — советы московского психолога
Серые будни или «день сурка» — так мы часто описываем жизнь, когда накапливается ощущение усталости и пропадает интерес к происходящему. Мы смотрим на мир будто сквозь темные очки, и он кажется беспросветным и бессмысленным. На восприятие происходящего влияет наше состояние, и это одновременно и ловушка, и путь к спасению. Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Людмила Шушкина рассказала, как не стать жертвой повседневной рутины.
Шаг первый. Осознайте и опишите свои ощущения. Сделайте паузу и понаблюдайте, что в этот момент происходит с вами: что вы чувствуете, какие ощущения возникают в теле. Найдите наиболее точные слова для описания своих эмоций и чувств. Напомните себе, что каждый человек иногда испытывает подобное, а затем подумайте, что могло бы сейчас вас осчастливить. Сделайте это для себя и радуйте себя ежедневно.
Шаг второй. Управляйте эмоциональным состоянием. Направьте внимание на приятные вам вещи. Замедлите шаг, когда идете по делам, посмотрите по сторонам и отметьте то, что вам нравится. Это может быть цвет неба и одежда прохожих, утренняя тишина или звонкий лай собаки. Замечать приятное — важный навык, и чтобы сформировать его, нужна регулярная практика. Начните практиковаться уже сегодня и продолжайте каждый день. Сначала может быть непросто, но с каждым разом замечать приятное вы будете быстрее и легче.
Шаг третий. Вносите позитив в свою жизнь. Уделяйте время вещам, которые приносят вам удовольствие и радость. Внесите в список ежедневных дел то, что заставляет вас чувствовать себя лучше и счастливее.
Шаг четвертый. Систематически анализируйте события и эмоции. В конце дня уделяйте 15–20 минут на то, чтобы вспомнить, что хорошего произошло за день. Для этого можно взять лист бумаги или открыть заметки в телефоне, перечислить и описать все ситуации, за которые вы благодарны. Обязательно укажите, из-за чего или кого произошли эти ситуации. Уточните, что вы почувствовали в тот момент и что чувствуете, когда вспоминаете об этом. Например: «Сегодня я вовремя успел на работу благодаря тому, что водитель автобуса заметил меня и подождал. В тот момент я очень обрадовался, а сейчас, когда думаю об этом, чувствую и легкую радость, и большую признательность водителю».
Шаг пятый. Создавайте «копилку хороших вещей». Когда будете выполнять предыдущее упражнение, вспоминайте даже самые незначительные ситуации. Все листы с записями складывайте в красивую шкатулку или заведите для этого записную книжку. Это будет ваша «копилка хороших вещей», которую при желании можно перечитывать.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».