Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Ни слова фальши: 125 лет назад родился Юрий Олеша

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Поэт, драматург и киносценарист Юрий Карлович Олеша, фото 1954 года
Поэт, драматург и киносценарист Юрий Карлович Олеша, фото 1954 года / Фото: Лесс Александр / ТАСС

Писатель Юрий Олеша родился 125 лет назад, 3 марта 1899 года. Вспомним его — безмерно талантливого литератора с трагической судьбой, обладателя тончайшего чувства юмора.

Конка, подрагивая, притормозила, и длинноносый парень, легко вскочивший на подножку, с усилием «продавил» себе место в толпе. Как начались перебои с электричеством, конки вернулись и силятся хоть как-то решить транспортную проблему. Но нет, далее так ехать невозможно.

— Та-а-аварищи! — произнес парень громко. — Наши — в городе!

К этому моменту Одесса переходила из рук в руки, от красных к белым и наоборот, 18 раз. А посему миг — и конка опустела. Что — наши, какие — наши? Кому они — «наши», эти ваши? Таки, может быть, это ваши, которые не наши?! Да шли бы вы до черту с этими вашими-нашими, лучше на всякий случай не делать себе нервы и дойти пешком.

Парень расположился удобнее, подмигнув кондуктору.

— Разве ж это красиво — делать людям такое? — изрек тот. Захохотав, парнишка вытянул ноги и сполз с сиденья — так, чтобы можно было смотреть в белесое летнее небо. Впереди — вся жизнь! Звали шутника Юрий Олеша.

Юрия Олешу иногда называют одесситом, но это, если говорить о рождении, не так: родился он в Елисаветграде 19 февраля 1899 года. История их рода терялась в веках, родители, небогатые дворяне, прошлым особо не кичились, чувством юмора не отличались, и тот неистовый огонь, что горел внутри их сына, ни акцизному чиновнику Карлу Антоновичу Олеше, ни хлопотунье Олимпии Вячеславовне близок и понятен не был. В 1902 году семейство перебралось в Одессу, Юрка влюбился в город и начал считать его своим. Тут было все: и Ришельевская гимназия с ее скучными уроками и веселыми переменами, и игра в футбол, и первые стихи, и первая любовь. Однако при всей взбалмошности и неистовом веселье учился Олеша блестяще, и в 1917 году стал студентом университета, начал изучать юриспруденцию. Правда, студиозус куда с большим удовольствием проводил время в компании Валентина Катаева, Эдуарда Багрицкого и Ильи Ильфа, чем корпел над книгами.

Когда же жить стало совсем неспокойно, родители решили эмигрировать, но тут Юрка проявил волю и решил остаться — его жизнь была тут, рядом с друзьями, в гуще событий. Провожая родителей, он ощутил острую боль в сердце и гулкую пустоту внутри: у одиночества горький вкус. Но горечь разошлась уже к утру. Ему просто было не до того…

Влюбленный в одну из дочерей австрийского эмигранта, Серафиму Суок, Олеша фонтанировал эмоциями, благо Сима, милый его «дружочек», способствовала их появлению, как могла. Дня ни проходило, чтобы она не выкинула какой-нибудь штуки: то закатывала сцены, то плакала или смеялась без остановки. Один раз исчезла во время ужина с хозяином дома, богатеньким бухгалтером, и затем объявила, что они поженились — в те времена зарегистрировать брак и правда не было проблемой. Олеша запил по-черному, но верный друг Валька Катаев вырвал Симу из объятий мужа-самозванца, чему, впрочем, ветреница не противилась, и вернул «дружочка» безутешному приятелю. Какое-то время длилась идиллия, но затем Сима ушла от Олеши к известному литератору Владимиру Нарбуту — не красавцу, хромому и однорукому, но обладавшему магическим притяжением. Олеша был в отчаянии. В итоге Сима ходила-бродила туда-сюда, страсти кипели, она все же осталась с Нарбутом, но троица была почти неразлучна. Все эти переживания отразились на Олеше не лучшим образом, он как-то стремительно «набрал возраст», и именно в таком виде они втроем приехали покорять Москву. Но вскоре мрачный Олеша стал самым ярким фельетонистом газеты «Гудок», и о нем заговорили.

Внутреннее солнце, что жило в нем, позволяло ему писать фельетоны легко и делать их действительно очень смешными. И вообще это было удивительное время: рядом с фельетонистом Олешей работали и другие молодые литераторы, днем сочинявшие заметки и политические памфлеты, а по ночам корпевшие над теми произведениями, что спустя какое-то время составят гордость литературы. Так рождались у Булгакова «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Мастер и Маргарита», олешинские «Три толстяка» и «Зависть», потрясающие «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Олеша же был самой яркой звездой «Гудка». История с Симой его слегка отпустила; он женился на ее сестре Ольге. Шутник, тончайший стилист, импровизатор во всем, он был нарасхват — участвовал даже в подписной компании: после искрометных встреч с ним читателей тираж «Гудка» солидно прирастал. И знаменитые впоследствии «Три толстяка» он написал, почти играя — пообещав очаровательной девочке, замеченной им в окне в доме по соседству, Вале Грюнзайд, написать сказку не хуже андерсеновской (Валентина Леонтьевна Грюнзайд [1910– 1991] станет в 1929 году женой писателя Евгения Петрова. — «ВМ»). Но самый сложный, самый глубокий свой роман — «Зависть» — он писал трудно, мучаясь.

И первую фразу, открывающую роман, он искал мучительно, перебрав 300 (!) разных вариантов. В историю же, как все, думается, помнят, войдет фраза «Он поет по утрам в клозете». Уже к моменту написания «Зависти» язык Юрия Олеши был сформирован и совершенен: он пишет образно, поскольку и мир видит образным и ярким, слова в его текстах дружно берутся за руки, и их не разомкнуть — тексты Олеши трудно сокращать, они завораживают сочностью и живостью. Но главное — он упрям и хочет и жить, и писать только так, как считает правильным. И это — проблема. Его взгляды на литературу расходятся с генеральной «линией партии», и расходятся все больше и больше. Он запишет в дневнике, горько констатируя: «Литература кончилась в 1931 году. Я пристрастился к алкоголю...» Но все было не так просто. Нет-нет, он же все понимает! Естественно, такого не может быть, чтобы вдруг все были не правы, а он — прав, конечно, он попробует, он очень постарается соответствовать, вот, прямо сейчас… И он пытался стараться. Но не получалось. Никак.

Ложь и фальшь не приживались в нем, отпадали. Соцреализм — не его стиль. Писать сухо и скучно? Нет, это не ко мне. И в 1936 году и на произведения Олеши, и на упоминание его имени в литературных кругах наложили запрет. Олеша был раздавлен.

Для литераторов того и значительно более позднего времени Юрий Карлович Олеша стал живой легендой. Парадокс: его как бы не было больше. Но он — был! И даже кличка у него, написавшего так мало, была «Писатель». Он любил сидеть в углу ресторана «Националь», где был всем известен, его пускали всегда, и место его старались не занимать. Денег у него часто не было, и он сидел, бросая рассеянный взгляд за окно, но кто-то обязательно появлялся и угощал, а он благодарно принимал угощение, оплачивая «долг» не деньгами, но шутками, байками, неглупой беседой. Про него ходили легенды, он стал этаким «домовым» для литературных кругов того времени: добрым духом, способным дать умный совет или просто забавно подебоширить. Дочь Ильи Ильфа, Александра Ильинична, вспоминала, правда, что однажды Юрий Карлович вытребовал у нее, школьницы, деньги, которые мама дала ей с собой в школу.

Это Александру Ильиничну страшно ранило, что нельзя не понять. Но у Олеши в этот момент, очевидно, «горели трубы»… И кому-то было неловко за это его безотрадное пьянство, а кто-то почитал за честь опрокинуть с Олешей стопочку-другую, а рядом оказывался кто-то, кто записывал все олешинские «перлы», надеясь когда-нибудь издать их… «Ни дня без строчки и ни дня без водки!» — махал он рукой в ответ на предложенную ему помощь. И умер в 1960-м — проживший мало, вспыхнувший так ярко и так быстро потухший. «Я никогда не был алкоголиком. Я пил не от любви к питью, к закусыванию, к кряканью, — а пил потому, что не знал, что делать в промежутках!» — говорил Юрий Карлович.

Он вообще много шутил. Всегда, даже когда было плохо. Ни эту его способность, ни его талант отнять у него оказалось невозможно. Это подтвердил один из самых близких друзей Олеши Эммануил Казакевич, заметивший: «Олеша — один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел...»

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

В жизнь Юрия Олеши пришла еще одна любовь. Оставшаяся для него тайной, но возродившая его имя к жизни. Ее звали Ирина Григорьевна Панченко. Она родилась через три года после начавшейся для Олеши полосы молчания, в 1939-м, была влюблена в его книги и стала одним из первых в СССР «олешеведов».

Она не просто изучала его стиль, защитила по нему кандидатскую диссертацию, она достала его имя из небытия, начав реабилитацию писателя и его возвращение читателям на волне оттепельного интереса к нему, и продолжила заниматься этим всю свою жизнь. Более того, много работая в архивах, она нашла массу документов, связанных с Олешей, а также издала тексты его малоизвестных произведений — поэму «Беатриче» (1920) и агитпьесу «Слово и дело» (1922). Разбирала Ирина Панченко и творчество его окружения, написав множество интереснейших эссе и статей о литераторах той эпохи, а также издав в соавторстве труд «Серебряный век» и уникальную хрестоматию «Мифы и фольклор народов мира». Но главным в ее творчестве был Олеша.

Возможно, она действительно понимала его лучше, чем кто бы то ни был, и если это не любовь, то что?.. Не стало Ирины Панченко в 2009 году.

МНЕНИЕ

Валерий Модестов, литературовед, профессор Литературного института:

— Творческий кризис, который затянулся у Олеши после выхода «Трех толстяков» и «Зависти» на десятилетия, он объяснял так: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна…» А весной 1929-го в СССР был принят первый пятилетний план, провозглашена коллективизация, потерпела поражение во внутрипартийной борьбе группа Бухарина, началась чистка в Академии наук, сменили правление МХАТа, силами Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) затеяли беспримерную травлю в прессе видных писателей: Пильняка, Замятина, Булгакова, Платонова… Что происходило в душе Юрия Олеши в те годы?

Как пережил стремительный закат писательской славы? В 1932 году он признавался, что ему «до воя, до слез хочется стать певцом восходящего класса — пролетариата», и ради этого он готов на многое, а через месяц иронизировал: «Я, конечно, перестроюсь, но как у нас делается перестройка? Вырываются глаза у попутчика и вставляются глаза пролетария. Сегодня — глаза Демьяна Бедного. Завтра — Афиногенова, и оказывается, что глаза Афиногенова с некоторым бельмом».

После появления в газете «Правда» в рамках дискуссии о борьбе с формализмом статьи «Сумбур вместо музыки» Олеша вяло обличал Шостаковича за «непонятную трудовым массам музыку», а его друг Катаев обличал уже самого Олешу, утверждая, что его «художественные средства не являются оригинальными». Конформистские речи Олеши, его сценарий «Строгий юноша» — это явления того же печального ряда, что и «Батум» Булгакова или стихи Ахматовой, прославлявшие Сталина. С той лишь разницей, что компромиссы не сломили ни Булгакова, ни Ахматову.

У них хватило сил на «Мастера и Маргариту», на «Реквием». Олеша оказался слабее. Он не смог вписаться в новую «социалистическую литературу», но дар художника не утратил. Об этом свидетельствуют его многочисленные дневниковые записи, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Существенно дополненное издание дневников Юрия Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания». Именно эти наблюдения и впечатления, полные боли, разочарования, тоски, напряженных споров с самим собой, любви к людям и к жизни являются самым важным и самым честным итоговым произведением Олеши. Это настоящая книга метущейся души художника.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.