Подвиг неравнодушия: как простые школьники спасли десятки людей во время теракта в «Крокусе»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМДействия, достойные героев, совершили простые ребята — школьники, которые подрабатывали в «Крокус Сити Холле» во время атаки террористов, и зрители, которые проявили мужество и отвагу, выводя десятки людей из зала.
Во вторник, 26 марта, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил об 11 задержанных по делу о теракте. А число жертв в концертном зале «Крокус Сити Холл» возросло до 139 человек. Эта цифра могла быть еще больше, если бы не действия простых людей — персонала концертного зала и зрителей, которые помогли вывести из огня и задымленных помещений десятки людей.
В числе героев школьники, которые подрабатывали в гардеробе зала: Ислам Халилов и Артем Донсков. В понедельник, 25 марта, ребят наградила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова.
— Наши дети не могли сделать по-другому, несмотря на возраст, еще совсем юный. Я говорю, когда ребята выходили, сжималось сердце, потому что понимала, что их самих нужно было спасать. При этом ребята побежали и попытались помочь тем людям, которые пошли не туда. Мне кажется, это очень яркий пример того, что все хорошо с нашей молодежью, и у России большое будущее. Всего в списке подростков, которые в тот вечер работали в гардеробе концертного зала и спасали его посетителей, шесть человек.
Вывела тех, кто шел в тупик
Жительница Митино, 15-летняя Виктория Волчихина, полгода подрабатывала гардеробщиком в «Крокусе». Она учится в 9-м классе школы № 1900.
— Сначала мало кто из ребят понимал, что происходит, потому что мы находились на подземном (минус первом этаже). Услышали хлопки, но подумали, что это могут быть хлопушки, — рассказала «ВМ» Виктория Волчихина. — Потом ко мне подбежал напарник и сказал, что в холле концертного зала стрельба. Мы начали оперативно выводить людей из помещения.
Виктория направляла зрителей к двери № 15.
— Она вела в подсобное помещение, через которое можно выйти на улицу. Но некоторые уходили в коридоры, ведущие к закрытым дверям, приходилось их направлять. В итоге удалось всех вывести, — говорит Виктория.
Девушка не знает, скольким людям она помогла выбраться, не считала.
Эвакуировал более 100 человек
15-летний Ислам Халилов подрабатывал гардеробщиком в «Крокусе» с 2023 года. В тот вечер он с двумя ребятами работал на минус первом этаже.
— Услышал странный звук и увидел, как со стороны эскалатора и лестницы бегут люди, тогда я уже понял, что это террористы, — рассказал Ислам «ВМ». — Я помог им забрать все вещи и выйти на улицу. Мне удалось эвакуировать больше 100 человек.
Помог инструктаж
14-летний Артем Донсков из Волгограда работал в «Крокусе» несколько месяцев. В вечер трагедии он с Исламом Халиловым был в гардеробе.
— Мы услышали выстрелы. Люди с криками побежали в сторону служебного помещения в гардеробе — в тупик, — рассказал «ВМ» Артем. — Мы проходили инструктаж и знали, что делать. Одних повели к служебному выходу, других — к эвакуационному.
Людей они провожали до метро.
Не покинул пост
47-летний охранник Алексей Осанушкин не покинул свой пост во время стрельбы и стал очевидцем начала теракта.
— Они с улицы начали стрелять по стеклам. Шли и стреляли. Мы никак не могли это предотвратить. Стреляли трое, а один передавал рожки и бросал зажигательные смеси. Я стоял на рамках на входе. Они дождались, когда зайдет большее количество народу, — рассказал «ВМ» Алексей.
Он вспоминает, как террористы стреляли в спины людей.
— Фойе у нас большое. Мы решили выводить людей из тех выходов, которые были ближе к нам, — вспоминает Алексей. — Рядом со мной были служебные помещения, куда обычно могу войти только я. Я подбежал туда, а там у двери уже сидят люди на полу, в панике держатся за головы.
Алексей оказался с одной из зрительниц в шаге от террориста, он успел затащить ее в помещение и закрыть дверь.
— Я стал держать двери. Там было много мужчин, не из трусливых, они мне помогали, — добавил Алексей. — Вскоре в помещение проник дым.
Алексей решил выводить людей через склады. Он вывел их из подвала в фойе, потом на улицу через кассы.
Мы имеем право только спасать
Врач Вячеслав Сахаров приехал на место вместе с коллегами-реаниматологами Юлией Орловой и Ольгой Миланиной, как только начали поступать первые вызовы с места трагедии. Они начали распределять пострадавших по степени тяжести. Один из посетителей вынес девочку с ранением в плечо. Как позже выяснится, она потеряла из-за теракта семью, а мужчина лишился жены и дочери. Вячеслав говорит: «Мы спасем всех, кого можем. Другого пути нет». Он восхищается теми, кто им помогал: одна девушка приводила раненых, которые не могли дойти до медиков сами.
Поймали молниеносно
Террористов, устроивших расстрел невинных людей, поймали менее чем за 12 часов. Маршрут отхода они продумали заранее и на своем белом «Рено Симбол» выехали на трассу М-3 «Украина», которая ведет в сторону Брянска.
Там уже был объявлен план «Перехват». Погоня полиции за «Рено» продолжалась примерно 10 минут. После перестрелки машина перевернулась, и один из террористов оказался в руках правоохранителей, остальные же постарались спрятаться в лесу. Но силами сотрудников ФСБ, Росгвардии, спецназа полиции все были пойманы и предстали в ночь с 24 на 25 марта перед судом. Минобороны наградило военных, которые участвовали в задержании боевиков.
Проявил смекалку
45-летний инженер-строитель Олег Уколов был в «Крокусе» на концерте с другом. Когда террористы подожгли зал, началась паника. Олег понял, что наверху — отдельное помещение, где можно спрятаться. Огонь быстро распространялся, и в комнату повалил дым. Строитель вместе с остальными пытался сломать стену, но тщетно. В результате одну из них удалось пробить офисным стулом.
— Мы увидели, что там пожарные, и доломали проем. Все, кто был в помещении, выбрались, — рассказал инженер. Олегу удалось спасти 15 человек.
Обезвредил террориста голыми руками
Герой, чье имя неизвестно (мужчина предпочел не раскрывать личность), совершил подвиг, достойный военного. Когда террористы расстреливали безоружных людей, он принял решение обезвредить одного из них.
— У меня была секунда на размышление, я толкнул жену, обежал его слева, схватился левой рукой за автомат и потянул вниз, а правой рукой стал наносить ему удары по голове. Ко мне подбежал еще один мужчина, и вместе мы его вырубили.
Благодаря отважному поступку удалось спасти жизни нескольких десятков человек.
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин распорядился представить героя к награде.
Под сводами храма
Священник Василий Лосев, настоятель Никольского собора города Красногорска, руководитель Юридической службы Московской митрополии, рассказал «ВМ», как Никольский собор стал убежищем для людей в первые часы трагедии.
— Примерно в 20:30 мне позвонил дежурный сотрудник нашего храма и сообщил, что по мосту через Москву-реку от «Крокус Сити» в сторону Павшинской поймы бежит масса людей, — рассказал корреспонденту «ВМ» священник Василий Лосев. — Часть людей — около 60 человек — сразу же попросились к нам в храм.
Предположительно, это были члены оркестровой группы: они были в сценических костюмах. Возможно, среди них были и зрители, которые пришли на концерт.
По словам отца Василия, сотрудник охраны собора принял необходимые меры, чтобы спасти людей.
— Позже мы получили информацию, что террористы от «Крокус Сити» могут пойти по направлению к Павшинской пойме, — рассказал отец Василий. — Я попросил дежурного, чтобы он разместил людей в безопасном месте храма и выключил везде свет.
ВАЖНО
Власти субъектов выплатят компенсации семьям погибших и пострадавшим при террористическом акте в торговом центре «Крокус Сити Холл» 22 марта.
Об этом сообщили мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев. С любым вопросом по оформлению выплат можно обратиться по телефону горячей линии Соцфонда 8 (495) 304-43-41 (круглосуточно). Суммы будут одинаковыми и для Москвы, и для Подмосковья:
- 3 миллиона рублей — семьям погибших (на каждого погибшего);
- 1 миллион рублей — пострадавшим, которые госпитализированы;
- 500 тысяч рублей — пострадавшим, которые проходят лечение амбулаторно.
Дополнительные выплаты предполагаются для детей, потерявших из-за теракта кого-то из родителей.