Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Объяснить чудо: фокусник Римас Навицкас о том, кому иллюзии «строить и жить» помогают

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Объяснить чудо: фокусник Римас Навицкас о том, кому иллюзии «строить и жить» помогают
Фокусник и конферансье Римас Навицкас демонстрирует один из самых своих любимых фокусов с фальшивой колодой карт / Фото: Наталья Шатохина / Вечерняя Москва

11 апреля 130 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, создателя иллюзионных представлений Эмиля Кио. В чем заключается талант иллюзиониста — постараемся разобраться в рубрике «Простые вопросы». В ней мы спрашиваем профессионалов о том, чего не знаем сами. Сколько стихов должен знать фокусник, нужны ли разоблачения после «сеанса черной магии»? Ответы дает конферансье-фокусник, один из основателей Московского клуба фокусников Римас Навицкас.

Римас Навицкас — один из самых известных столичных фокусников. Он начинал еще в то время, когда герой интернет-мемов Дэвид «В рот мне ноги» Блейн еще пешком под стол ходил. Римас Викторович помнит и советское время, когда всю Москву обслуживали всего 15 фокусников в Москонцерте, и изобильные нулевые, когда иллюзионисты были очень востребованы и каждый старался перещеголять конкурента в зрелищности шоу, дороговизне реквизита и костюмов. «Сейчас все скромненько, — вздыхает он. — На сцене ни декораций, ни спецэффектов нет — дорого. Да и фокусами сейчас на жизнь не заработаешь. Я и свадьбы, и поминки веду, за все берусь». Впрочем, в обычной жизни Римас о том, что фокусник, не особенно распространяется. Почему — он рассказал в интервью «Вечерней Москве».

— Римас Викторович, в чем разница между фокусником и иллюзионистом?

— Фокусник — русское название, а иллюзионист — иностранное, от французского illusionner. По сути это одно и то же. Да, есть разделение на манипуляторов, использующих ловкость рук, и иллюзионистов, работающих с крупным оборудованием, вроде ящиков для «распиливания» людей на сцене. Но сейчас все используют и то и другое.

— А сколько жанров фокусов существует?

— На конкурсах обычно представлены микромагия, карточная магия, иллюзии, комическая магия, ментальная магия, когда фокусники изображают экстрасенсов — читают мысли, передвигают предметы взглядом, передают мысли друг другу. Например, один ходит по залу, зрители ему показывают разные предметы, а стоящий на сцене угадывает их. Есть мнемотехника, для которой нужно очень большой объем информации держать в голове. Вот недавно мы проводили вечер, где выступала пара фокусников, которые занимаются мнемотехникой с 1954 года.

Зритель загадывает какого-нибудь поэта, а фокусница тут же читает строчку его стихов. Или просят назвать город, а она о нем тут же рассказывает. Фокусники, работающие в этом жанре, — как ходячие энциклопедии! Они всю информацию учат и регулярно обновляют «базу данных». Кстати, благодаря тренировке памяти фокусники очень долго живут…

— Но Игорь Кио умер в 62 года …

— Ну он сильно болел. С Игорем Кио я познакомился в 1970 году. Мне было 16 лет, я в то время жил в литовском городе Каунас. И каждый год к нам в порт приезжали московские цирковые артисты. Когда должен был приехать Кио, то реклама была на каждом фонарном столбе! И очень мне понравилась его программа. Я восемь раз сходил! Там были очень красивые костюмы и реквизит! И везде на реквизите была его фамилия. Его отец был хорошим администратором и знал толк в рекламе.

А спустя четверть века мы с ним были в круизе по Средиземному морю, посетили 11 стран в течение трех недель. Кио взял на корабль труппу из 12 человек. А я работал в коллективе певицы Анне Вески. И, три раза выступая на корабле, я показывал разные программы — публика-то там одна и та же, поэтому я готовился, чтобы им не было скучно. И Кио тоже выступил три раза, правда, с одной и той же программой. Поэтому на моем третьем выступлении публика устроила мне овацию. Я был страшно удивлен, потому что меня никогда так не принимали.

Папа передал Игорю Кио свой аттракцион — 50 трюков в течение 40 минут. Он с ним и выступал. Парадокс в том, что он мало интересовался фокусами, гораздо больше — рекламой. Он даже книгу написал, где нет ни слова о фокусах, зато очень много о том, с кем он встречался. Впрочем, кто не делает рекламу — того и не знают. Вы же знаете Дэвида Копперфильда?

— Хороший фокусник?

— Он — хороший фокусник. Но в США фокусников огромное количество, и Копперфильд понял, что если он не будет выделяться, то о нем никто и не узнает. Он решил снимать свои фокусы на видео и рассылать видеокассеты по всему миру. Даже я, будучи за границей, видел, как на экранах магазинов крутят его фокусы, там же продавались и кассеты. Так он и прославился. Хотя Копперфильд показывал трюки, которые покупал у других фокусников… Все фокусы давно изобретены

— А часто ли фокусники воруют друг у друга идеи?

— У фокусников нет особых секретов, ведь все технологии известны. Когда я вижу фокус, то сразу понимаю, как он сделан. Дело в том, что очень трудно придумать что-то новенькое и интересное, поэтому фокусники воруют друг у друга идеи подачи трюков. Те же кольца и шарики они бросают на протяжении пяти тысяч лет. Сейчас фокусники показывают то, что нравится публике, и получается, что программа у всех одна и та же. Те трюки, которые нравятся нам самим, мы показываем у себя на кухне для повышения квалификации.

— А у вас воровали идеи?

— Очень часто. Но я-то тоже не изобретаю фокусы. Они все давно изобретены. Это как в музыке, где из семи нот получаются разные мелодии. Фокусов всего 12 — знамение, появление, парение, размножение, восстановление и так далее.

Фокусник всего лишь варьируют их разными предметами. Какая разница — шарик с руки исчезнет или солнце со сцены? По сути это один и тот же фокус.

— Тогда как вы поняли, что именно вашими фокусами вдохновлялись?

— Я работал на свадьбах, где были фотограф и оператор, которые снимали эту свадьбу. А мне рассказывали, как звонили оператору и просили продать видео с фокусами Римаса. Потом я видел, как мои идеи реализовались на разных мероприятиях. Сначала я по этому поводу переживал, мне это не очень нравилось, потому что я душу вкладывал, а другой человек брал и копировал. А потом я успокоился. Теперь я показываю все: берите и делайте! Потому что нужно держать хороший уровень иллюзионного искусства. Я понял, что, во-первых, мы не сталкиваемся на одних и тех же мероприятиях, а во-вторых, публика все равно не запоминает фокусы. Поэтому хоть 30 раз можно показывать одно и то же. Экстрасенсы меня не любят

Меняются ли тренды на фокусы?

— Есть фокусы, которые публике нравятся всегда. Это комические фокусы — их мало кто умеет делать, потому что помимо техники исполнителю требуется актерское мастерство. Потом фокусы с животными очень нравятся всем, особенно голуби на свадьбе… Трюки с деньгами, огнем, хотя сейчас это запрещено на сцене из-за риска пожаров. Сейчас вошла в моду ментальная магия — угадывание мыслей.

— Наверное, благодаря «Битве экстрасенсов»…

— Возможно, хотя я жуткий противник всех этих экстрасенсов, да и они меня не любят! Наукой доказано, что человек не может читать мысли, не существует никаких биополей. Это все выдумки! А люди, называющие себя экстрасенсами, наживаются на несчастье других.

— Тогда почему условной бабе Зое верят?

— У каждого человека жизнь разворачивается по одному-двум сценариям. С помощью наводящих вопросов можно выяснить какие-то моменты.

Баба Зоя очень хороший психолог, она задает вопросы, которые, казалось бы, не касаются личности, но она по реакции определяет, сколько лет человеку, какие у него ситуации в жизни произошли… Помню, как я сам в женской компании сидел и, решив слегка развеселить дам, предложил: «Девушки, а давайте я вам погадаю?» Идея в том, чтобы максимально расплывчато формулировать — тогда можно будет по-разному трактовать.

Я разложил карты и начал «гадать». Мои собеседницы так удивлялись. Одна из них позвонила моей жене — и давай восхищаться. «Твой муж — экстрасенс, — говорит. — Все, что он мне по картам рассказал, — все было!» А жена и говорит мне: «Давай гадальный салон откроем? Все прибыльнее, чем твои фокусы».

— А гадания когда стали популярны?

— Их всегда любили, но всплеск популярности «сверхъестественного» обычно начинается, когда в обществе разные эксцессы происходят.

Вот в перестройку у нас Кашпировский с Чумаком появились. Или Юрий Лонго, которого я знал лично. Он проводником работал, а потом мы в одной артистической бригаде фокусы показывали. Лонго был посредственным фокусником, но быстро понял, куда ветер дует.

И устроился помощником гипнотизера, поднатаскался, а потом и сам в экстрасенсы пошел.

Мы с женой его как-то на улице встретили, а она ему: «Юр, ты мог бы мне печень подлечить?» А он: «Валя, ну ты же знаешь, что это все туфта». Говорю, что работаю конструктором

— Вы используете фокусы в обычной жизни, чтобы людей расположить?

— Я, честно говоря, к этому не прибегал, потому что всегда стеснялся говорить, что я — фокусник. Потому что сразу начинается: «А покажите фокус!» А мне так не хочется. Если в поезде я попутчикам скажу, что фокусами занимаюсь, то сразу из всех купе несется: «Вась, иди смотри, тут фокусы показывают!» А я хочу просто отдохнуть.

Поэтому обычно я говорю, что работаю в конструкторском бюро в секретной организации. Но есть фокусники, которые любят это дело.

Я помню, на конференции в Японии среди нас был питерский фокусник, от которого все артисты убегали. Он ко всем приставал: «Хочешь фокус покажу?» Для меня фокусы — это работа, я стараюсь с личной жизнью ее не смешивать.

— У вас есть любимый жанр?

— Комические фокусы! А вообще я — конферансье с фокусами. Я один из первых начал этим заниматься.

— Что делать, если после комического фокуса никто не смеется?

— Я ничего не делаю. Ну не хотят зрители веселиться… Такое обычно с чиновниками бывает. Их ничем не пробьешь. Иной раз на банкет придешь и объявляешь: «Я буду показывать фокусы на вашем вечере!» А они: «Да вы что? Какие фокусы? У нас солидные люди сидят!» А еще фокусы не любят ученые. Они начинают сразу думать, как это устроено, пытаются научно объяснить, электронику ищут… А ведь фокусы делаются очень просто, в этом и вся хитрость! Не любят фокусы библиотекари, потому что они прочитали много книг и им кажется, что они знают все! А когда начинаешь показывать фокусы, то они никак не могут это объяснить и начинают раздражаться…

— А кто любит фокусы?

— Все остальные. Но недолго. Фокус воспринимается 15 минут, а потом надоедает. Держать сольную программу очень сложно! Нужно уметь переключать внимание, поэтому часто требуется помощь конферансье.

— Часто ли просят разоблачить фокусы после выступления?

— Очень часто! Но это не совсем правильно, потому что пропадает ощущение чуда. И сразу начинается: «Ой, это, оказывается, примитивно… Вы же не фокусник — вы жулик!» Поэтому фокусники очень не любят разоблачений даже самых простых трюков. А в интернете сегодня очень много разоблачителей, которые хайпуют на этом. Легендарный Гарри Гудини был на самом деле очень посредственным фокусником.

Но он мечтал прославиться на века и добивался признания порой нечистоплотными способами. Например, он огромное количество приемов позаимствовал у спиритистов, а потом начал их разоблачать, заработав на этом большие деньги и славу: его стали считать основателем жанра «эскапизм». Это номера, где исполнитель демонстрирует освобождение из сетей, цепей и замкнутых пространств.

— Фокусы все еще используют в кино или их заменили компьютерные технологии?

— Сегодня киношники в основном используют компьютерные технологии, а раньше — да, фокусников нередко приглашали на съемки. Когда я был студентом циркового училища, то дублировал в кадре Георгия Милляра. В фильме был эпизод, когда мальчик говорил: «Мой дедушка — бывший фокусник! Сейчас он выступит на сцене». Выходил Милляр и показывал фокус, но руки были мои. Смокинг сменили мятые джинсы

— Вы кого-нибудь обучали ремеслу?

— Помню, как-то из театра «Ромэн»* ко мне пришли и попросили обучить их артиста манипуляциям с картами. Я говорю, что этому надо лет пять учиться. Они попросили что-нибудь простое, мол, премьера на носу. А у меня есть сшитая колода. И я показал, как с ней работать, чтобы создавалась иллюзия манипуляции: карты перелетают из руки в руку, падают и возвращаются. Со сшитыми картами легко создать иллюзию магического искусства, надо всего лишь немного порепетировать.

А вообще, многие считают, что фокусы — это очень легкий жанр. Человек может всю жизнь быть акробатом, а на старости лет думает, что по щелчку пальцев переквалифицируется в фокусники... Иллюзионист Юрий Савицкий как-то рассказывал, что к нему пришел стриптизер и попросил его обучить фокусам, чтобы ценник за выступления поднять. Савицкий показал ему какие-то несложные фокусы, но через пару месяцев стриптизер вернул ему реквизит, мол, никому фокусы не интересны, приглашать меня не хотят…

Сегодня мало уметь показывать фокусы, важно еще и раскрутиться. Фокусник — это артист, он играет какую-то роль, у него есть образ. Когда я выхожу на сцену, то зрители мне говорят, что я очень напоминаю им советского конферансье. Я это воспринимаю как комплимент: у меня такой образ! Я пухленький, с животиком, этакий дяденька — байки травит, фокусы показывает...

— Новое поколение фокусников отличается от вас?

— У нас есть клуб «Московское общество любителей фокусов». Туда приходят люди, которым за 60. Молодежь к нам не ходит, у них своя тусовка. Они считают, что все, что мы делаем, — это позавчерашний день. Но когда я выхожу на сцену, я надеваю смокинг! А современные фокусники могут и в спортивном костюме появиться! Когда мы собирались, я им говорил: «Ребята, ну не надо на сцену в мятых джинсах и грязных ботинках выходить!» А они возражают: «Но ведь Дэвид Копперфильд выходит в джинсах!»

Да, он выходит в джинсах, потому что у него образ такой — образ американского героя-любовника. И его джинсы стоят пять ваших зарплат! Что касается мастерства, то современные фокусы ничем особенным не отличаются от наших, разве что ментальных фокусов стало больше.

Но дело в том, что новое поколение более востребовано, потому что на молодого артиста действительно приятнее смотреть, чем на дедушку. Лично я очень люблю вести свадьбы.

И меня часто приглашают на них в качестве конферансье. Как-то звонит девушка, а я слышу, что голос совсем молоденький. Спрашиваю, сколько ей лет. Отвечает: 17, а жениху — 20. Я интересуюсь, кто еще на свадьбе будет.

Она говорит, что молодежь и родители. Я сразу отказываюсь, объясняю, что в три раза старше публики и не хочу, чтобы за спиной молодых шептались: «Где они нашли этого дедушку?» Поэтому фокуснику лучше быть молодым.

— Легко ли обмануть человека?

— Фокусники не обманывают, фокусники — удивляют! Это артисты, играющие роль волшебников. Мы создаем иллюзию чуда.

— А иллюзии мешают в жизни?

— Нет, не мешают, наоборот, помогают тем, кто умеет ими пользоваться. Так, их очень любят мошенники. Например, в 1990-е годы около каждого выхода метро был аттракцион с наперстками или стаканчиками. Сколько людей поверило в иллюзию быстрых денег! Некоторые и сегодня так обманывают людей.

— Вы сами в чудеса верите?

Фокусники не верят в чудеса! Они рационалисты, прекрасно понимают, что у любого чуда есть объяснение. Поэтому я удивляюсь тому, как вроде умные люди дают себя оболванить, в кредиты влезают, чтобы какому-то экстрасенсу их отдать…

— Самый титулованный фокусник России Анатолий Карташкин всю жизнь занимался исследованием полтергейста и даже писал научные статьи об этом явлении. Неужели доцент МАИ и один из основателей Московского клуба фокусников тоже увлекся иллюзией?

— Я с ним никогда это не обсуждал, чтобы не быть отчисленным из клуба (смеется). Но все фотографии полтергейста, что я видел, — откровенная постановка! Возможно, что-то действительно существует. Но когда вокруг столько постановок, то верить можно только собственным глазам! А я пока ни разу с полтергейстом не встречался.

* «Ромэн» — Московский музыкально-драматический театр, артистами которого являются цыгане.

ДОСЬЕ

Римас Викторович Навицкас родился в 1954 году в Литве. Артист, сочетающий работу в разговорном и иллюзионном жанрах, конферансье-фокусник. В 1980 году окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства. В качестве фокусника выступал в Японии, Китае, Монголии, Словении, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах. Лауреат и дипломант ряда международных конкурсов иллюзионистов. Один из основателей Московского клуба фокусников.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.