Стоит обратиться к статистике: как меняется ситуация на отечественном авторынке
Сюжет:
Эксклюзивы ВМС 1 апреля отечественный авторынок в очередной раз начал перестраиваться. В свете борьбы с серым импортом автомобилей власти объявили о новых правилах ввоза автомобилей из-за рубежа для физических лиц. Теперь за машину, растаможенную в странах ЕАЭС, в России придется платить все акцизы и налоги. При ввозе авто через страны Таможенного союза нужно будет заплатить утилизационный сбор. То есть сэкономить на покупке через автоперегонщика теперь не получится. Подробнее о сложившейся ситуации на авторынке — в материале «Вечерней Москвы».
Про стоимость
Вспомните, как уже со второй половины 2022 года автодилеры России начали жаловаться, что их прибыль сократилась в три раза. В противовес им автоперегонщики получили возможность развить свой не всегда законный бизнес. Принятые меры нацелены прежде всего на защиту отечественного производителя.
Только совершенно не хочется, чтобы решение их проблем ударило по потребительскому карману. Чтобы понять, как меняется ситуация на отечественном авторынке, стоит обратиться к статистике. За квартал перед новой знаковой датой рост продаж легковых автомобилей по сравнению с тем же периодом годичной давности достиг значительной цифры — 93 процента. Эти данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
И его исполнительный директор Сергей Удалов, во-первых, связывает такой скачок с ожиданиями у населения поднятия курса доллара, а во-вторых, объясняет его именно желанием покупателей избежать дополнительных расходов, связанных с изменениями ввоза. Вместе с тем начавшийся месяц «новой жизни» на ценах авто от официальных дилеров совершенно не сказался. Эксперты «Автостата» отследили ценовые изменения с декабря и заметили постоянные незначительные колебания, что ни в коем случае нельзя связывать с нововведениями. А вот дальнейшие прогнозы неутешительны.
— Говорить о том, что цены пойдут вниз, не приходится. То, что происходит сейчас, увы ненадолго, мы ожидаем дальнейший рост цен, — заключил Сергей Удалов.
Есть смысл задуматься тем, кто не успевает накопить необходимую сумму на новое авто.
Выбор есть всегда
В эти последние месяцы разрыв между продажами отечественных «Лад» и «Москвичей» и иномарок не сократился в пользу последних, а наоборот. Но в спину российского автопрома упорно дышат китайские автопроизводители.
По сложившейся годами привычке многие из нас по-прежнему доверяют больше зарубежным машинам. В топ-5 самых завозимых на наш рынок китайских машин сегодня входят: «Джилли Монджаро», «Черри», «Омодо С5», «Хавал Джолион». Популярность «китайцев» оправдана, конечно, их доступностью, даже по ценам. Но по качеству авто из Поднебесной возникает по-прежнему масса вопросов. Руководитель Федерации автовладельцев России, директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев напоминает, что с 2021 года, сразу после пандемии, КНР заявила о своем активном выходе на мировой авторынок.
— Из-за серьезного внутреннего потребления китайцы были вынуждены делать более дешевые машины. Только с выходом на внешний рынок им пришлось в целом улучшать качество своих машин, — объясняет наступившие перемены Сергей Канаев.
Но тут же признает, что на своих машинах китайцы по-прежнему не любят ездить, предпочитают на американских и европейских. Только «японцев» у них мало из-за войны с японским автопромом.
— Они сами говорят, что их автомобили, к сожалению, пластиковые, тест-драйв не очень хорош. Отмечу отдельно двигатель, который они могут скопировать внешне, но добиться большого качества внутри пока не получается. Правда, за последние 10 лет и в этом направлении они продвинулись, — замечает эксперт.
Есть еще одно маленькое «или» — у китайцев получаются или дорогие машины, или некачественные. Что касается дешевых и качественных китайских машин, то, по мнению Канаева, таких найти невозможно. Среди экспертов попроще, из народа, бытует мнение, что при выборе автомобиля стоит обращать внимание на таксистов. Мол, некачественные машины в такси невыгодно брать. Постоянные простаивания в ремонте чреваты разорением для владельцев таксопарков. В последние месяцы желтые и белые «китайцы» с шашками на крышах буквально запрудили московские улицы. Неужели выбора иного нет?
— За рулем этой машины я всего-то месяц, новая совсем, — рассказывает корреспонденту «ВМ» таксист китайской «Джилли Акмал» Ашуров, — в ремонте пока не нуждался, но через 50 тысяч километров пробега так и должно быть. Сравниваю со «Шкодой», на которой работал раньше... Все же не в пользу этой. Здесь очень плохая шумоизоляция, печка меня беспокоит, маленькая. Уверен, лобовое стекло будет замерзать зимой при езде.
Вот и автоэксперт Сергей Канаев замечает недостаточную приспособленность китайских машин к суровым зимам. По сравнению с югом на севере КНР собственных китайских машин можно буквально по пальцам пересчитать.
Контрабандисты не дремлют
На рынке подержанных автомобилей, по данным аналитического агентства «Автостат», также не наблюдается затишья, и цены не падают. Объявлений о продаже б/у авто, кажется, не становится меньше. И вроде бы по вполне себе приемлемым ценам можно подыскать давно любимые нами иномарки. Но знающие люди не советуют пускаться в торги без помощи специалиста. Можно нарваться на жуликов. Продавец «Киа Спортейдж» с одной из популярных интернет-площадок, представившийся просто Антоном, рассказывает, что недавно подбирал в интернете подержанную машину для жены.
— В описании указывают, что машина небитая, обман выясняю при личном осмотре. Звоню по другому номеру, чтобы договориться о просмотре автомобиля, а там оказывается вообще представитель страховой компании, который с помощью объявления о продаже проверяет цены на машины. Тем, кто не очень в теме, без услуг автоподборщика не обойтись, но и автоподборщик может оказаться в сговоре с продавцом за некоторый процент, — рассуждает Антон. Кстати, на вопрос, почему он решился продать свою, парень признается — надеется все же найти себе лучший вариант. Из «Киа» он уже просто «вырос». Но насколько он честен?..
Недавно при попытке ввезти в Россию подержанные автомобили были задержаны граждане Южной Осетии Леван Бекоев и Владислав Кокоев. Они пытались незаконно обойти уплату таможенных платежей и налогов под видом переезда на постоянное жительство в Россию (для вынужденных иностранных переселенцев, беженцев существует такая льгота). Первый вез «Мерседес» 2021 года производства, а второй — «Додж Челленджер» 2014 года выпуска.
Подделку документов, фиктивную регистрацию гостей из Южной Осетии вовремя вскрыли оперативники Центральной акцизной таможни вместе с полицейскими Республики Северная Осетия — Алания. По результатам проведенных мероприятий было возбуждено два уголовных дела по п. «а» ч. 2 ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Скорее всего, пострадали не только контрабандисты, неприятные экономические потери понесли, конечно, и заказчики автомобилей.
Смотри в оба
Многие автовладельцы сегодня видят для себя единственный выход — бережное сохранение своих стареньких авто. Все их автопроблемы давно изучены, с умельцами-мастерами контакты налажены. Только с запчастями бывают перебои, разве что аналоговые выручают. Но и здесь не обходится без серого импорта.
Так, ровно год назад на территории известного Кунцевского рынка сотрудники оперативно-разыскного отдела Центральной акцизной таможни совместно со структурными таможенными подразделениями изъяли крупную партию контрафактных автозапчастей. Выйти на продавцов незаконным товаром таможенникам помогли рабочие встречи с российскими правообладателями иностранных автобрендов — «Фольксваген Акциенгезельшафт», «Хендэ Мотор Компани» и «Киа Корпорейшен». Год назад они еще продолжали работать в России.
— На территории России есть организации, в первую очередь юридические, которые профессионально занимаются защитой интересов различных правообладателей, их сотрудники сами отслеживают и выявляют случаи незаконного использования товарных знаков, — объясняет заместитель начальника ЦАТ ФТС России по правоохранительной деятельности Владимир Коптенко.
В рамках оперативного мероприятия было обнаружено более 2800 контрафактных автомобильных запасных частей. Общая сумма оцененного ущерба превысила 3 800 000 рублей. Нечестные предприниматели уже наказаны.
Есть смысл задуматься над этой историей и о правильном выборе продавцов автовладельцам. Специалист в сфере продаж, менеджер по запчастям московского автосервиса Сергей Кремешнов не скрывает, что и за качеством поставляемых на рынок автозапчастей должен быть налажен контроль.
— Мы работаем только с проверенными поставщиками, с которыми сотрудничаем уже годами. Пусть цены выше, зато продукция надежная. Появились приличные брендовые китайские запчасти, что-то можно подобрать, — уверяет Сергей.
Для проверки подлинности товара этот специалист предлагает обращаться за помощью на сайты официальных производителей, некоторые сохранились.
— К нам клиенты нередко приносят автомобильные запчасти, сделанные непонятно кем. Написано, например, на упаковке фильтра «Мерседес», а это и не «Мерседес» вовсе. Мы даже на ощупь это понимаем. Ни размеры, ни качество не соответствуют. А если попадется поддельная рулевая тяга? Хорошо, если она просто не встанет на свое посадочное место. Хуже будет, если подделку все-таки установят, а потом случится авария, — предупреждает менеджер Кремешнов.
Качественные запчасти можно найти
Опирается на собственный опыт водитель «пожилого» внедорожника «Вольво» со стажем вождения 30 лет Андрей Меркулов. Никакие предложения на современном авторынке его не привлекают, даже современные «китайцы».
— Не нужен мне напичканный электроникой гаджет. Если там что-то сломается, не дай бог, придется менять целые блоки, и ремонт обойдется чуть меньше стоимости новой машины, — честно отвечает Андрей и, как может, латает своего проверенного четырехколесного друга.
Детали для него знает где найти, с автомехаником дружит почти столько же лет, сколько ездит за рулем внедорожника.
Кстати, руководитель Федерации автовладельцев России, директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев также не видит больших проблем в приобретении качественных автозапчастей.
— 80 процентов запчастей почти всего мирового автопрома сегодня научился делать Китай. Как член экспертного совета при Государственной комиссии по контрафакту промышленной продукции ручаюсь за их качество, мы их не раз проверяли, — подчеркивает Сергей Канаев.
Если все же кто-то всерьез задумывается о приобретении в скором времени автомобиля, не лишним будет прислушаться к советам этого авторитетного эксперта.
— Российские, как и китайские автомобили, можно покупать новые, только среди китайских нужно выбирать недешевые. При выборе подержанных авто нужно отталкиваться от показателей его ликвидности. В первую пятерку ликвидных автомобилей сегодня входят «американцы», «японцы» и марки японско-американских концернов, — заключает специалист.
Вредный серый импорт
Сергей Радько, автоюрист:
— Одна из серьезных проблем у машин, ввезенных через серые поставки, — отсутствие гарантийного обслуживания. Раз они поставляются неофициально, то какой дилер согласится отвечать за поломки? По нашему Закону «О защите прав потребителей» «обиженный» покупатель может предъявлять требования только к организации-продавцу. Раньше это можно было сделать при наличии дилера или продавцу, или импортеру, или уполномоченной организации, которая дилером и является. Но если дилера нет, производитель за границей, а импортер — какая-то серая компания, то кому жаловаться? Это может быть просто фирма-однодневка. Помню конкретную историю с автомобилем EXEED, когда дилер отказался даже за наличные деньги просто ремонтировать, не по гарантии.
Объяснил тем, что компьютер не видит машину, нельзя определить, какие именно автозапчасти нужны. Я объяснил эту ситуацию как борьбу с серыми поставщиками. Недавнее введение утильсбора, налогов, акцизов приведет к нивелированию разницы цен между автомобилями из серого импорта и официальных дилеров. Покупатели, конечно, потеряют на этом. Но приведенные мною примеры показывают, как раньше подобная экономия могла испортить жизнь счастливому обладателю незаконно ввезенного авто.
Сегодня остались еще компании, готовые ввезти не только китайские иномарки, тех же «корейцев», «японцев», «американцев». Только беспроблемное техническое обслуживание им вряд ли обеспечено. Умельцев у нас, конечно, много. Но серьезная поломка может потребовать замены целого агрегата. Например, раньше коробку передач дилер был обязан привезти в течение 45 суток. Теперь же это «какая-то» компания может затянуть поставку до полугода, а то и больше. Желания у них есть, а с возможностями туго.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
10 лет назад средняя цена новой машины не превышала 907 тысяч рублей. 5 лет назад за новое авто среднего класса нужно было выложить уже как минимум 1,5 миллиона рублей. С 2013 по 2023 год цены на автомобили в России выросли почти втрое. Уже летом прошлого года приличную новую машину нельзя было купить ниже чем за 2,6 миллиона рублей. В этом году цены и на подержанные не очень старые автомобили превысили отметку в 2,2 миллиона рублей.