Не только Белка и Стрелка: истории о неизвестных покорителях космоса
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПервые полеты в космос совершили братья наши меньшие. А до легендарного полета Белки и Стрелки ученые запускали ракеты с другими испытателями. О неизвестных покорителях «Вечерней Москве» рассказала сотрудница Центрального дома авиации.
В Москве, в районе Петровского парка, есть один музей, малоизвестный широкой публике.
А зря! Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России появился 100 лет назад. Многие годы тут работает научным сотрудником Антонина Дементьева — преподаватель общественных наук Технического университета гражданской авиации. Ее отец, Герой Советского Союза Евгений Ильич Дементьев, военный летчик, прошедший всю войну, после выхода в отставку тоже работал в Доме авиации старшим научным сотрудником.
— Я с пяти лет живу в этом районе. И видела собак, которых готовили к суборбитальным полетам, — рассказывает Антонина Дементьева. — Мой папа, Герой Советского Союза, преподаватель Академии имени Н. Е. Жуковского Евгений Ильич Дементьев, уже будучи в отставке, работал заместителем директора этого музея. Район, где находится ЦДАиК, иногда называют колыбелью отечественной космонавтики.
— В 1929 году Николаю Егоровичу Жуковскому, ученому-механику, одному из «отцов» отечественной авиации, отдали Петровский путевой дворец. И там основали Институт красных авиаторов. Впоследствии он стал Военно-воздушной инженерной академией имени Жуковского, — рассказывает Антонина Деменьтева.
Антонина Евгеньевна рассказывает, что неподалеку от Петровского дворца стоит здание бывшей гостиницы «Мавритания».
— Именно в этом домике располагался Институт космической медицины. Мы жили в непосредственной близости от него. Там во дворе гуляли собачки. Сидели кролики, — говорит Антонина Дементьева. — Мы все очень любили с ними возиться. Помню, одну из крольчих звали Звездочка.
В 1957 году СССР с большим триумфом запустил первый искусственный спутник Земли. Люди по вечерам даже выходили на улицы, чтобы попытаться разглядеть в небе наш спутник.
Следом за СССР свой спутник пытались запустить американцы. Но ракета со спутником взорвалась прямо на стартовой площадке.
Пока американцы совершали робкие попытки запуска спутника, а в 1957 году СССР объявил о запуске второго корабля. Уже с собакой на борту. «Спутник-2» вышел на околоземную орбиту с собакой по кличке Лайка. Возвращение «космонавта» на Землю не предусматривалось конструкцией корабля...
А уже через три года в космос полетели Белка и Стрелка. Но и они были дублерами. За месяц до этого пара собак взорвалась при полете. В их числе была и любимая собака Королева. Собачек звали Лисичка и Чайка. Сергей Павлович очень переживал. И даже шепнул перед полетом Лисичке на ушко: «Я хочу, чтобы ты вернулась…» Но этого не случилось. В результате полетели Белка и Стрелка и благополучно вернулись на Землю. У Стрелки потом были даже щенки. Несмотря на то, что Антонина Евгеньевна в то время была еще маленькой девочкой, они с подружками точно знали, по каким параметрам собак отбирали для полетов.
— Они обязательно должны были быть дворняжками, — рассказывает научный сотрудник. — 35 сантиметров в холке и весом до шести килограммов. Возрастом от двух до пяти лет, со светлой шерсткой.
После полета Белки и Стрелки везде начали показывать их фото. И одна из подружек Антонины Дементьевой, которая видела этих собак перед полетом, заметила, что это вовсе не те, что они видели.
— Мы побежали в институт и попросили позвать «дядю Стрелкова» (Сергей Павлович Стрелков — ученый-физик, инженер. — «ВМ»), — рассказывает Антонина Дементьева. — Тогда он признался нам, что собак пришлось переименовать. До полета Белку звали Альбина. А Стрелку — Маркиза. Ну мы же не могли первыми запустить в космос собак с такими именами...
Стоит отметить, что перед орбитальными космическими полетами начались суборбитальные, когда летательный аппарат достигал лишь границ космоса.
— Такие полеты начались в 1951 году. За первое время испытаний погибло около 20 собак. Но первыми, кто отправился в космос были Цыган и Дезик. Цыгана после полета оставили на Земле. А Дезик летал несколько лет подряд, но в каком-то из полетов разбился.
Когда готовился шестой полет, на космодром привезли двух собачек — Непутевого и Смелого. И во время прогулки Смелый сорвался и убежал. Все перепугались — ракета стоит на старте, приехал генеральный конструктор Сергей Павлович Королев. А собаки нет. Из положения вышли так: нашли щенка подходящего размера и запустили без подготовки.
Полет прошел хорошо. Собаки приземлились. Когда открыли контейнер, оттуда вместо дворняжки вылез пес с ушами, как у спаниеля... Королев спрашивает: «А это еще кто? Что с ним космос сделал?...» Ну и пришлось всем признаться.
— Ну и хорошо, — сказал Сергей Павлович. — А как его зовут? — Мы не успели придумать кличку, — отвечают ему. — Мы называем ЗИБ — по трем первым буквам: Заместитель Исчезнувшего Бобика. ЗИБ слетал несколько раз. А потом вырос в крупную собаку. Его забрал кто-то из академиков. И пес прожил долгую и счастливую жизнь.