На современных электрических колясках инвалиды могут поехать на дачу, в лес за грибами, на рыбалку и даже в торговый центр!
— А не низковата ли у нее спинка? — спросили эксперты в широких инвалидных колясках, задумчиво глядя на небольшую конструкцию, своими габаритами больше напоминающую пуфик.
— Для спинальников — в самый раз, — ответил Сергей Красноголовец, директор ООО «Кумото».
Итак, испытываются три модели. Одна — вот этот самый «пуфик». Две другие внешним видом больше напоминали скутеры: один побольше, второй поменьше. Производитель колясок — Великобритания, а сборка, как это сейчас часто бывает, китайская.
С одной стороны — представитель фирмы-распространителя.
С другой — трое потенциальных пользователей этой техники: Светлана Носачева, Андрей Елагин и Леонид Каплун. Между ними, как третейский судья, директор реабилитационного центра Владислав Прикулс. Им решать, подойдут ли московским инвалидам эти коляски.
Сергей сел на «пуфик» и начал демонстрировать его маневренность. Выясняется, что коляска отлично проходит в узкий дверной проем и может фактически крутиться на одном месте. Кстати, при движении задом коляска издает предупреждающий писк, как спецтехника.
— Ею можно пользоваться даже в наших хрущевках, — поясняет Сергей Красноголовец. — У производителя была цель — создать максимально мобильное средство передвижения.
После осмотра «пуфика» перешли к «скутерам». И Владислав Прикулс прежде всего обращается к собравшимся экспертам с таким вопросом: а есть ли у вас место, где можно держать эту махину? Ну, вот у Леонида Каплуна есть гараж. А у остальных? Постепенно эксперты покидают свои кресла — широкие, с высокими узкими колесами на спицах — и пересаживаются в электроколяски. Светлана Носачева, проезжая мимо меня на маленьком «скутере», жалуется: длины рук не хватает. Пересела на большой — и чувствует себя в нем вполне комфортно.
Ну а сев на «пуфик», выразилась так: «вот эта — вообще офигительна!» Андрею Елагину на большом «скутере» тоже комфортно. На «пуфик» садиться отказался: площадка для ног слишком маленькая, девать некуда.
— Есть возможность поставить более длинную площадку, — пояснил Сергей Красноголовец.
После того как эксперты в десятый раз упомянули низкую спинку у ≪пуфика≫, Сергей снял сиденье с модели МТ-030 — большое, с высокой спинкой и подголовником — и поставил его на «пуфик».
— Тут все модульное, взаимозаменяемое, как конструктор, — объяснил он. — Можно, например, при необходимости поставить дополнительные ремни для ног.
— Сиденье с низкой спинкой действительно не годится для шейников, — считает Владислав Прикулс. — Но если вот так переставить сиденья, то эта модель вполне подойдет и для шейников.
— В целом модели хорошие, делались с таким расчетом, чтобы можно было проехать везде.
И очень важно, что есть возможность менять модули и подбирать конструкцию индивидуально. Но при этом коляски эти не под любой размер. Тучному или высокому человеку они уже не очень подходят. Поэтому производителю надо продумать, как расширить сиденье.
Ну и систему крепления для ног надо проработать.
Еще интересный момент: коляски типа «скутер» оснащены корзинкой, которой можно пользоваться, к примеру, в магазинах.
— Многие торговые центры покупают у нас эти коляски, — говорит Сергей Красноголовец. — Когда к ним приезжает человек в обычном инвалидном кресле, ему предлагают временно пересесть на электроколяску с корзинкой и по торговому залу ездить на ней.
Кроме того, подобные «скутеры» дают возможность выехать туда, куда людям после получения инвалидности просто-напросто не попасть. Например, в лес за грибами. Или на рыбалку. На дачу! Низкие широкие колеса вполне способны пройти по лесу.
Заряда у большого «скутера» хватит аж на 45 километров — вполне достаточно, чтобы смотаться километров за 15–20 за город. У маленького поменьше — всего на 18 километров.
Словом, современная техника может предоставить коляски на любой вкус — маленькую мобильную для квартиры (даже такой тесной, как «хрущоба»), изящную городскую и — для загородных прогулок.