Семья — ты космос: чета Шкаплеровых в августе отметит 30-летие совместной жизни
Мы продолжаем постоянную рубрику, посвященную Году семьи, учрежденному президентом России Владимиром Путиным. В этот раз героем публикации стала семья Героя России, полковника Военно-воздушных сил Российской Федерации, космонавта Антона Шкаплерова. Недавно чета получила медаль «За любовь и верность», которую вручают супругам, зарегистрировавшим брак не менее 25 лет назад и получившим известность среди сограждан крепостью семейных устоев.
Вес скафандра превышает 120 килограммов. Космонавт может удержать его на одном мизинце. И это не суперспособность — так может каждый человек. Условие только одно — оказаться в невесомости. Потому что в невесомости у предметов нет веса, и человек в принципе может поднять любой объект. Запомните этот важный момент, мы к нему еще вернемся.
Часть первая. Сердечная связь
Татьяне Петровне — супруге Антона Шкаплерова — тысячу раз задавали вопрос: каково это — выйти замуж за космонавта? Ответ неизменен все эти тысячу раз: «Я не знаю».
— Потому что я выходила замуж за летчика, за лейтенанта, но не за космонавта, — говорит Татьяна Петровна. — Мне никто не пророчил будущее жены космонавта. Мне пророчили гарнизонную жизнь. Поедешь в Читу? Конечно же, да. Когда тебе 20 с небольшим, тебя вообще почти ничего не пугает. Чита, Дальний Восток, да хоть на край света, на остров в океане. Поедем куда угодно, лишь бы вместе. Вот и поехали.
Они встретились 32 года назад. Он курсант, она студентка. У Антона Николаевича намерения были серьезные — он об этом предупредил сразу. Но роспись назначили через два года, чтобы сначала окончить образование. Курсант не может содержать семью — не зарабатывает для этого достаточно. Придется подождать. Так все и случилось. Расписались, началась семейная жизнь. — Я никогда не боялся летать, уже с 15 лет начал управлять самолетом, а в 16 совершил первый самостоятельный полет, — рассказывает Антон Шкаплеров. — Таковы международные правила. Управлять самолетом можно с 16 лет. А вот права на машину получил в 18. Уже оканчивая школу, я понимал, что не буду, как папа, — моряком-подводником. Твердо решил связать свою жизнь с небом. Но никогда бы и не подумал, что я, обычный парень, из обычной, пусть и военной, семьи смогу стать космонавтом. Я не мастер спорта, не олимпийский чемпион. Я просто обычный парень, которому очень нравится летать.
— Было ли тяжело, когда он улетал? Да, конечно. Мы же девочки. Счета, машины, бытовые сложности… Приходится разбираться, что происходит с котлом в частном доме, — рассказывает старшая дочь космонавта Кристина.
— Но мы не оторваны совсем друг от друга, — дополняет ее слова Татьяна Петровна. — У нас связи намного больше, чем у подводников, которые уходят в море. Есть возможность позвонить, и Антон звонит мне несколько раз в день, мы все решаем сообща.
Расстояние от поверхности планеты Земля до Международной космической станции — 400 километров. Сверху планета выглядит, как драгоценный голубой шар в нежной дымке облаков. Она огромна и прекрасна.
Командировка космонавта длится около полугода. Причем часть времени — это поездки для тренировок в разные страны мира, а часть — это собственно предполетная подготовка, когда команду изолируют от семьи. Встречи, если и возможны, то только через стекло.
— Улетая, я понимаю, что и машина может сломаться, и с котлом могут быть проблемы, — говорит Антон Николаевич. — У нас у каждого в космосе есть спутниковый телефон, и ты можешь звонить сколько угодно. Конечно, когда длительное время пребываешь в замкнутом помещении с одними и теми же людьми, испытываешь дефицит общения. И я звоню семье. А кому еще? Мы живем по Гринвичу, это плюс три часа ко времени в Москве. То есть мы просыпаемся в 6 часов утра, а в Москве в это время уже девять, и я могу позвонить жене и девочкам. Узнать, как у них дела. Ну и еще — я пишу инструкцию для супруги: что и где лежит, что нужно сделать, оплатить ли счета, кому звонить в случае поломки техники. Это уже традиция.
Часть вторая. Звезды ближе, чем кажется
Когда космический корабль стартует к звездам, семьи экипажа прилетают на космодром — смотреть запуск.
— Мы летали все четыре раза, провожать, — вспоминает Татьяна Петровна. — Были и ночные старты, и дневные. А однажды во время старта был страшный снегопад. И ракеты на мониторах было практически не видно. Обычно нам запрещают покидать помещение — это небезопасно. Но в тот раз семьи очень настойчиво просили выйти и увидеть все своими глазами. Конечно же, нельзя, конечно же, нас отговаривали. Но если жены космонавтов чего-то хотят… В общем, нам сказали — идите, идите, посмотрите и почувствуйте, как дрожит земля. А это правда. Когда ребята взлетают, земля дрожит… За пеленой снега ракету мы так и не увидели. Только пламя. Знаете, такой фонарик, который быстро улетает вверх, растворяется в снегопаде. Это очень красиво.
Еще один момент — стыковка. Да каждый момент волнительный! Это же любимый человек — там, далеко от Земли.
— У меня большая часть командировок была в зимнее время, — рассказывает Антон Николаевич. — Я четыре раза встречал в космосе Новый год, отмечал свой день рождения. Даже 50-летний юбилей отметил в космосе. В этом плане я рекордсмен. У нас там сублимированные продукты. Накрываем стол, конечно. За полгода, естественно, все приедается, и семья отправляет нам любимые приправы.
Да, к МКС летают грузовые корабли. И семья космонавта отправляет посылки — с любимыми приправами, подарками на торжества. На коробках указаны даты, когда следует открыть ту или иную посылку. Экипаж этих дат ждет, всегда любопытно, что же там, в праздничной коробке.
— Для нас это могут быть какие-то мелочи (ну, здесь на Земле так кажется), а для них это очень важно, это тепло дома, связь с семьей, — говорит старшая дочь Кристина. — На 50-летний юбилей мы им передали праздничные колпачки и шары… Пап, все забываю спросить, а как вы их там надули?
— Ну как, воздухом, конечно же,— смеется Антон Шкаплеров.
— Готовим календари на полгода, с семейными фотографиями, чтобы он был у него в каюте и мог посчитать дни до своего возвращения, — продолжает рассказ Кристина. — При этом мы делаем не только одному космонавту подарки — своему, пусть папа и командир экипажа, мы дарим всем, чтобы никому обидно не было.
А свой первый в жизни старт космического корабля младшая дочь космонавта Кира проспала. — Мне было всего пять, а старт был ночью, и я, конечно же, не выдержала, заснула, — смеется она.
Часть третья. Рассвет каждые сорок пять минут
Антон Шкаплеров снялся в фильме «Вызов». Экипаж помогал съемочной группе киноленты. Теперь Антона Николаевича узнают на улице и берут автографы. На вопрос «чувствуете ли себя кинозвездой» смеется и говорит: «чуть-чуть».
— Не как Юлия Пересильд, конечно, — добавляет он. — Фильм получился очень хороший, семейный, добрый, хотя и длинноватый — 2 часа 40 минут длится… И все равно далеко не все попало, что мы снимали. Режиссер Клим Шипенко показал высокий класс работы, ядо этого даже не задумывался, насколько это сложная профессия. Он выставлял камеру, работал и оператором, и звукорежиссером, и художником по свету.
Оборот вокруг Земли МКС делает за полтора часа. Это значит, что прекрасные кадры с рассветами и закатами можно снять каждые 45 минут. Режиссер много внимания уделял иллюминаторам в кадре.
— Мы доснимали на Земле еще часть, — рассказывает Антон Шкаплеров. — Около сотни людей участвовали в съемках уникального фильма. В этот момент я осознал, насколько огромную работу провернула съемочная группа в космосе.
Волновался ли космонавт, как будет выглядеть в кадре? Задумывался ли о том, как вообще будет воспринят этот фильм?
— Да я даже не думал, что эта кинолента станет такой популярной, — говорит Антон Шкаплеров. — Мы часто что-то снимаем в космосе — в основном документальное научное кино. А тут такая красивая художественная работа, которая впечатлила огромное количество зрителей.
— У папы могла бы случиться и кинокарьера, — поддерживает рассказ Кристина. — Он прекрасно выглядит в кадре. Мы были на нескольких съемочных днях всей семьей. И потом на предпоказе в Кремле.
Часть четвертая. Дом встречает теплом
А встречи с семьей всегда самые теплые. В космосе мало запахов, и потому дома Антона Николаевича встречают шашлыком, жареной картошкой и теплыми улыбками.
После длительной командировки семья старается как можно больше времени проводить вместе. Ездит в совместные отпуска, ходит в музеи.
— Нам нравится парк «Северное Тушино», и мы бы очень хотели, чтобы и в Южном Тушине были подобные площадки для отдыха, — рассказывает Кристина. — Ходим в музеи обязательно. Часто бываем в павильоне «Космос» на ВДНХ не только по папиной работе, а и вообще. Еще хотелось бы посетить павильон «Атом», говорят, там шикарная экспозиция.
Решения в семье Шкаплеровых принимаются сообща. И по части отдыха, и по части бытовых вопросов. Куда поступать и кем стать — это все обсуждается совместно. Кристина выбрала карьеру нефтяника и делится с папой впечатлениями с буровой в океане — как она похожа на космический корабль, а Кира мечтает освоить профессию психолога.
— Дети выросли, да, — говорит Антон Николаевич. — И нет особо никакого секрета семейной жизни. Я просто стараюсь все время удивлять супругу, радовать ее. Побольше времени проводить рядом. Сейчас это уже намного проще. Я в космос больше не собираюсь.
Сейчас Антон Николаевич занимается отбором и последующим контролем подготовки космонавтов.
P.S. Для современных людей брак зачастую — обуза. Побыть в отношениях год-два и разбежаться — почему бы и нет? Но Антон Николаевич не согласен с таким подходом к жизни. В его окружении крепкие счастливые семьи, причем не важно, молодые это семьи или уже сложившиеся несколько десятилетий тому назад.
— Знаете, и раньше разводились, хотя при советской власти это очень не приветствовалось, некоторые космонавты из-за такого даже теряли возможность полететь к звездам, — рассуждает Антон Николаевич. — Мне кажется, что сейчас, наоборот, семьи стали крепче. Когда обратились к религии, количество разводов сократилось. Как прожить 30 лет вместе и не рассориться в пух и прах? Я даже не знаю. Наверное, оттуда, из космоса, когда видишь Землю, кажется, что все бытовые проблемы — такая мелочь… На что мы тратим время? Надо любить друг друга. И доверять, и не стесняться предложить помощь.
...Скафандр в невесомости очень легко поднять. Самое сложное — ежесекундно преодолевать сопротивление воздуха, которым наполнен скафандр. Любая работа превращается в сверхзадачу — нужно приложить усилия, чтобы сжать кулак, согнуть руку. Это точная аналогия и для семейной жизни. Кажется, это приятная прогулка в компании с любимым, но есть и внутреннее сопротивление, которое нужно преодолевать, чтобы построить крепкую семью. Антону Николаевичу это удалось. И он убежден, что весь секрет этого в одном: в свое время он сделал правильный выбор.
ДОСЬЕ
Антон Николаевич Шкаплеров родился 20 февраля 1972 года в Севастополе. Прошел путь от старшего летчика-инструктора пилотажной группы до командира транспортного пилотируемого космического корабля. В активе Антона Николаевича, дослужившегося до звания полковника ВВС, имеется ряд знаков отличия, медалей и орденов. Звание «Героя России» ему присвоено за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции. В 2021 году Шкаплеров стал участником проекта Роскосмоса и Первого канала «Вызов». По замыслу создателей, космонавт, назначенный командиром корабля «Союз МС-19», должен был обеспечить техподдержку съемок в безвоздушном пространстве.
КСТАТИ
Наборы в космонавты сейчас открытые. К отбору допускаются граждане Российской Федерации до 35 лет, с высшим образованием по профилю: информатика и вычислительная техника; электроника, радиотехника и системы связи; фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии; электро- и теплоэнергетика; ядерная энергетика и технологии; машиностроение; физико-технические науки и технологии; авиационная и ракетно-космическая техника; аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники; нанотехнологии и наноматериалы; математика и механика; физика и астрономия; химия или биологические науки. При этом опыт работы по специальности после окончания вуза должен быть не менее трех лет. К отбору также допускаются претенденты, имеющие высшее образование в области медицинских наук (лечебно-профилактическое дело), с опытом работы не менее 3 лет в области авиационно-космической, подводной, военной медицины или медицины катастроф.