Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Милена Авимская: Офицеры не терпят фальши

Общество
Милена Авимская: Офицеры не терпят фальши
Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Театр Российской армии в следующем сезоне отметит 95-летие. Он подходит к важной дате с обновленным руководством и новым главным режиссером — Александром Лазаревым. В марте директором театра стала Милена Авимская. Мы поговорили с ней о запланированных премьерах, поддержке военнослужащих во время спецоперации и других проектах, которые уже осенью удивят столичную публику.

Традиционно лето для театров — время отпусков перед новым сезоном. Однако в Театре Российской армии кипит работа, и директор Милена Авимская погружена в подготовку праздничных проектов. Мы встретились в ее кабинете, где висит портрет Константина Станиславского с дарственной надписью своему ученику Алексею Попову — первому художественному руководителю, заложившему многие принципы работы театра для военнослужащих. Мы узнали, как живет Театр Российской армии сегодня и какие изменения планируются к юбилею.

— Милена Юрьевна, как готовитесь к юбилейному сезону?

— Запланировано десять премьер! Такого в последние годы в нашем театре не было — максимум семь. Четырех премьер на Большой сцене за один сезон не было за последние 30 лет. Но мы с Александром Лазаревым (главный режиссер Театра Российской армии. — «ВМ») решили, что необходимо обновлять репертуар. В числе последних премьер «Маскарад» Нины Чусовой с Александром Домогаровым, «Капитанская дочка» Павла Сафонова на Большой сцене. На Малой — «Женитьба» Юрия Маковского, «Девочки» Юлии Шульевой. Хочется, чтобы таких спектаклей было больше.

— Имена и названия уже можно раскрыть?

— 18 сентября откроем сезон музыкальным спектаклем «Гусарская баллада» в постановке Татьяны Константиновой, роли Ржевского и Жермон исполнят Дмитрий Дюжев и Анна Большова. Александр Лазарев репетирует «Роман» по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова с Александром Домогаровым и Александром Балуевым.

Это важно, что в наших спектаклях заняты большие, любимые зрителями артисты — Екатерина Стриженова, Анастасия Стоцкая, Михаил Полицеймако, Мария Порошина.

В преддверии 80-летия Победы Игорь Угольников делает спектакль с рабочим названием «Суд народов», где события Нюрнбергского процесса рефреном проходят через спектакль, но не являются его основой. В июне Глеб Матвейчук представит музыкальный спектакль «Ревизор» — такой постановки пьесы Гоголя в еще не было.

В спектакле «Роман» на сцене будут четыре вороных коня, в «Гусарской балладе» на белой лошади будет выезжать Жермон. У Угольникова в постановке будут самолет, он сейчас уже ждет в Хатыни, и танк.

— Настоящая техника?

— Конечно. Пока это планы, но очень хочется, чтобы все в итоге случилось именно так, как мы задумали. У нас также будут ставить Галина Полищук, Юрий Маковский и Андрей Бадулин, который уже больше 30 лет служит в Театре армии. Придут и молодые режиссеры. Мария Федосова выпустит на Малой сцене «Так называемая личная жизнь» Константина Симонова с Андреем Кайковым и Марией Порошиной. По повестям Бориса Васильева Ирина Керученко готовит спектакль «Завтра была война», а Арина Бессергенева — постановку «Жила-была Клавочка». И еще ведем переговоры с Асей Князевой, которая, вероятно, тоже присоединится к нам.

— Почему делаете ставку на молодых?

— Театр — это отражение жизни. Я хочу, чтобы молодежь также часто к нам ходила, как и взрослая аудитория, и, естественно, с ними нужно говорить на одном языке, и это дело молодых режиссеров. Опять же то, как сегодня Юлия Шульева сделала у нас спектакль «Девочки» про Зою Космодемьянскую, подчеркивает правоту моих слов. Это не ура-патриотизм, а нежная, пронзительная история. Смотришь и не веришь, что речь о событиях 1941 года, кажется, что это про сегодняшний день. Сейчас та же ситуация, и страна требует тех же подвигов. Наша молодая публика, кадеты, суворовцы, девочки из Пансиона воспитанниц (специализированное учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации, предназначенное для обучения дочерей военнослужащих. — «ВМ») и просто школьники, с которыми мы обсуждаем спектакль после просмотра, подчеркивают, что все события выглядят очень актуально.

Молодые режиссеры очень нужны театру для того, чтобы находить свой язык для нового поколения зрителей.

— Юлия Шульева поставила и спектакль «Серая зона» о Донбассе. Это отдельное направление вашего театра — поиск пьес о спецоперации?

— Я думаю, нельзя сказать, что это отдельная тема именно нашего театра. Это касается всех. Опять же возвращаемся к тому, что наш вид искусства подразумевает отражение жизни, и хотелось бы, чтобы культурная общественность внимательно относилась к тому, что происходит. У меня в кабинете висит флаг Донецкой Республики с подписями Героев РоссииРомана Кулакова и Олега Пивоварова, которые сейчас в госпитале в Москве проходят реабилитацию. Они подарили его, когда пришли на спектакль «Данькина каска». Через полгода мы встретились, и они удивились, что флаг до сих пор у меня на стене. Я ответила, что пока они там, их подарок будет у меня в кабинете.

Ребятам нужна надежная опора здесь, в тылу. Когда мы ставим спектакли о событиях на Донбассе, приходят зрители, обнимают наших артистов и говорят: «Спасибо за правду». Мы же многого не знаем, живем обычной жизнью и уже привыкли к новостному фону, поэтому необходимо напоминать, что происходит.

— Такое участие — один из главных принципов Театра Российской армии со дня основания, верно?

— Да, для нашей труппы девизом всегда были слова: «Театр для армии, театр об армии», — а сейчас мы добавили строчку — «Театр всегда с армией». Наши бригады ездили по фронтам Великой Отечественной войны, выезжали в Афганистан и Чечню, в Сирию, и сейчас мы все время «за ленточкой».

Наша актриса Нина Сазонова рассказывала, что однажды пришла на репетицию, а Алексей Попов (первый художественный руководитель. — «ВМ») говорит: «Поехали на Белорусский вокзал». Собрал девчонок как есть, гармониста — и таким составом они провожали бойцов на фронт. И та же Нина Сазонова через четыре года на ступенях рейхстага вместе с Лидией Руслановой пела для победителей.

— Сейчас только концертные бригады или еще гуманитарная помощь?

— Гуманитарную помощь мы не афишируем, «пусть левая рука не знает, что делает правая», так говорится в Евангелии. Это ведь искреннее намерение и выбор каждого. Официально от театра отправляли УАЗ для морпехов, коптеры, то, что точно пригодится. Артисты ездят в командировки «за ленточку» бригадами по три-пять человек — больше нельзя, ведь есть ограничения по безопасности.

— И зрителями к вам на спектакли приходят тоже участники боевых действий?

— Да, мы приглашаем их специально. Или сами навещаем — приезжаем в госпитали с праздничной программой, приносим подарки, открытки, в которых написано: «На Суворовской площади есть ваш театр. Когда выздоровеете, позвоните нам — для вас всегда есть пригласительные».

В спектакле «Театр Звезда» есть сцена, когда бригада едет в поезде вместе с бойцами и артистка говорит солдату: «Митька, ты не переживай! В Москве построили театр для тебя!» Это важные слова, которые тоже стали для нас лозунгом.

Сейчас мы придумали проект, который назвали «Клуб СВОих», запустим в сентябре. Раз или два в неделю в назначенный час будет проходить отдельное мероприятие для участников спецоперации, где они могут встретиться с сослуживцами, с теми, кто в отпуске или уже завершил службу. Планируются творческие встречи, кинопоказы, концерты. Я думаю, это важно сегодня — чтобы бойцы понимали, что есть в Москве место, где их всегда ждут.

— А поддержка семей военнослужащих?

— Конечно, спектакли предназначены еще для тех матерей и жен, кто переживает за своих мужчин, или даже потерял их. Как «Капитанская дочка», где Мироновы стойко отстаивают свою крепость, и это большой героизм, так же как и смелость Маши Мироновой и великодушие императрицы. В этом наш русский код — в решительности и милосердии. Тут есть ответы на те вопросы, которые будут задавать вернувшиеся ребята, — зачем это все было? Потому что по-другому нельзя. Почему погибли Миронов или Зоя Космодемьянская? Все эти истории о том, что можно прожить простую жизнь, заботиться об одном человеке, а можно — о взводе, батальоне или целой стране. Что ж, каждый выбирает по себе, как в известном стихотворении. В общем, мы выбираем тот путь... Мы должны поддержать и в трудную минуту, и тогда, когда испытания уже позади, но еще болят незалеченные раны. Но еще раз подчеркну — без лишней плакатности, криков. Спектакли — пример жизни других людей. И именно эта форма имеет особую ценность. Кино можно выключить, поставить на паузу. А здесь ты понимаешь: люди работают специально для тебя, и двух одинаковых показов никогда не случится, энергия рождается только один раз. Именно поэтому я и люблю театр — он всегда предполагает новизну.

— Вы первая здесь женщина-директор. Сталкивались ли с недоверием со стороны офицеров?

— Первые шесть лет, еще на должности заместителя директора, были проведены в наковальне, честно признаюсь. Но авторитет нужно завоевывать в любом коллективе, в этом нет ничего удивительного. Я по-настоящему люблю наше искусство не только как свою работу, поэтому мне важно, чтобы в нашем названии именно слово «театр» было на первом месте. То, что он создан для армии, означает, что у нас должны быть четко расставлены акценты. При этом жизнь военных — жизнь людей, просто у них развиты такие качества, как доблесть, мужество, отвага, честь. Наши зрители острее чувствуют ложь и фальшь, потому что знают ту правду, которую нам с вами не доводится видеть. Недавно на спектакль «Данькина каска» к нам пришли участники спецоперации, которые приехали в командировку. Мы безумно волновались. Потом они говорили с артистами. Ребятам было неловко сначала — вроде же ровесники, но они воюют, а наши, мол, что-то тут на сцене играют. А бойцы потом сказали: «Так здорово! Мы вспомнили, как мы в окопах сидели, над чем хохотали, как пели, как еду готовили, и такой же снайпер с нами служил...». И тут мы поняли — все, что мы делали, было для того, чтобы пробудить в них теплые чувства, эмоции, которые для них важны. Война же не только из грязи и страха, там же есть и дружба, и минуты отдыха, и любовь...

Поэтому и нужен театр, где есть все: «Женитьба» Гоголя и история Зои Космодемьянской, «Серая зона» про Донбасс, и «Дом под снос» о пожилых людях, в которых узнаются собственные бабушки и дедушки или родители...

— В последние годы Театр Российской армии очень изменился, о нем чаще говорят...

— Да. Все государственные учреждения получают финансирование, и полученный бюджет накладывает на нас ответственность. Поэтому мы должны работать с абсолютной самоотдачей. Я обновила команду, считаю, что работают профессионалы, хорошо знающие театральное дело. Я рада, что главный режиссер — народный артист России Александр Лазарев.

Сейчас время требует детального подхода. Тем более когда мы говорим о нашем театре с огромной историей! Руководство СССР привлекло самые передовые силы — здание строили лучшие архитекторы, проектировщики, интерьерами занимались ведущие художники. И мы обязаны продолжать эту традицию и приглашать лучших режиссеров, художников и композиторов в наш театр.

— Слышу по звукам дрели, ремонт у вас идет полным ходом...

— Начали с реставрации антикварной мебели 1930-х годов и ремонта дамских уборных. Поставим гримерные столики, в фойе появятся диваны, которые были в интерьерах еще при архитекторах Каро Алабяне и Василии Симбирцеве в 1940 году, когда театр только открылся. Мне хочется запечатлеть исторические моменты, но при этом чтобы зрители приходили не в музей, а в современный театр, где берегут традиции. Еще хотим поставить медиаэкраны и установить на фасаде вывеску. Техническое оснащение и машинерия сцены поражают даже сейчас. Например, наш знаменитый трюм под сценой, где снимался фильм «Кин-дза-дза»! Один художник заметил, какие крепления установлены, и сказал, что не видел такого ни на одной площадке — они используются только в военных кораблях. Наверное, из-за архитектуры в том числе мы так популярны у кинематографистов — у нас снималась «Карнавальная ночь», а из недавнего — «Мастер и Маргарита». Так что мы все должны сохранить и передать потомкам, чтобы даже через сто лет они восхищались величием советского искусства.

— Полет мыслей и правда был невиданный, даже для того времени...

— Да! И приглашали самых лучших — Александр Дейнека, Лев Бруни, братья Фаворские, Павел Соколов-Скаля, Александр Герасимов. Они делали все, от монументальных панно до плафонов и проектировки узоров на полу. По специальным эскизам изготавливалась мебель, люстры. Театр пока не требует реконструкции, только косметическое обновление. Но в зале мы будем выносить звуковую рубку ближе к сцене — это решит многие вопросы со звуком. Композитор Николай Парфенюк, который делает спектакль «Роман», услышал посторонние шумы из-за соприкасающихся колонок, их размещения и предложил решение. В новом сезоне добавим кофейни и буфеты для зрителей — чтобы всем было удобно и комфортно проводить время в театре.

— На какие спектакли билеты полностью выкупаются?

— «Маскарад», «Леди на день» и «Капитанская дочка». Хотя я не люблю этот вопрос. Спектакли — как дети, никогда нельзя сказать, какой из них лучше.

— Есть ли постановки, которые посвящены истории?

— Да, спектакль-экскурсия «Театр Звезда». Он появился, когда я только пришла в театр и мне захотелось сделать что-то, что подняло бы энергию успеха, которая была в этом театре долгие годы. Например, в 1946 году, когда на сцену выходил Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев». Тогда вся Москва приходила, конная полиция следила за порядком в очереди, чтобы не было давки! Сейчас на некоторые спектакли тоже очередь от метро, и я понимаю, что часть этой энергии к нам вернулась. Когда он еще только готовился, мы даже ездили на кладбище к Алексею Попову за благословением. Этот спектакль об истории театра начиная от 1940 года, когда открылось здание. Нужно пройти 1720 шагов по 13 местам в театре.

— Необычные форматы будут в новом сезоне?

— Да, мы хотим сделать иммерсивный спектакль к 80-летию Победы. У нас был автоспектакль «Вехи Великой Победы», где зрители от нашей Экспериментальной сцены на автобусе ехали в бункер Сталина, потом на Знаменку, в Генштаб, потом в Музей Вооруженных сил. Сейчас проект приостановлен, но работаем над пешим маршрутом по Москве. Главное, что эти эксперименты интересны самим артистам — совсем другое взаимодействие с публикой.

— Какое место в театре у вас любимое?

— Честно признаться, нет такого. Но есть любимый момент: мне нравится выходить в фойе после спектакля и наблюдать за нашими зрителями — они пришли к нам погруженными в дела, а уходят с другими лицами, их жизнь преобразилась. Душа свернулась и развернулась снова. Тогда я понимаю, что мы все делаем правильно!

ДОСЬЕ

Милена Авимская родилась в 1977 году в Петропавловске. В 2001 году заняла должность заместителя директора Сургутского музыкально-драматического театра. С 2005 года являлась организатором и продюсером фестивалей «Культура. Взгляд в будущее», «Лестница», «Летние дачи» в Сокольниках, патриотического смотра «Я горжусь» и других. С 2013 по 2014 год была заместителем директора ГБУК города Москвы «Дирекция проекта «Открытая сцена». В октябре 2016 года заняла должность заместителя директора Центрального академического театра Российской армии, а в 2024 году назначена директором. Преподает в Высшей школе деятелей сценических искусств «Театральная школа Константина Райкина».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.